Александра Марданова / Фото: Надежда Бужан, Александр Каленик /

Работа водителя автобуса не так проста, как может показаться на первый взгляд, особенно если рейс — международный. Начинается она задолго до отправления. Мы побывали на базе перевозчика Ecolines перед отправлением на маршрут и поговорили с экипажем о том, как подготовиться к выезду, что необходимо проконтролировать в работе автобуса, а также без каких проверок водители и бортпроводники не смогут приступить к работе.

«О таких машинах можно было только мечтать»

Подготовка нашего автобуса к рейсу начинается за пару часов до выезда. В 22.30 он отправится по маршруту Минск-Москва, но до этого момента нужно многое успеть.

— Прыбрацца, раскласці пакеты для смецця, «заправіць» кавамашыну, падрыхтаваць туалет, — перечисляет водитель Александр Монтик и добавляет, что для всего этого в компании есть специальный персонал. А после этого бортпроводник должен проверить, все ли задачи выполнены и готова ли машина к посадке пассажиров.

Александр Монтик

Сам Александр за рулем автобуса уже 21 год. Из них шесть лет — в Ecolines. До работы на пассажирском транспорте трудился в грузоперевозках — исколесил весь Советский Союз.

— А ў 1997 годзе прыйшоў у турагенцтва і стаў «першаадкрывальнікам»: мы тады пачалі ездзіць аўтобусамі ў Грэцыю, Італію, Іспанію, Югаславію, Вялікабрытанію, — вспоминает водитель. — Каталіся з папяровымі картамі, навігатараў не было. Усе звыклыя маршруты, якімі сёння ў Еўропу ездзяць турысты, «пракладалі» мы.

О таких автобусах, как сегодня, тогда можно было только мечтать, утверждает собеседник.

— Людзі не ведалі ў паездках, што такое кандыцыянер! Прыходзілася нават хітраваць. Уявіце: едзем па Італіі, спёка неймаверная. Ты адчыняеш люкі і спецыяльна ўключаеш у салоне печку. А калі турысты пачынаюць прасіць пра мінімальную прахалоду, ты печку проста выключаеш. І адразу усім так добра! — смеется герой.

От баула с картошкой до целой библиотеки

По словам Александра, раньше пассажиры были «проще». Хотя связывает это с работой на рейсовых направлениях.

— Бо калі народ едзе ў падарожжа выдаткоўваць грошы — гэта адно. А цяпер мы возім пераважна тых, хто едзе на заробкі, — поясняет он. — Людзі адрываюцца ад сем’яў, а наперадзе ў іх не адпачынак, а праца. Увесь негатыў, што накапіўся, пасажыр нярэдка спрабуе спагнаць на экіпажы.

Водителям контактировать с клиентами компании приходится не так часто — эта сфера ответственности бортпроводников. Одно из исключений — процедура погрузки багажа.

— Звычайна ўсё праходзіць без пытанняў, але здараюцца і запамінальныя сітуацыі, — улыбается Александр. — Напрыклад, неяк пасажырка прынесла цэлы баул с бульбай, які трэба было зацягнуць на другі паверх багажнага аддзялення. Ці адным разам у Варшаве нас спаткала дзяўчына с велізарнай торбай, забітай кнігамі. Яе не тое што аднаму — удвух было цяжка несці.

Водители получают ключи и все необходимые документы. На заднем плане — доска с расписанием всех выездов из Минска и экипажами

Однако, по словам водителя, экипаж всегда старается помочь пассажирам. Для многих зарубежное путешествие уже само по себе — стресс, поэтому сотрудники компании стараются быть максимально отзывчивыми.

«После работы в туризме — никаких сложностей»

Главное, резонно отмечает Александр, — знать и качественно выполнять свои обязанности. А их у водителей много: доставить людей из точки А в точку В — далеко не единственная задача.

— Да выезду мы павінны праверыць колы — ці на месцы яны ўвогуле? — смеется герой. — Усе сістэмы аўтобуса: светлавыя прыборы, рулявое ўпраўленне, паветраабмен і гэтак далей. Калі раптам падчас выканання рэйса заўважаем нейкую няспраўнасць — адразу ж пішам заяўку і перадаем машыну механікам. Яны пераганяюць аўтобус у рамонтную зону і выпраўляюць паломку. Пасля чаго мы паўторна кантралюем усе тэхнічныя аспекты і выязджаем на лінію.

Автобусами Ecolines можно доехать не только в Москву, но и еще в десятки городов Восточной, Центральной и Северной Европы. Причем не только из Минска, но и из регионов

В компании используют такие марки машин, как Neoplan и MAN, а самый любимый автобус Александра — немецкий Setra, который и закреплен за экипажем.

— Ён новы і камфортны. Бо галоўнае для пасажыра што? Адлегласць паміж сядзеннямі — каб каленкі не ўпіраліся саседу ў спіну, — рассуждает собеседник. — Акрамя таго, тут і ўсё астатняе ёсць: кавамашына, туалет, Wi-Fi. Практычна ў кожнага чалавека — асабісты медыя-экран: можна паслухаць музыку, паглядзець кіно, выйсці ў інтэрнэт.

Такие чип-карты водителя в Ecolines используются для регистрации времени, проведенного за рулем

Двухэтажный автобус Александра и его напарника чаще всего ездит в Москву и Варшаву. Летом добавляется Одесса:

— Катаемся па бездарожжы, разгільдзяйстве і бюракратызме, — улыбаясь, цитирует водитель бессмертного «Золотого теленка».

