/ /

«Мы не заставляем детей спать в тихий час и готовим отдельное меню для вегетарианцев», — рассказывают педагоги детского сада в Стокгольме. С ранних лет они учат уважению личности, борются с дискриминацией и объясняют малышам: девочки не обязаны любить розовые платья и посудку, а мальчики — машинки и супергероев. TUT.BY посетил муниципальный детсад в Швеции и расспросил персонал о том, почему детям здесь не стыдно ябедничать, плакать и быть собой. И никаких замечаний в духе «ты же будущий мужчина!».

Партнер проекта
Партнер проекта

Журналисты TUT.BY проехали всю Швецию, чтобы изучить страну и сделать о ней серию репортажей. Вместе с официальным сайтом Швеции на русском языке представляем наш путеводитель по стране викингов, победившего социализма, хоккея и IKEA.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Педагог с пирсингом, равноправие, тихий час на морозе

Муниципальный детский сад на юге Стокгольма расположен на первых этажах двух жилых домов, стоящих по соседству.

— В нашей столице не так просто найти свободную площадь для строительства нового здания. Поэтому детские сады часто делят помещение с многоквартирными домами, — говорит педагог сада Александра Далин.

Именно педагог, а не просто воспитатель. В шведских детсадах примерно 70 процентов персонала с дипломом вуза. Чтобы работать в сфере дошкольного образования, Александра отучилась в университете три с половиной года. Профессия ей нравится, хоть зарплаты в сфере образования не самые высокие. Точно ниже, чем у медиков или банковских сотрудников, говорят педагоги.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Слева направо: Катарина Густавссон, Александра Далин и Сисилия Юнидоль

— При этом выше, чем у медсестер или кассиров в супермаркете. И наверняка повыше, чем у воспитателей в Беларуси, — уточняет коллега Александры Катарина Густавссон.

Катарине — 31 год. Педагог с длинными мелированными волосами и серебристым пирсингом родилась в 12-тысячном Роннебю на юге Швеции, отучилась в Мальме, а работать приехала уже в столицу.

В ее группе собраны самые маленькие дети — до двух лет. Вообще, в Швеции малыши начинают ходить в сад с 18 месяцев. Еще до того, как ребенку исполнится год, родители составляют список из пяти садиков в приоритетном порядке. Если ни в одном из них нет мест, ребенка могут отправить за дошкольным образованием на другой конец города.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Большинство мам и пап мечтают о садике поближе к дому. Некоторые родители выбирают сады с углубленным изучением английского, немецкого языка или, например, музыки. Ради искусства и знаний шведы готовы наматывать лишние километры.

Один из трендов — так называемые лесные детсады «без стен и потолка», где большую часть дня малыши проводят на улице. Они играют, обучаются и даже спят на свежем воздухе под навесом вплоть до минус 15 градусов мороза.

— В нашем саду нет специфического профиля, — продолжает рассказ Александра Далин. — Хотя мы используем нормативно-критический подход в образовании. Возможно, это и есть особенность. Стараемся избегать любых форм дискриминации — гендерной, расовой или религиозной. Например, читая детям сказки, заменяем шведские имена героев на интернациональные. А сочетания «он злой и опасный» меняем на «медведь злой и опасный». Для чего? Чтобы агрессия не ассоциировалась только с местоимениями мужского пола.

Йога, шведский стол, дети-вегетарианцы

Для шведских детсадов довольно типично формировать разновозрастные группы. Например, Александра Далин работает с детьми от трех до пяти лет, а педагог Сисилия Юнидоль — с малышами от года до четырех. В некоторых садах есть только смешанные группы всех возрастов — от года до пяти. В группе обычно 15−25 человек. На пять детей — один педагог.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
На фото: картонный макет станции по переработке мусора, сделанный детьми

Муниципальный детсад открывается в 6.30 утра. В 7.30 уже сервируют завтрак. В восемь часов все выбираются на часовую прогулку во двор. Дальше дети расходятся по группам и начинают заниматься по программе. То, что в наших садах и школах принято считать учебными планами, шведские педагоги называют проектами.

— Например, в этом семестре мы работаем над проектом по теме «Лес», — говорит Александра. — Педагоги делят детей на группы. Одни идут на прогулку в лес изучать растительность, другие — знакомиться с животным миром, третьи в это время рисуют лес, а четвертые строят из картона макет станции по переработке мусора. На протяжении семестра каждый ребенок успевает попробовать все виды активностей. И на выходе он имеет не сухие теоретические знания о том, какие в лесу есть деревья и звери, что происходит с древесиной после вырубки, а сам изучает и познает мир.

В графике детей хватает развивающих занятий — гимнастика, танцы, пение и даже йога. В полдень — ланч по системе шведского стола. С двух лет малыши сами накладывают пищу. Есть педагоги не заставляют.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

— Но просим хотя бы попробовать, прежде чем сказать, что я не буду рыбу или тефтели. Бывает, что дети отказываются от мяса или картошки, но набирают на шведском столе овощной микс. Питание — это их выбор. Если начнем заставлять, это только отобьет у ребенка охоту. Хотя еда в нашем садике отличная. В этом плане мы избалованы поваром. Каждое утро здесь выпекается даже собственный хлеб, представляете?

В меню, как правило, одно основное блюдо — никаких «первое, второе и компот».

