/ /

В субботу после реконструкции в Минске откроют Комсомольскую и Революционную улицы с пешеходной зоной. В последние дни перед сдачей объекта мы прогулялись по Комсомольской с директором «Мінскай спадчыны» Александром Коханом, обсудили критику в адрес предприятия по поводу работ и узнали, зачем тут установили так много столбиков.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Решение о том, чтобы сделать улицы пешеходными, приняли давно. С осени 2017 года реконструкцией Революционной и Комсомольской занималось предприятие «Мінская спадчына». Сейчас на объекте идут завершающие работы, а в июле тут будут устранять мелкие строительные недоделки.

Главной улицей в реконструкции стала Комсомольская — тут появилась широкая пешеходная зона от кинотеатра «Победа» до Немиги. Через нее же идет сквозной проезд с поворотом на Городской Вал. А вот въезд на Революционную улицу со стороны площади Свободы будет ограничен — тут установлен шлагбаум. Шлагбаумы также появятся и во дворах домов. При этом некоторым минчанам решения проектировщиков не понравились. Активисты создали петицию, где высказали все свои претензии по поводу внешнего вида улицы. На них ответил директор предприятия «Мінская спадчына» Александр Кохан.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Он приходит сюда каждый день, контролирует работу и общается с представителем инициативной группы, поэтому в курсе, как обстоят дела на объекте.

Почему люди ходят по проезжей части и зачем столько столбиков и цепей?

Мы останавливаемся на проезжей части Комсомольской, которая идет по четной стороне улицы. Но пока все люди воспринимают ее как пешеходную и идут по ней.

— Так сложилось. Эта полоса во время реконструкции была сделана первой для того, чтобы обеспечить функционирование объектов, которые на данной территории расположены и чтобы у строителей была возможность подвозить и вывозить строительные материалы и инструменты.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

По словам Кохана, люди привыкли, что одна полоса открыта и доступна для пешеходов, потому что на другой части долгое время делали ремонт дороги и она была занята техникой.

— Но иных препятствий для пешеходного трафика на Комсомольской больше нет. Улица по строительству завершена. Остались мелкие работы с наведением порядка, лоска, чистоты.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Идем к пешеходке, переступая через цепи на столбиках, которые разделяют пешеходную и проезжую зоны. Обращаем внимание, что с таким же неудобством столкнутся и другие люди.

— И столбики, и цепи нужны в первую очередь для того, чтобы решить вопрос безопасности пешехода. Переступать здесь ничего не надо — по полосе сквозного проезда двигаются транспортные средства. Если не ограничить доступ пешехода на дорогу, то это может создать аварийно-опасную ситуацию. Это решение согласовано с ГАИ. В последующем здесь будет организовано движение транспорта и пешеходный трафик пойдет по нечетной стороне улицы.

Цепь будет также ограничивать въезд на пешеходную зону, добавляет Кохан.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Болларды же на улице не устанавливали потому, что для их работы нужен вмонтированный под землю механизм с подводом электричества — это дорого и трудоемко. Кроме этого, подчеркивает Кохан, боллард перекрывает проезд, а столбики — разграничивают пешеходную зону и зону транспорта, для чего и были установлены.

Почему водосток не увели под землю?

Критиковали люди также и водостоки. Мол, почему трубы не увели под землю или решетку, чтобы улицу не заливало осенью, а зимой и весной не было наледи. Отвечая на эти претензии, Кохан замечает, что реконструкцию делали в квартале, где есть офисы, магазины, кафе и жилые дома.

— Любая стройка создает определенные неудобства. Наша первостепенная задача — обеспечить функционирование данной территории. Так как это сети глубокого заложения, они вели за собой ряд проблемных вопросов. В первую очередь это связано с тем, что нам не удалось бы сохранить те зеленые насаждения, которые здесь остались.

По словам Кохана, чтобы сделать отвод под землю водосточной системы, необходимо было проложить под землей на глубине от 1,4 до 2,5 метра сети ливневой канализации.

— Представьте, какие котлованы тут нужно было выкопать! Так мы нарушили бы корневую систему деревьев. Кроме того, эти сети всех водосточных систем должны были бы свестись в некий коллектор, который находится под улицей, чтобы организовать централизованный сток.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Под улицей расположены другие действующие инженерные сети — водопровода, канализации, сети электроснабжения, которые пришлось бы в местах выхода ливневой канализации демонтировать и перекладывать. Возьмись строители за эти работы — пришлось бы прокладывать дополнительные сети для объектов, а на реконструкцию улицы понадобилось бы намного больше времени.

— Технически возможно все. Но трудоемкость и сроки реализации проекта тогда были бы увеличены на порядок. Поэтому было принято такое решение, которое существовало и раньше на данной территории. То есть у нас проложены лотки вдоль улицы Комсомольской, которые за счет естественного уклона будут собирать талые и сточные воды и выводить их в существующую сеть ливневой канализации, которая проложена по улице Немиге.

