опубликовано: 
обновлено: 
/

В Витебске суд слушает дело 24-летней горожанки, которая продавала в интернете… придуманные товары. «Ассортимент» был широк: от детских подгузников и бутылочек для питья до шуб. На объявления о лжепродаже откликнулись почти 70 человек со всей Беларуси. Витеблянка выманила у них около 14,5 тысячи рублей. В уголовном деле — 18 томов.

24-летнюю жительницу Витебска Анастасию К. обвиняют в покушении на завладение имуществом путем обмана и злоупотребления доверием, мошенничестве, совершенном повторно, в крупном размере. Ей грозит от 2 до 7 лет лишения свободы с конфискацией или без.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Настя училась в аграрном колледже в Лужесно под Витебском. На четвертом курсе родила ребенка. В декретном отпуске решила «подзаработать» с помощью интернета.

В нескольких группах во «ВКонтакте», а также на «Куфаре» витеблянка размещала объявления о продаже товаров. Делала это под разными именами: иногда — под настоящим — Анастасия, но чаще всего под вымышленными: Наталья, Яна, Антонина, София и т.д. Место ее жительства тоже всегда менялось: то это был Витебск, то Молодечно, то Малорита.

Ассортимент был рассчитан на женскую аудиторию. Дамам Анастасия предлагала шубы и полушубки. А для детей у нее можно было купить одежду, подгузники, каши, бутылочки для питья, качели и т.д. К объявлениям прилагались контакты продавца и фото товара. Все выглядело вполне обычно — как в тысячах других подобных объявлений.

По лжерекламе звонили в основном такие же декретницы и молодые мамочки, как и сама Анастасия. Многих подкупала цена. К примеру, пачку «подгузников из Польши» (120 штук) можно было купить всего за 35 рублей. Две пачки — за 50. А «шубу из норки» и вовсе отдавали за 300 рублей!

Заинтересовавшись, допустим, шубой, покупатели писали или звонили продавцу. Та просила оплатить товар полностью. Но иногда шла навстречу клиенткам, у которых «муж вот-вот, на днях, получит зарплату», и разрешала частичную предоплату. Затем покупательницы переводили оговоренную сумму на банковскую карточку Анастасии. И — ждали товар. Его продавец обещала выслать по почте — сразу же после оплаты.

Но оплаченная покупка так и не приходила — ни через пару дней, ни через неделю, ни через две… Покупательницы атаковали Анастасию звонками, эсэмэсками и сообщениями: пришлите товар или верните деньги! Но она в лучшем случае кормила их завтраками: (например, объясняла: «Пока занята, у меня трое детей, и я не могу прислать вам чек об отправке посылки с товаром»). В худшем — переставала выходить на связь.

Клиентки шли в милицию. Там их догадки подтверждались: они стали жертвами интернет-мошенницы.

— Свои действия обвиняемая совершала с мая 2016 года по январь 2018-го. В общей сумме она завладела около 14,5 тысячи рублей. Свою вину девушка признала, но пока не объяснила мотив, которым руководствовалась, — сообщил TUT.BY старший помощник прокурора города Витебска Дмитрий Коржов.

Уже 7 месяцев, с февраля, Анастасия находится под арестом. Ее ребенку около 3 лет.

Практически все потерпевшие просят суд, чтобы Анастасию К. привлекли к уголовной ответственности. Простить ее готовы единицы. Одна из них, Наталья К., объяснила, что не хочет, чтобы девушку осудили, — «из своей жалости» к ней.

Иллюстративное фото

«Посылка не пришла, так как почта плохо работает»

Гособвинитель Дмитрий Коржов на процессе 10 сентября озвучил протоколы допросов части потерпевших. Всего в деле их 66 человек. Приведем несколько наиболее показательных историй.

Потерпевшая Людмила Е. искала на «Куфаре» шубу: после родов поправилась, и прежняя верхняя одежда ей уже не подходила. Натолкнулась на объявление, которое дала некая «Наталья». Позвонила.

