Андрей Григорьев специально для TUT.BY

17 октября Республиканский институт контроля знаний опубликовал нововведения в подсчете результатов ЦТ. Что изменилось? Теперь каждому тестовому заданию присваивается свой балл, который будет известен заранее. Это дает возможность не выполнять все задания. Достаточно подсчитать, сколько баллов нужно, чтобы поступить на запланированный факультет, правильно ответить на вопросы — и абитуриент уже студент. Помимо этого, даже за частично правильный ответ в задании можно будет получить балл. Закономерно эта новость вызвала новую волну недовольства со стороны родителей и некоторых учителей. Эмоции снова бьют через край.

Андрей Григорьев, педагог в третьем поколении, репетитор с многолетним опытом работы в белорусской школе и опытом работы в Англии
Андрей Григорьев, педагог в третьем поколении, репетитор с многолетним опытом работы в белорусской школе и опытом работы в Англии

Для того чтобы разобраться в степени «трагедии», предлагаю посмотреть, что представляет собой система тестирования в целом и стоит ли так переживать.

Я работаю с тестами с далекого 1997 года, когда про такое у нас еще толком не слышали.

Да-да, это не изобретение белорусских чиновников. С тех пор все тесты, а это довольно сложные TOEFL, IELTS, GMAT, GRE, CAE и другие, претерпели качественные изменения, в том числе и в принципах подсчета результатов. Для чего это было нужно?

Как ни парадоксально это звучит, но основная цель теста не определить знания, а выявить пробелы. Тест — набор стандартных вопросов, требующих правильных ответов. Чем их больше, тем выше результат. Соответственно, тем меньше пробелов в данной дисциплине. Каким образом решается проблема подготовки? Думаю, это ясно даже далеким от преподавания людям. Чем больше заданий ты выполняешь, тем больше информации ты запоминаешь, тем больше правильных ответов ты даешь. Количество информации не является секретом. Любая программа по любому предмету ограничена набором определенных тем. Все, что требуется для ответа, — запомнить, что и как отвечать.

Другими словами, для решения задачи, нужно определить ее вид, запомнить ход решения подобных задач, нужные формулы, если таковые имеются, далее следовать по образцу. Чтобы ответить на вопрос «Какого цвета было платье Анны Карениной, когда она приехала к Долли?», не нужно читать сам роман. Достаточно послушать человека, который вам об этом расскажет. Чтобы правильно раскрыть скобки в тесте по иностранному языку, необходимо помнить, как определить время глагола и как выглядит соответствующая глагольная форма. На этом все.

К чему сводится подготовка? Правильно, к натягиванию на верный ответ, к отработке необходимых действий, к запоминанию фактов, формул, деталей. Я всегда говорил, говорю и буду говорить: в ЦТ нет ничего сложного. Это не экзамен, требующий творческого подхода и мышления, а процесс выбора. Сдать его может любой, кто всего лишь возьмет на себя труд сесть и выучить. Больше там ничего не нужно. Неудивительно, что «стобалльники» — зачастую дети из провинции. Они просто выучивают то, для чего городским подросткам, у которых слишком много отвлекающих от учебы моментов, требуются репетиторы. Посмотрите интервью с ними. «На подготовку понадобился год. К репетиторам ходил за разъяснением трудных моментов. Остальное выучил сам». Выучил — ключевое слово. Отсюда вывод: проблема не в подсчете баллов, проблема в самом ЦТ.

Мне намного интереснее было бы узнать, сколько из получивших восемьдесят — сто баллов на ЦТ оканчивают вуз с красным дипломом? И сколько из них работают по специальности? Включая бюджетников, отбывших обязательное распределение. Что говорить, я сам натягиваю на нужный балл в том случае, когда это касается ЦТ. Более того, на балл натягивают все западные школы и курсы, где существуют подобные системы. Поэтому возможность заранее знать оценочную стоимость ответа, скорее в помощь абитуриенту и тому, кто помогает в подготовке. Не нужно распыляться, можно сконцентрироваться на главном, так сказать, приносящем максимальный результат.