После работы в туризме, признается герой, в «рейсовой» езде для него нет никаких сложностей.

— Да начных пераездаў я ўжо прывык, графік кампанія выстройвае такім чынам, што паміж выездамі ў нас заўжды досыць часу на адпачынак і сон, — рассказывает он. — Акрамя таго, перад кожным рэйсам мы праходзім медыцынскі агляд.

Чуть позже на базе появляется врач компании Елена Брезовская. Она рассказывает, что перед рейсом необходимо расспросить экипаж о жалобах, измерить давление, пульс, и, если необходимо, температуру. Градусник идет в дело, если доктора смущает внешний вид работника: усталость, бледность, признаки простуды. Заключительный этап медобследования — выявление признаков алкогольного опьянения. Все члены экипажа обязаны сдать анализ на алкотестере, который должен показать полное отсутствие алкоголя в крови. После осмотра врач вносит запись в журнал и ставит отметку в путевом листе, закрепляя ее печатью, подписью, датой и временем. Этап пройден — можно отправляться в путь.

Елена Брезовская проводит обязательный тест на наличие алкоголя в крови

«Дорога — часть моей жизни»

За полтора часа до рейса на базу приходит бортпроводник Евгения Гуляева: необходимо посетить доктора, а также разобраться с документами.

Евгения Гуляева

— В дорогу я отправляюсь полностью подготовленная: знаю, сколько у меня в автобусе пассажиров, какого возраста, кто куда едет, кто на какой маршрут пересаживается (чтобы в случае опоздания можно было задержать другой автобус), — делится девушка. — Перед выездом проверяю и состояние салона. Смотрю, чтобы были мусорные пакеты, салфетки и мыло в туалете, отмечаю, в достаточном ли количестве чай и кофе. Если чего-то не хватает, сообщаю водителям до выезда. А они уже обращаются к обслуживающему персоналу за решением проблемы.

Евгения признается: пришла в компанию, потому что хотела попробовать себя в новой профессии.

— Раньше я трудилась в сфере казино и игорного бизнеса, а перед работой в Ecolines была менеджером в компании по сборке корпусной мебели, — улыбается она. — Но офисная жизнь — это не для меня. Когда поняла это, заполнила анкету на вакансию бортпроводника. И мне перезвонили! После — два этапа собеседования, обучающие курсы. Спустя месяц отправилась в первый рейс. Помню его очень хорошо: тоже ехала в Москву на этом автобусе и с этим же экипажем. Вот уже как полгода дорога — часть моей жизни.

«Пассажир ломился в двери и угрожал»

Многим кажется, что бортпроводник — это романтичная профессия: все время дороги, новые места, да и что может быть сложного в том, чтобы ездить туда-сюда на автобусе? Но все не так просто. Любой рейс — колоссальная ответственность за каждого пассажира:

— Для такой работы нужно быть, в какой-то степени, и педагогом, и психологом, — рассуждает героиня. — Всякое случается: попадаются и грубияны, и буйные пассажиры. Бывает, что на посадку приходят пьяными — в таком случае мы имеем право отказать в поездке. Такое случалось: человек ломился в двери, угрожал. Но как я могу посадить его в автобус, если он уже неадекватно себя ведет?

На грубости Евгения старается реагировать спокойно — пререкаться себе дороже. А порой пассажиры создают нештатную ситуацию, даже не находясь в автобусе.

— Случается, что люди опаздывают. Тогда мы звоним по указанным в учетной ведомости телефонам. Не отвечает — пишем SMS. Но ждать можем не больше десяти минут: автобус должен четко следовать расписанию. Особенно, если впереди — граница, прохождение которой обусловлено утвержденным пограничниками расписанием, — рассказывает собеседница. — Конечно, случается, что опоздание происходит не по вине пассажира, — тогда стараемся пойти навстречу.

«За спиной вырастают крылья»

Но все проблемы уходят на второй план, когда по окончании поездки люди благодарят бортпроводника от всей души.

— Самое приятное в работе — это улыбки пассажиров. Тогда ты понимаешь, что все сделал правильно. За спиной вырастают крылья, — смеется Евгения.

Кстати, смеху в поездках тоже есть место. К примеру, из-за наличия «бортового» меню некоторые пассажиры переживают за свои «ссобойки».

— Мы как-то ехали в Одессу, этот рейс очень долгий. Отправление из Минска обычно в 19.30. И только после полудня следующего дня мы прибываем на курорт, — вспоминает собеседница. — В автобусе есть буфет, и я ходила, раздавала меню — кто-то наверняка захочет перекусить. Подхожу к женщине с ребенком, протягиваю ей список. А она испуганно хватает свою корзину и тихо говорит: «Девушка, у меня своя еда тоже есть. Можно, мы будем ее кушать?».

Ровно в 22:30 автобус выезжает с минского автовокзала. Утром следующего дня он будет в столице России.

Партнер проекта:

Ежедневные рейсы в Москву из Гродно, Лиды, Бреста, Баранович, Минска и Орши!
Увеличенное расстояние между сидениями, WI-FI, WC, розетки, кондиционер. Путешествуйте по-настоящему комфортно с Ecolines!

{banner_819}{banner_825}
-20%
-10%
-40%
-10%
-40%
-20%
-65%
-50%
0062918