Новость дня


Сегодня с аэродрома Минск-1 вылетел последний самолет. Он проходил техническое обслуживание на Минском заводе гражданской авиации. История воздушной гавани внутри столицы закончилась.

Аэропорт Минск-1 официально закрыли еще в январе 2016 года. Но самолеты все равно сюда прилетали — на авиаремонтный завод, который располагался рядом с аэропортом.

— Вчера от нас вылетал Ту-134, который ремонтировали в Минске около года. Сегодня улетает Ту-134, он был здесь на техническом обслуживании. Это крайний рейс, — рассказывает замгендиректора по производству Минского завода гражданской авиации № 407 Юрий Бондарев.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В авиации по-прежнему суеверно говорят «крайний» вместо «последний». Но сегодня даже давние работники авиаремонтного грустно соглашаются: как ни крути, но с этого аэродрома рейс действительно последний.

Неподалеку от взлетно-посадочной полосы уже собрались работники Минского завода гражданской авиации. Кто-то признается: «Грустно! Столько лет тут проработали!» Кто-то говорит: «Теперь есть надежда, что завод будет развиваться».

Один из тех, кто пришел провожать самолет, — техник по радиооборудованию Дмитрий Клецко. Мужчина работает здесь с 1980 года.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

— Не верилось все, что тут все закроют. Столько раз отодвигали сроки. В новых цехах пока не был, только издали видел их.

Работникам, которые перейдут на новое место работы (завод переносят к Национальному аэропорту Минск), обещают подвоз из Минска за город. Правда, они надеются, что точек отправления автобусов будет больше чем одна.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Некоторые уже работают на новой площадке.

— Четыре борта на капитальном ремонте на новом месте, рядом с Национальным аэропортом Минск. Плавный переход: здесь работали только на выпуск самолетов, а там уже принимали новые, — объясняет замдиректора авиаремонтного завода Юрий Бондарев.

Новый ангар, говорят, хороший.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

— Большой: там может поместиться шесть самолетов Ту-134. То есть все, что мы здесь размещали в нескольких ангарах, мы можем разместить там в одном. Чтобы построить, консультировались с иностранными проектировщиками, старались воплотить у нас самое современное.

На новой площадке собираются построить еще и ангар для покраски самолетов. По нему ведутся предпроектные работы.

— Самолеты красили и здесь, но там будем проектировать современный ангар, который отвечает всем требованиям, со своим микроклиматом, с переработкой отходов — старого лакокрасочного покрытия, которое будет сниматься с самолетов, — объясняет Юрий Бондарев.

На строительство ангара для покраски может уйти около двух лет.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

За 65 лет существования Минского авиаремонтного завода через него прошли тысячи самолетов.

— Начиналось все с ангара, который был вывезен из Германии после войны по репарации. Начинали с ремонта самолетов Ли-2, работали с Ил-14, Як-40, Ту-124, Ту-134, Як-42, Як-52. Самолеты уставали летать, здесь их обследовали, лечили, снова отправляли в небо.

1. Киноочерк "Самолет для Ирины", 1970, реж. А.Панин, опер. Г. Масальский, М.Масс; киностудия "Беларусьфильм".

2. Киножурнал "Савецкая Беларусь", №2, 1972 г., реж. С.Брауде, опер. Ю. Иванцов, В.Куприянов, Ф.Осипов, В.Пужевич, Г.Шингер; киностудия "Беларусьфильм".

3. Киноальманах "Беларусь", №2, 2002 г., реж. Г.Ясинский, опер. Л.Слобин; киностудия "Беларусьфильм".

Видеоматериалы подготовила ведущий архивист отдела использования документов и информации БГАКФФД Елена Полещук.

Ту-134 готовится к вылету, он прилетел в Минск из Новосибирска в апреле.