Что касается способов подсчета баллов. В западных тестах она разная. От выведения простого среднего балла путем обычных арифметических вычислений до сложной системы компьютерной адаптации самого теста. Что это означает? Это значит, что в процессе выполнения теста каждое следующее задание предлагается исходя из правильности ответа. Ответил правильно — следующее задание на пункт сложнее, при не правильном ответе — на пункт легче. То есть чем больше правильных ответов, тем сложнее становятся вопросы. Кроме того, в некоторых тестах есть «пробные задания», ответы на которые не оцениваются вообще, но абитуриент об этом не знает. Это делают для разработки новых тестов, чтобы проверить количество поступающих, способных ответить на подобные вопросы.

Есть система, в которой балл присваивается в зависимости от количества общих правильных ответов: чем больше людей ответило правильно, тем он ниже. У всех этих способов есть свои минусы и плюсы. Но несомненно одно: система тестирования в любом своем виде не подходит для выявления думающего студента, поскольку ограничена в своей гибкости и к знаниям имеет опосредованное отношение.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Что касается «частично правильного ответа», то такая опция присутствует в каждом тесте. Более того, на тестировании в школах вы сдаете даже черновики, которые далее рассматриваются наравне с «чистыми» ответами. Преподавателей интересует, как студент мыслил, в каком месте ошибся и почему это произошло.

Странность заключается еще в том, что в школах мы учим (вернее, пытаемся учить) детей думать, к месту и не к месту вспоминая о «развитии личности». А затем запихиваем их в жесткие рамки стандартного теста.

Удивительно то, что на всем постсоветском пространстве тесты стали вводить тогда, когда на западе от них начали постепенно отказываться, поняв, что система себя не оправдывает. Тот же TOEFL, который изначально был «немым» экзаменом, и где, не зная языка, можно было натыкать 40% правильных ответов (а этого было достаточно для поступления в учебное заведение средней руки), перелопатили так, что современная версия совершенно не напоминает исходный вариант. Теперь он наполовину состоит из заданий «мыслительного характера», где нужно не просто выбрать ответ, а сравнить, противопоставить, сделать вывод. А мы же опять, вместо того чтобы учиться на чужих ошибках, изобретаем велосипед.

Не зря для ведущих университетов мира, например таких, как Оксфорд и Кембридж, теста, даже с очень высокими результатами, недостаточно. Там есть собеседование и отдельное сочинение. Зачем?

Ответ на поверхности. На данный момент они понимают, что обладание «фактическими знаниями» не является показателем качественного студента. Любые знания в рамках минимальной программы можно приобрести за считаные месяцы. Гораздо важнее, как ты умеешь мыслить. Как умеешь найти нужное решение, используя свои собственные знания. Вспоминая свой школьный опыт, не могу не процитировать нашего преподавателя физики: «Я ставлю тебе "отлично", не потому что ты выучил, а потому, что даже если не знаешь теории, можешь логически прийти к правильному ответу». Вот это сейчас ценится более всего.

Директор частной английской школы Rugby Патрик Дэрам, с которым мне посчастливилось пообщаться несколько лет назад, сказал: «Современные работодатели обращают мало внимания на теоретические знания работника и школьные баллы. Это, скорее, интерес университетов. Работодателя больше интересует, что потенциальный работник представляет собой как человек, как умеет мыслить и добиваться результата». Мне кажется, комментарии здесь излишни, кроме одного: ЦТ к этому не готовит. И высокие показатели этого экзамена ни о чем подобном работодателю не расскажут. Поэтому изменения в подсчете баллов мало что могут изменить.

Наконец, интересный факт для размышления: в последний год частные английские школы стали отменять обязательный вступительный экзамен по математике, заменяя его экзаменом по логике. А уж к нему с наскока не подготовиться.

Что нужно делать нам? Посмотреть на опыт стран, использующих систему тестирования много лет. Перестать плакать и нервничать. Такая-сякая система оценки ЦТ не решение проблемы. Необходим полный пересмотр системы образования в целом начиная со школьного. Введение профильной системы образования в старших классах (для углубленного изучения теории), добавление к ЦТ написания обязательного сочинения (чтобы посмотреть, как человек умеет думать) и собеседование, чтобы понять, что он за человек.

На данном этапе ЦТ независимо от системы подсчета баллов решает одну, увы, техническую проблему. Проблему пресловутой коррупции. При этом качеством знаний будущего студента, его умением мыслить, действовать самостоятельно, решать нестандартные задачи никто не озабочен. Ни родители, ни репетиторы, ни государство. Всех интересуют только баллы.

{banner_819}{banner_825}
-50%
-20%
-80%
-20%
-25%
-28%
-20%
-45%
-20%
-70%
-45%