— Минимум раз в пять дней есть рыбное филе, чаще — картошка с мясом. На этой неделе была рыба в яичном соусе, пудинг с брусникой и апельсином, овощное рагу с рисом и запеканка с лососем. А сегодня у нас лазанья, — рассказывает Катарина. — Есть отдельные блюда для вегетарианцев. Например, соевые бобы с картошкой, котлеты из брокколи или мусака с картофелем. Понятно, что в таком возрасте ребенку тяжело самому определиться, вегетарианец он или нет. Поэтому подаем такие блюда по просьбе родителей.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Точно так же, по просьбе родителей, дети могут не ложиться спать в тихий час.

— Если ребенок не привык спать днем, никто не заставляет. С бодрствующими в соседней комнате слушаем сказки на CD, — описывает порядки педагог. — Бывает, дети усаживаются на матрасы, а мы читаем им книжку. А еще всегда прислушиваемся к желаниям самих малышей: некоторым хватает для отдыха пяти минут сна, другим нужен час или полтора. Никаких проблем: если ребенок выспался, он может подняться. У нас это не делается по свистку или будильнику.

Крутая принцесса, ябеды, мальчики в платьях

В целом распорядок похож на тот, которого придерживаются белорусские садики. В течение дня дети рисуют, строят из конструктора, играют с куклами и машинками. Причем в Швеции нет никакого разделения на игры для мальчиков и девочек.

— Для некоторых активностей мы делим детей на группы. Но по гендерному признаку — никогда, — подчеркивает Сисилия. — Более того, мы уходим от рамок. Кто решил, что девочки должны быть хорошенькими, а мальчики — мужественными? Читая сказки, стараемся описывать принцессу прилагательными «классная» или «крутая», а не «красивая» и «милая», чтобы не укоренять стереотипы.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

В игровой комнате детсада висят маскарадные костюмы — от рыцарских до платьев королев. Педагоги рассказывают, что мальчики часто любят надевать пышные розовые юбки, а девочки с интересом примеряют воинственные образы.

— Некоторые мальчишки приходят в платьях уже с утра. Мы не препятствуем и не осуждаем. Лишь иногда спрашиваем: «Почему ты так сделал?». Важно, чтобы ребенок сам понимал причину. Но он свободен в своем выборе.

В шведских садах большое внимание уделяется взаимоотношениям в группе. Дошкольников учат говорить об эмоциях, не стесняться слез или проявления радости. А если возникает спор, малыши сами приходят к педагогу и просят рассудить, кто неправ.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

— Это не называется «ябедничать» или «стучать», — подчеркивают работники сада. — Детям важно разобраться и не замалчивать конфликты. С самых ранних лет мы учим уважению личности. Например, есть правило «не трогай мое тело до тех пор, пока я не разрешил». Ребенок усваивает, что есть границы личного пространства, которые нельзя нарушать. В то же время мы уделяем внимание тимбилдингу, взаимопомощи и дружбе в коллективе.

На свежем воздухе — много совместных активностей и игр. И в дождь, и в снегопад, и в мороз дети выходят на улицу, увлеченно плещутся в лужах и делают на земле снежных ангелов. Одежда позволяет, родители и педагоги — тоже. Может, именно поэтому при температуре плюс 10 мы кутаемся в шарфы, а шведы ходят в футболках и легких кожанках.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

— Просим родителей оставлять в саду одежду на любую погоду. По сути, единственное, что требуется от мам и пап, — это дождевик, теплые вещи и непромокаемая обувь в шкафчике, — говорит Александра. — Все остальное предоставляет сад.

На прогулку подрастающие шведы выходят в ярких жилетах. На спине написан адрес и название сада на случай, если ребенок потеряется.

— Таких инцидентов в нашей практике не было, — говорят педагоги. — Но идея хорошая. Жилеты делают нас заметнее, а водителей и прохожих — внимательнее.

Дискриминация, высокие налоги, «все включено»

В течение года дети вместе с педагогами следят за календарем, обсуждают традиции и праздники.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

— В группе часто собраны представители разных национальностей и религий. Все приходят из дома со своим бэкграундом. Поэтому мы держим в голове: нужно вспоминать не только про Рождество и шведские национальные праздники, но и объяснять, как мусульмане и представители других конфессий придерживаются своих традиций. Иногда даже инсценируем празднования — детям очень нравится.

Педагоги с трудом припоминают случаи проявления дискриминации в группе. А вот с родителями, говорят, иногда приходится вести разъяснительные беседы.

— Бывает, родители запрещают своим малышам общаться с детьми, которые исповедуют другие религии. В таких случаях индивидуально разговариваем с мамами-папами и поясняем: «Так не пойдет, у нас инклюзивное общество». В шведском детсаду все равны.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Плата за садик в Швеции составляет максимум три процента от общего дохода семьи. В среднем получается 300 белорусских рублей в месяц. На вопросы, покупают ли родители дополнительно игрушки, краски, пластилин, моющие средства или, может, сдают деньги на ремонт помещения, педагоги стокгольмского детсада реагируют удивленными глазами.

— Конечно нет. В Швеции такое невозможно представить. Мы платим высокие налоги, поэтому можем рассчитывать на хорошие условия, предоставляемые государством. Все развивающие игрушки и даже подгузники предоставляет сад. Про моющие средства даже речи не идет! Родители платят фиксированную сумму в месяц — и никаких дополнительных трат.

0062551