Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


"Перекраивать" на свой вкус, в угоду моде или из зависти к соседу удобную во всех смыслах квартиру нормальный человек не станет. Другое дело, если в ней не все устраивает хозяев и есть деньги, амбиции и хочется чего-нибудь этакого, чего нет у других. И тогда стены в квартире начинают "двигаться", кухни, коридоры и комнаты становятся либо шире, либо уже прежних, в них появляются арки, ниши для холодильников и прочие полезные или красивые, на взгляд хозяев, "изобретения".

А на взгляд соседей и закона? Задавшись таким вопросом, "ЭГ" попросила специалистов Министерства жилищно-коммунального хозяйства проинформировать заинтересованных читателей газеты о том, какие действия по ремонту, реконструкции и эксплуатации жилья и в каких случаях современное законодательство относит к оправданным, а какие к неправомерным и, следовательно, наказуемым.

Действующее законодательство позволяет переустраивать и перепланировать жилые помещения в многоквартирных домах ради повышения уровня благоустройства и комфортности проживания, но только с разрешения местных исполнительных и распорядительных органов. Самовольное переустройство и перепланировка жилища влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере до трех базовых величин. А если эти меры неэффективны, вопрос о восстановлении первоначальной планировки решается в судебном порядке. Иначе говоря, "самовольщика" заставят все вернуть на свои места. Кроме того, незаконно реконструированную квартиру можно продать, обменять, приватизировать и подарить только после того, как она будет приведена в проектное состояние либо несанкционированная перепланировка будет узаконена. Соблюдение требований законодательства при выполнении работ по переустройству жилого помещения необходимо для обеспечения нормативных условий проживания, эксплуатационной надежности и безопасности жилищного фонда.

В республике есть с этим проблемы. И по поручению правительства Министерство жилищно-коммунального хозяйства уже рассматривает вопрос о подготовке нормативного правового акта, которым предполагается ужесточить штрафные санкции за несоблюдение правил пользования жильем, содержания жилых и вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных сетей и оборудования жилого дома; самовольное переустройство и (или) перепланировку жилых помещений; повреждение и уничтожение недвижимого имущества совместного домовладения.

В целях осуществления контроля за сохранностью жилищного фонда, соблюдения архитектурных, санитарно-гигиенических требований, а также требований пожарной и газовой безопасности ремонт и реконструкция жилых помещений производятся в порядке, установленном местными исполнительными и распорядительными органами. Например, в Минске порядок проведения ремонта и реконструкции жилых помещений, оформления разрешительной и проектной документации, ее согласования, а также порядок государственного контроля за проведением работ и учета перестроенных помещений определены Положением о порядке осуществления ремонта и реконструкции жилых помещений (квартир) в многоквартирных жилых домах, утвержденным решением Мингорисполкома от 2.09.1999 г. № 909.

В соответствии с данным Положением без оформления специального разрешения производится текущий ремонт жилых помещений, связанный с поддержанием эксплуатационных показателей и санитарно-гигиенических условий проживания.

Капитальный ремонт, связанный с устройством, перекладкой и переносом участков и узлов инженерных систем, установкой и демонтажем стационарного инженерного оборудования, остеклением балконов и лоджий, устранением неисправностей элементов ограждающих конструкций и проведением других ремонтных работ без перепланировки квартиры и устройства новых помещений производится по письменному разрешению организаций, управляющих жилыми домами (жилищно-эксплуатационные организации, товарищества собственников, ЖСК и другие).

Реконструкция, связанная с объединением смежных квартир в одну, с перепланировкой квартиры без изменения общей площади и объема, с устройством не отапливаемых кладовых и погребов под балконами и лоджиями первых этажей дома без занятия подвальных помещений, а также реконструкция, связанная с включением в площадь (объем) квартиры вспомогательных помещений дома осуществляется по решению исполкомов администраций районов Минска.

Ну а реконструкция, цель которой — увеличить площадь (объем) квартиры за счет жилых надстроек и пристроек к дому, присоединения переоборудованных подвальных, чердачных и арочных пространств, помещений колясочных, технических и цокольных этажей, а также встроенно-пристроенных к дому объектов административного, общественного и другого назначения, может проводиться на основании решения Минского горисполкома. В процессе реконструкции меняется планировка квартиры, заменяется и переносится инженерное оборудование, нередко меняется функциональное назначение помещений, их технические характеристики, поэтому согласование специалистами разрешительной и проектной документации на выполнение ремонтных работ имеет очень важное значение.

Что касается переоборудования инженерных систем при ремонте или реконструкции жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах (замена одних видов отопительных приборов на другие, увеличение их количества и изменение места расположения, модернизация систем тепло — и водоснабжения, установка электроводонагревателей), то оно допускается при наличии соответствующего согласования или разрешения. Самовольное переоборудование инженерных систем влечет предупреждение или наложение штрафа на физических и юридических лиц независимо от давности выполненных работ и наличия или отсутствия негативных последствий. Кроме того, нарушители обязаны за свой счет привести инженерные системы в проектное состояние или в установленном порядке получить соответствующее разрешение. В противном случае к ним принимаются меры судебного воздействия.

Если вследствие самовольного переоборудования систем отопления, водоснабжения, а также халатного обращения граждан с сантехническим оборудованием залиты другие квартиры, то ЖЭО должно без промедления принять все необходимые меры, чтобы остановить "потоп". Правда, в жизни бывают случаи, когда хозяева квартиры отсутствуют и нет возможности с ними связаться, что значительно затрудняет своевременное устранение причины аварии. В таких случаях специалисты ЖЭО обязаны приглашать представителя милиции, которому в соответствии с Законом "О милиции" предоставлено право беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан при наличии оснований полагать, что там произошел несчастный случай или авария. Если вопросы возмещения виновной стороной ущерба, причиненного при этом, и восстановления оборудования в соответствии с проектом невозможно решить в бесспорном порядке, они решаются в судебном.

На практике самовольную перепланировку и сантехническое переоборудование квартир выявить сложно, особенно если это не навредило или не сразу навредило другим жильцам и нет жалоб. Но рано или поздно это выясняется.

В заключение — несколько слов о ремонте жилищного фонда, что также интересует многих.

В соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома в Республике Беларусь, утвержденными приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства от 7.12.1999 г. №177, юридические лица независимо от форм собственности (ЖСК, КИЗ, товарищество собственников и др.), жилищно-эксплуатационные организации должны своевременно производить текущий и капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов и инженерных систем жилого дома.

Очередность постановки на капитальный ремонт жилых домов как местных Советов, так и ЖСК, находящихся на обслуживании жилищных организаций, зависит от технического состояния этих домов (кровли, фасада, цоколя, отмостки, фундамента, оконных заполнений дома, его вспомогательных помещений, а также от состояния трубопроводов и оборудования систем тепло-, водоснабжения, водоотведения, электро — и газоснабжения) и сроков их эксплуатации. До постановки дома на капитальный ремонт жилищно-эксплуатационной службой выполняется его текущий ремонт при проведении профилактических работ и по мере поступления заявок от нанимателей, собственников жилья. Руководство ЖЭС в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за невыполнение функциональных обязанностей.

Николай ЛИПЕНЬ,
заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства
0058648