«Наталья» рассказала Людмиле, что живет в Малорите, сама недавно родила, и шуба, мол, привезенная с отдыха за границей, стала маловата, поэтому и продается: «Мех немного „бэу“, но отличного качества. Возьму за отличную норку всего 450 рублей». Женщины поторговались, и «Наталья» отдала шубу за 400.

Людмила перевела 400 рублей на карту продавца через интернет-банкинг. Ждала — а посылка на ее имя все не приходит. «Наталья» вначале объясняла это плохой работой почты («Наверное, после выходных уже точно получите шубу»), потом — тем, что отправляла посылку не сама: мол, этот человек что-то перепутал с вашим адресом…

Следователю Людмила заявила, что ей причинен моральный ущерб: «Я осталась без теплой одежды в холодное время года, так как перевела все деньги обвиняемой, и больше не могла себе ничего купить».

Еще одна потерпевшая — Анастасия С. из Мядельского района — заинтересовалась шубой из песца за 300 рублей. Продавала ее некая «София».

Девушка позвонила продавцу и узнала, что нужно перевести всю сумму на ее банковскую карту. Анастасия объяснила, что вначале переведет только часть, остальное — немного позже: «Скоро у мужа зарплата». «София» согласилась. Анастасия отправила оговоренную предоплату — 75 рублей.

И вскоре увидела на этом же сайте объявление о продаже этой же самой шубы, но… уже совершенно другим человеком!

Анастасия рассказала о своей беде подруге. Та провела «следственный эксперимент»: написала первому продавцу — «Софии», что хочет купить шубу из песца за 300 рублей. «София» не отказала.

Возмущенная Анастасия связалась с продавщицей «песца» и стала выяснять: что происходит. Вскоре второе объявление с сайта исчезло. А «София» клятвенно заверяла покупательницу, что шуба вот-вот приедет в Мядель: ее, мол, привезут вам мои родственники, они как раз в ваши края поехали…

Теперь Анастасия, которая так и не получила заветную шубу, просит суд, чтобы продавец виртуальных товаров «понесла достаточное наказание, так как она мошенница».

Kufar: За ситуацией мы следим

— За ситуацией с Анастасией К. мы следим уже долгое время, с момента, когда получили первую жалобу на этого продавца. Изначально мы пытались урегулировать конфликт максимально демократично: попросили Анастасию прислать оплаченную покупателем вещь или вернуть деньги, - рассказывает Виктория Сацута, PR-менеджер площадки объявлений Kufar. — Однако девушка на встречу нам не пошла. В результате мы были вынуждены были заблокировать ее профиль и попросить пользователя, который пострадал от действий Анастасии К., подать заявление в милицию.

По словам менеджера, когда Анастасия поняла, что ее профиль заблокирован, она пыталась создавать новые аккаунты под другими именами и email-адресами. Как только специалисты Куфара находили такие профили, они сразу же их блокировали.

— Со временем мы нашли еще несколько пользователей, которые пострадали от действий Анастасии. Каждому из них мы оказывали правовую поддержку, пошагово рассказывали, что нужно сделать, чтобы защитить свои интересы.

Параллельно мы старались помочь следствию необходимой информацией. Все данные готовили в ускоренном режиме. В некоторых случаях даже просили сотрудников поработать внеурочно: по вечерам, на выходных. При этом мы не нарушали обязательств по конфиденциальности перед нашими пользователями и делали все возможное, чтобы защитить их от действия мошенницы. Например, Куфар регулярно рассылал уведомления с просьбой не перечислять деньги за товар до момента его проверки. Об этом же мы говорили и до сих пор говорим во всех материалах, посвященных теме безопасных покупок в интернете. Также мы разработали и внедрили систему верификации аккаунта по телефону, которая призвана защитить наших пользователей от недобросовестных продавцов в будущем.

В Kufar напоминают, что безопасность финансов во многом зависит от нас самих. И просят пользователей быть предусмотрительными, сообщать о любом подозрительном поведении на площадке и, по возможности, заключать сделки при личной встрече, проводить оплату только после того, как проверили качество приобретаемого товара.

TUT.BY будет следить за процессом.

{banner_819}{banner_825}
-30%
-15%
-15%
-50%
-20%
-19%
-10%
-20%
-20%