Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


фотоЧисло людей, страдающих от алкозависимости, год от года растет. И самое страшное, что происходит это в немалой степени за счет молодежи. В России, например, по обнародованным данным, из 2 млн. алкоголиков 60 тыс. — дети до 14 лет. В Беларуси из почти 167,5 тыс. больных алкоголизмом, находящихся на наркологическом учете, около 18 тыс. — представители молодого поколения. Особую обеспокоенность медиков вызывает прогрессирующий в последнее время на постсоветском пространстве еще более опасный вид наркозависимости — пивной алкоголизм. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко сделал шокирующее предупреждение, небеспочвенно заявив: «Не СПИД, не туберкулез погубят Россию, а пивной алкоголизм среди юного поколения».

К счастью, в нашей стране ситуация с пивопитием пока далека от критической. Однако проявляющиеся в последние годы тенденции к росту потребления слабоалкогольных напитков, по убеждению специалистов Минздрава и МВД, требуют принятия превентивных мер. Поэтому в соответствии с поручением Совета Министров от 25 мая 2005 г. № 33/202-197 Министерством внутренних дел подготовлен проект указа главы государства

«О некоторых вопросах ответственности за распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива». В нем предусматривается ряд административных санкций за употребление «горячительного» и пива в непредназначенных для этого местах.

Участие в разработке проекта принимал и главный нарколог Министерства здравоохранения Владимир МАКСИМЧУК.

- Владимир Петрович, до сего момента пиво считалось альтернативой водке и вину…

- Это и величайшее заблуждение, и откровенное лукавство. Если пиво действительно блокирует пристрастие к более крепким напиткам, то почему с ростом его популярности потребление крепких спиртных напитков не уменьшается?

Коварство пивной алкоголизации состоит и в том, что она создает ложное впечатление благополучия. При этом долгое время не возникает даже намеков на пьяные драки и скандалы, вытрезвители. Больной начинает обращать на себя внимание, когда дело уже зашло достаточно далеко. «Железный канцлер» Отто фон Бисмарк, знакомый с проблемой не понаслышке, так характеризовал излишнее увлечение пенным напитком: «От пива делаются ленивыми, глупыми и бессильными». Под последним понималась импотенция.

- Каким еще ущербом для здоровья чревато пристрастие к пиву?

- Обладая мощным мочегонным эффектом, пиво буквально вымывает из организма человека белки, жиры, углеводы и микроэлементы, особенно калий и магний, и витамин С. При дефиците калия происходят срывы сердечного ритма, появляется сухость кожи, боли в икрах, слабость в ногах. Недостаток магния ведет к раздражительности, плаксивости, нарушению сна. Потеря витамина С снижает иммунитет, развивается гипоксия мозга, угасает интеллект, прогрессируют простудные заболевания. Пиво также способствует необратимым изменениям в сердце. Оно становится большим и дряблым, его функции «живого мотора» ослабевают. Некоторые производители для повышения пенообразования добавляют в пиво соединения кобальта, который, являясь химическим аналогом кальция, занимает его место в сердечной мышце, хотя свойственные кальцию функции при возбуждении и сокращении миокарда выполнить не может. Это приводит к сердечной недостаточности.

Неизбежный спутник пивопития — избыточный вес, а вслед за ним нарушается обмен веществ, разрушается печень, поражаются почки. Пристрастие к пенному напитку способствует снижению выработки мужского гормона метилтестерона. Поэтому у мужчин — «пивоголиков», как у слабого пола, раздается таз, ощутимо увеличиваются объемы груди, снижается потенция, а у женщин возрастает риск заболеть раком.

Пиво, как и крепкие напитки, нарушая координацию движений, провоцирует производственные и бытовые травмы, в том числе и со смертельным исходом. Около 60% дорожно-транспортных происшествий в Беларуси совершаются в состоянии опьянения.

Американские исследователи обнаружили, что одна из древнейших болезней — подагра — напрямую связана с употреблением алкоголя, в том числе и пива. Это убедительно доказывают результаты исследования, опубликованные в издании «The Lancet»: ежесуточное употребление пива на 50% увеличивало риск заболевания.

- Все-таки интересно получается: пиво существует с незапамятных времен, а вот вредность его почему-то обнаружилась только теперь. Это по меньшей мере странно.

- Ничего удивительного тут нет. Просто в древние времена оно считалось напитком плебса, а значит, и говорить об этом в высшем обществе было не принято. Но вот более поздний факт. В ХIХ веке в Англии пьянство приобрело угрожающие масштабы, бороться с ним стали посредством популяризации пива как слабоалкогольного напитка. Однако здесь, как говорят, нашла коса на камень. «Пивной закон» вскоре пришлось отменить, так как его введение только усугубило проблему.

Сегодня с благоприобретенным пороком борются практически во всех развитых странах. И немудрено. Ведь потребление пива растет. В Германии, например, в год на человека приходится 170 литров выпитого пива. В Восточной и Центральной Европе — 68, в Западной — 75, в России — 44 литра. Мы тоже начинаем понемногу догонять соседей. Правда, свои бочки пива немцы и другие цивилизованные европейцы опорожняют культурно — в гаштетах, кафе, пабах и дома, а у нас уже входит в привычку пить где придется. Это нередко приводит к различным инцидентам и правонарушениям. Только в минувшем году из числа граждан, пострадавших в результате уголовно наказуемых деяний, около 10 тыс. находились в состоянии опьянения. Каждое четвертое уголовное преступление, в том числе треть умышленных убийств и тяжких телесных повреждений, совершается в нетрезвом виде. Каждый четвертый малолетний преступник совершает противоправные проступки под воздействием пивных паров.

- Владимир Петрович, как остановить пивное цунами, если со всех телеэкранов на нас, в том числе и на подрастающее поколение, буквально обрушивается лавина пивной рекламы? Причем зачастую не просто тех или иных сортов пива, а образа жизни, привязанного к нему.

- Исследования, проведенные в конце 1980-х — середине 1990-х годов в Финляндии, Швеции, Норвегии, где также обеспокоены увеличением масштабов пивного алкоголизма, особенно среди молодежи, выявили такие важные закономерности: агрессивная реклама производителей пива сильнее действует на подростков и молодых людей в возрасте до 25 лет. То есть в их еще неокрепшее сознание самыми изощренными способами пытаются внедрить представления о том, как это «круто», модно и престижно. Именно поэтому во многих странах реклама пива приравнена к алкогольной и запрещена. Наверное, этот полезный опыт стоило бы и нам взять на вооружение.

Беседовал Александр ТРОПИН

Статья предоставлена еженедельником "Беларускi час".