Заметим, что на  улице сохранили большие деревья. А посреди пешеходной дорожки высадили шаровидные клены. Делали это в последнюю очередь, когда был залит бетон. Кохан объясняет, почему работали именно в такой последовательности: по технологии производства работ нельзя сажать деревья в тот момент, когда делают бетонное покрытие. Это небезопасно для небольших деревьев, их может повредить техника.

Расположение лавочек и дорогие цветочницы

Возвращаясь к теме малых архитектурных форм, уточняем у директора «Мінскай спадчыны», действительно ли нужно закупать для пешеходной улицы 75 гранитных цветочниц за 200 тысяч рублей, если водосток остается тем же?

— Вопрос не упирался в стоимость проекта. Ключевой момент — сделать работы в сжатые сроки, чтобы создать наименьшие неудобства для тех, кто здесь работает и проживает. Это центр города, квартал исторической застройки: здесь стесненные условия. Это не новая застройка микрорайона, где мы можем копать и прокладывать сети как хотим.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Кохан обращает внимание на внешнее оформление. По его словам, архитекторы и разработчики проекта решили, что на улице не должно быть типовых решений, а материалы нужно использовать долговечные.

— И скамейки, и цветочницы, и обрамление деревьев выполнены по индивидуальным проектам; и согласитесь, что, установив здесь типовые бетонные мусорные баки, цветочницы, которые располагаются в спальных микрорайонах, мы бы потеряли в эстетике этой улицы. Поэтому в проекте были заложены именно гранитные цветочницы, закупки были выложены на тендеры. Мы выбрали наиболее дешевые из предложенных вариантов.

А что касается близкого расположения лавочек к столбикам и проезжей части, то директор считает расстояние достаточным. Кохан сам садится на лавку и замечает, что ноги не упираются. Мол, созданы все условия для комфортного отдыха.

— Возможно, людям не понравилось, когда что-то стояло очень близко, когда лавки только привезли. Тогда они, естественно, были составлены не в проектном положении.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Также около проезжей части за железными столбиками в нишах обособленно стоят скамейки. Рациональность их размещения именно здесь вызывает вопросы.

— Сейчас начинается этап эксплуатации улицы. По ходу появятся дополнительные вопросы, возможно, дополнительные решения, либо сама эксплуатация приведет к тому, что нам что-то придется поменять. Мы к этому готовы. Поэтому, если окажется, что функционально те лавочки в нишах не будут использоваться, то мы что-то изменим, сделаем там озеленение, лавочки перенесем в другое место.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

«Критика не всегда оправданна»

На пешеходке встречаем представителя инициативной группы Виктора Бакуна, который живет на Комсомольской, 14. Директор «Мінскай спадчыны» говорит, что работы по реконструкции вели в сотрудничестве с местными жителями.

— Руководство контролирует все недочеты, я их встречаю тут постоянно, — говорит Бакун. — Где-то мы вместе проходим, многие вопросы на месте решаются и устраняются. Проблем никаких нет. Во-первых, теперь тут чистый воздух и меньше машин, во-вторых, как и обещали, сделали дополнительное озеленение — деревья в земле, они не закатаны в бетон, все посажено по нормам.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Бакун говорит, что доносит до руководства «Мінскай спадчыны» и критику от активистов. И, как поясняет местный житель, она не всегда оправданна. Он приводит в пример недовольство новыми фонарями, которыми заменили навесное освещение. Но, по словам Бакуна, сейчас по вечерам на улице стало больше света.

Спрашиваем у Кохана, следит ли он за телеграм-каналом Антона Мотолько, в котором появляется информация о работах на пешеходной улице.

— На группу Мотолько не подписан, мой рабочий график не всегда позволяет читать все в интернете. Но новости на TUT.BY, например, я отслеживаю. О петиции пока тоже не слышал.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Были возмущения и по поводу того, что не проводилось общественное обсуждение. Это опровергает как Кохан, так и Бакун, который на обсуждении проекта детальной планировки исторического центра в 2014 году присутствовал.

«Мне кажется, что улицы получились»

Директору «Мінскай спадчыны» Александру Кохану задаем прямой вопрос: в какую сумму бюджету обошлась реконструкция улицы?

— Естественно, Комсомольская и Революционная ввиду применяемых материалов стоят дороже, чем обычная улица из бетонной плитки. Мы создавали максимально привлекательную пешеходную зону. Конкретную стоимость не назову, потому что мы находимся на финальной стадии, сумма еще не сформирована.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Напоследок интересуемся, как глава предприятия, которое занималось реконструкцией улиц, оценивает итоговую работу.

— Мне кажется, что улицы получились. В рамках исторического центра они станут точкой притяжения. Эту улицу мы делаем на долгие годы, чтобы и минчане, и туристы восхищались тем, что здесь есть. Это обусловлено и зоной жилой застройки, и объектами, которые тут работают.

На днях на пешеходке установят две сувенирные лавки. Больше никакого интерактива делать тут не планируют.

0062442