Пилот — Владимир Барсук, директор Сибирского научно-исследовательского института гражданской авиации. Именно этому российскому НИИ самолет сейчас и принадлежит.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Самолет 1980 года выпуска, с небольшим для таких бортов налетом — всего четыре тысячи часов. В советские годы он летал над сельхозугодьями, с него контролировали, как взошли урожаи: внутри было много техники для аэрофотосъемки.

Когда Союз распался, военный самолет переоборудовали: здесь же, на Минском заводе гражданской авиации, изменили салон и стали возить ВИП-пассажиров, руководителей министерств. Сибирский научно-исследовательский институт гражданской авиации потом взял самолет себе. Сейчас с него снова делают аэрофотосъемку, перевозят служебных пассажиров и грузы.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Пилот Владимир Барсук рассказывает, что прямо сейчас полетит в Москву, потом постепенно самолет переправят в Новосибирск:

— На Минском авиаремонтном только что проводили работы по продлению летной годности этого самолета, хочется, чтоб еще потрудился.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

— Махнете, улетая, крылом? — шутим.

— Попробую, — отвечает пилот.

Техника, которую сейчас ремонтирует Минский авиаремонтный завод, постепенно уходит в прошлое. Планы на будущее — начать обслуживать «Боинги».

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

— В новом ангаре сделано все, что нужно для обслуживания «Боингов», сейчас обучаем специалистов. На сертификацию на новый тип самолетов — "Боинг-737" — может уйти как минимум два года. Все это время мы будем не только заниматься тем, чем занимались раньше, но и готовиться к тому, чтобы обслуживать современную технику, которая выпускается в Америке, в Европе. Будем надеяться также, что Россия сделает нормальный самолет МС-21, и с ними тоже будем работать: может, получится сделать здесь базу по обслуживанию этих самолетов, — рассказывает о планах Юрий Бондарев.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

До конца года завод должен освободить площадку для инвестора, который построит здесь дома. На аэродроме осталось еще три самолета, которые, впрочем, отсюда не полетят — их будут перевозить по земле. Среди них — конфискованный у российского бизнесмена Cessna citation X, он до сих пор не продан.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Три самолета с территории Минского авиаремонтного завода не полетят, их отсюда увезут по земле
Фото: Вадим Замировский, TUT.BYФото: Вадим Замировский, TUT.BY

Начальник аэродромного комплекса Минск-1 Вячеслав Хоронеко когда-то возглавлял аэропорт Минск-1.

— Два года мы работали только для авиаремонтного завода, — объясняет он. — А до этого выполняли чартерные рейсы, обслуживание официальных лиц. Чемпионат мира, помните, наверное (имеется в виду чемпионат мира по хоккею - 2014. — Прим. TUT.BY) — тогда аэродром был занят. Это был последний наплыв, мы с той задачей справились, а потом указ появился, и все тут сошло на нет. До Нового года все здесь должно быть закончено.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

По словам Хоронеко, генподрядчик сейчас активно демонтирует оборудование, площадки и здания аэропорта. Территория аэропорта и аэродрома занимает около 70 гектаров, с учетом снесенных уже зданий было 132 гектара. Здания вдоль улицы Аэродромной уже снесли. Уходит последний корпус авиаремонтного завода, скоро будут демонтировать взлетно-посадочную полосу. Единственное здание, которое будет напоминать о летном прошлом места, — аэровокзал, памятник архитектуры. Там уже располагается офис застройщика — компании «Дана-Астра».

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Оборудование отсюда частично передают в Национальный аэропорт Минск, частично отдают в воинские части.

Ту-134 взлетел с аэродрома в Минске и стал последним, который выполнил отсюда полет.

— Есть какие-то традиции по проводам последнего самолета? — интересуемся у одного из ветеранов Минского авиаремонтного завода, который наблюдает, как улетает самолет.

— Знаю только традиции по встрече первого самолета. Вот так, провожать, мне еще не приходилось.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

{banner_819}{banner_825}
-32%
-20%
-50%
-20%
-20%
-10%
-21%
-21%