С 2019 года результаты централизованного тестирования начнут подсчитывать по новой методике. У абитуриентов и учителей она вызвала немало вопросов. Недавно репетитор Евгений Ливянт и Сергей Ольшевский подготовили проект обращения, в котором требуют от Минобразования отменить новые правила подсчета результатов ЦТ. Внести дополнения и правки, а также высказать свое мнение приглашают всех заинтересованных.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В новой методике подсчета каждому заданию будет соответствовать заранее известное количество баллов. Авторы обращения отмечают, что это нововведение РИКЗа вызвало позитивную реакцию у абитуриентов и их родителей.

— В этом случае методика расчета стала бы понятной и справедливой, в отличие от совершенно непонятной предыдущей. Более того, такая методика соответствовала бы школьной системе выставления оценок по письменным работам, а значит, суммирование среднего балла аттестата и результатов ЦТ стало бы логичным (в предыдущей системе суммировался средний балл аттестата и рейтинговая оценка ЦТ, что является абсурдом с точки зрения логики).

В реальности, утверждают авторы, новая методика оказалась совершенно другой. Они проанализировали результаты первого этапа репетиционного тестирования и пришли к выводу, что за все задания в части А начисляется по 1 баллу, за задания из части В — по 2 балла, «а затем сумма этих баллов каким-то неведомым образом превращается в какой-то фантастический рейтингово-балльный результат».

Ливянт и Ольшевский приводят примеры. В тестах по математике и физике — 30 заданий: 18 в части А и 12 в части В. Ученики, которых приводят в пример, в репетиционном тесте по физике правильно решили всего два задания из части А и получили за это 15 баллов. Хотя по прошлой методике подсчета они бы заработали от 1 до 5 баллов. Ученики, которые решили 5−6 задач в части А и 1−2 задачи в части В, получили 52−58 баллов, хотя по прежней методике они бы набрали не более 25 баллов.

Скриншот с сайта eschool.by
Абитуриент набрал 5 «первичных» баллов из 42 возможных (12%). Его итоговый результат — 31 балл из 100. Скриншот с сайта eschool.by
Скриншот с сайта eschool.by
Абитуриент набрал 58 «первичных» баллов из 80 возможных (72,5%). Его итоговый результат — 72 балла из 100. Скриншот с сайта eschool.by
Скриншот с сайта eschool.by
Абитуриент набрал 8 «первичных» баллов из 42 возможных (19%). Его итоговый результат — 55 баллов из 100. Скриншот с сайта eschool.by
Скриншот с сайта eschool.by
Абитуриент набрал 9 «первичных» баллов из 42 возможных (21%). Его итоговый результат — 57 баллов из 100. Скриншот с сайта eschool.by
Скриншот с сайта eschool.by
Абитуриент набрал 22 «первичных» балла из 62 возможных (35%). Его итоговый результат — 53 балла из 100. Скриншот с сайта eschool.by
Скриншот с сайта eschool.by
Абитуриент набрал 8 «первичных» баллов из 42 возможных (19%). Его итоговый результат — 45 баллов из 100. Скриншот с сайта eschool.by
Скриншот с сайта eschool.by
Абитуриент набрал 10 баллов из 42 возможных (24%). Его итоговый результат — 58 баллов из 100. Скриншот с сайта eschool.by
Скриншот с сайта eschool.by
Абитуриент набрал 12 «первичных» баллов из 42 возможных (28,5%). Его итоговый результат — 54 балла из 100. Скриншот с сайта eschool.by

— Аналогичная ситуация сложилась и с результатами первого репетиционного теста по всем остальным предметам. Абитуриенты, их родители и преподаватели находятся в состоянии замешательства и абсолютного недоумения в связи с происходящим. Очевидно, что, подавая документы в вузы во время вступительной кампании летом 2019 года, абитуриенты не смогут даже приблизительно ориентироваться на проходные баллы прошлых лет. (…) С учетом того, что у нас до сих пор отсутствует электронная система зачисления и возможность подать документы в несколько вузов, абитуриентов и их родителей ждет крайне нервная и несправедливая вступительная кампания.

Однако это будет не единственной проблемой, считают авторы обращения. Они утверждают, что результаты ЦТ 2018 года окажутся значительно ниже, чем результаты ЦТ 2019 года, что «деноминирует» их ценность. Также они опасаются, что слабые абитуриенты без особых усилий смогут набрать баллы, достаточные для того, чтобы конкурировать с сильными абитуриентами.

— При этом резко возрастет ценность среднего балла аттестата, что, в свою очередь, приведет к очередному всплеску коррупции.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Ольшевский и Ливянт считают: новая система создает условия для того, чтобы наугад набрать немалое количество баллов.

— На ЦТ по математике или физике «методом тыка» можно дать 3−4 правильных ответа из 30, что по прежней системе оценивания давало абитуриенту не более 12 баллов, а по новой системе выходит, что теперь достаточно ответить правильно еще два раза — и 50% знаний как будто освоены.

Также они пишут о том, что новая методика оценки не решает главной проблемы — не сопоставляет школьные оценки и результаты ЦТ.

— При решении двух простых задач из десяти на контрольной работе по математике ученик получает 2 балла из 10, а при решении 6 задач из 30 на ЦТ ученик получает 50 и больше баллов из 100.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Сергей Ольшевский и Евгений Ливянт предлагают отменить новую методику подсчета баллов ЦТ, отказаться от рейтинговой шкалы оценивания и создать простую, понятную систему, которая позволит оценить готовность абитуриента стать студентом, а также сравнить и сопоставить школьную оценку с баллами на ЦТ.

— Для этого каждому заданию теста ЦТ должно соответствовать определенное количество баллов так, чтобы в сумме получалось 100 баллов, — пишут они. — При этом «стоимость» каждого задания должна нарастать по мере нарастания сложности задания. Именно так оцениваются контрольные и экзаменационные работы в школах.

Высказать свое мнение в комментариях, внести дополнения, предложения и правки, задать вопросы можно по ссылке.

{banner_819}{banner_825}
-30%
-10%
-30%
-50%
-30%
-10%
-28%
-26%