Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Всемирная организация здравоохранения закрепила за пациентом десять прав, начиная с доступного лечения и заканчивая компенсацией нанесенного ущерба. В Беларуси о правах пациентов заговорили недавно, но результаты защиты этих прав уже есть. Если в 2000 году жалоб на некачественные медицинские услуги, поступающих в общества защиты потребителей, было не более одного процента общего количества, то сегодня эта цифра составляет уже 5 процентов. А общее число жалоб на медиков увеличилось более чем в десять раз.

По мнению специалистов, такой рост жалоб одним повышением правового сознания населения не объяснишь. Свою роль в этом процессе играют многочисленные сомнительные медструктуры, которые с завидным постоянством открываются и с таким же постоянством закрываются. В Светлогорске, например, сотрудники Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля выявили стоматологический кабинет, проработавший без лицензии более двух лет.

По данным организаций, защищающих права потребителей, подавляющее большинство претензий касается работы стоматологов, пластических хирургов и наркологов. Есть случаи некачественных медицинских услуг при проведении операций, ошибочного диагноза и, как следствие, неправильного лечения, когда пациент оказывается на грани жизни и смерти. Отмечены случаи обыкновенного головотяпства (перепутали анализы больных) и врачебного непрофессионализма.

Вот пример. Минчанину в пьяной драке разбили голову. В госмедучреждении дежурный хирург обработал "ушибленное" место йодом и без положенного в такой ситуации снимка отправил пострадавшего домой. А у него была не только глубокая рана, но и сотрясение мозга. Теперь консилиуму и экспертизе предстоит вынести вердикт врачу, после чего пострадавший может обратиться за защитой своих интересов в суд.

Бывают и трагические случаи. У беременной женщины в утробе умер ребенок. В роддоме сослались на загруженность, большой поток рожениц, нехватку кадров, оборудования, медицинских препаратов. Но вины своей, естественно, не признали. Женщину обвинили в несоблюдении диеты, в приеме запрещенных лекарств. Независимая же экспертиза констатировала запоздалую диагностику. Врачи опоздали на одни сутки. Вину врачей подтвердил и суд.

Вот еще один пример. В поликлинике человеку поставили неправильный диагноз: практически неизлечимое заболевание. Разрушилась семья. Правозащитники посоветовали обратиться в частную клинику: диагноз не подтвердился. Подан иск в суд, где было установлено, что диагноз сделан по анализам другого пациента. Ответчики в суде, как и в случае с роженицей, сослались на нищую медицину и не признали свою вину. Суд же принял сторону истца.

В отличие от врачей государственных медучреждений в частных клиниках чаще признают ошибки и готовы компенсировать пациентам моральный урон. Некоторые пациенты в таких случаях решают использовать благоприятный момент. Женщина решила сделать сыну в столичном коммерческом медцентре пластическую операцию по коррекции ушей. Операция не удалась. Врачи признали ошибку и были готовы за свой счет исправить ошибку или оплатить стоимость повторной операции в другой клинике, возместить моральные и материальные издержки в разумных пределах. Но денежные амбиции матери превысили все разумные пределы. Судебная тяжба вот уже несколько месяцев то затухает, то разгорается с новой силой.

Бывают и комические случаи. По рекомендации врача пациентка приобрела в аптеке средство для похудения. Принимала его по инструкции, закусывая… колбасой. И быстро начала набирать вес. Естественно, в иске ей было отказано.

Леонтий КУЧКО