Главное
Минск
Эксклюзив
Деньги и власть
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Спорт
Авто
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
    303112345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272812345

Общество


У живущих на Слонимщине отшельников появился шанс получить прописку, а со временем - и белорусский паспорт. Помочь сбежавшим от цивилизации иеродиакону Вениамину и его сестре взялся еженедельник «Беларускi час»…

Почему иеродиакон Вениамин и его сестра предпочли мирской суете лесную глушь? Впервые за много лет отшельники впускают в свой замкнутый мир стороннего человека. И это - корреспондент "БЧ"


Свой обет на 10 лет уединения они выдержали. И возвращаться к людям не хотят

CЛОНИМЩИНА - удивительно красивый край, а те места, где в старину находились угодья пана Бусловского, вызывают восторг даже у местных жителей.

Рассказывают, что богатый шляхтич, оценив великолепие местности, выстроил в лесу охотничье поместье, соорудил каскад озер, где разводили форель, и наезжал туда с гостями поохотиться и порыбачить. Давно нет Яна Бусловского, лес и озера принадлежат государству, но у одного из самых красивых уголков бывших панских угодий все же есть хозяева - россияне, брат и сестра, которые, дав обет отшельничества, поселились там.

СЛЕД ЧУЖАКОВ

Помню, два года назад нам с коллегой, чтобы выйти на след чужаков, понадобилась помощь местных сыщиков. Милиционеры объяснили, куда ехать, даже карту нарисовали, но в итоге, рискуя оторвать глушитель у машины на лесных колдобинах, мы уперлись в железнодорожный путь. А дальше - пешком. Бродили, кружили не менее часа, пока не догадались подняться на насыпь, откуда и увидели огромный крест. Пошли к нему - и в лощине, у самого ручья, обнаружили обитель отшельников. Нынче, памятуя дорогу, почти сразу вышли к цели.

…В калитку войти не решились из-за лая собаки, которой раньше не было. К счастью, хозяин подворья не заставил себя ждать, утихомирил пса и пригласил во двор.

 - Вы меня чудом застали, всего второй день дома после больницы, а вскоре опять придется туда ложиться на операцию - глаукома у меня. А Верочки нет, уехала в Волковыск в тамошнюю церковь за пропитанием. Братья во Христе не дадут пропасть, - словно извиняясь, на ходу сообщает нам свои последние новости иеродиакон Вениамин (в миру Виктор Сергеевич Ромашкин).

…Осматриваюсь по сторонам: не изменилось ли что за прошедшие два года? Да нет, тот же домик с пристроенной кельей, рядом - столик, чуть поодаль сарайчик и небольшой огород вкупе с садом. Из нового - разве что маленький парник да наполовину возведенная часовенка «Утоли Моя Печали» напротив креста у ручья. О домике скажу особо: он выглядит как игрушечный, чтобы попасть в  «покои», надо согнуться в три погибели. Но даже в таком положении больше двух человек изба не примет. Она едва ли не у самого порога разделена на две маленькие половины: мужскую и женскую. Простенькая мебель (что люди добрые отдали, что сам хозяин смастерил), нехитрая утварь, керосинка на столе, иконы да образки на стенах. Женская комната по-прежнему уставлена куклами (дар прихожан), они - слабость сестры Веры. В прошлом она была замужем, родила четверых детей, а когда те выросли, она, будучи уже разведенной, избрала иной путь.

В ПОИСКАХ СМЫСЛА ЖИЗНИ

Что заставило этих людей отречься от суетного мира и найти смысл жизни в лесной глуши, да еще на долгие годы? Почему иеродиакон Вениамин и его сестра, дававшие обет отшельничества на 10 лет, и после этого срока вот уже 4 года по-прежнему живут в лесу? Глава семьи говорит, что не нашли они себе места среди зла и человеческих страданий, но в его словах чувствуется какая-то недосказанность.

История отшельников и впрямь необычная. И Виктор, и Вера воспитывались в разных детдомах, потому долгие годы ничего не знали друг о друге. Виктора усыновил священник отец Михаил и увез с собой в Москву. Парень окончил с отличием школу, пошел на подготовительные курсы в мединститут. Но вскоре ему разонравилась избранная специальность, и приемный отец, узрев склонность сына к богословию, посоветовал поступить в Загорскую духовную семинарию. На втором курсе Виктор, взявший себе имя Вениамин, был рукоположен в сан иеродиакона. А дальше жизнь семинариста сделала крутой крен. У памятника Пушкину в Москве на почве любви к поэзии он познакомился с молодыми людьми, подарившими ему кассету с песнями бардов. А на пленке, кроме песен, оказались и антисоветские стишки. На беду свою Виктор дал послушать пленку другому семинаристу. Если учесть, что дело происходило в начале 1960-х годов, то арест за такую «крамолу», суд и три года по статье 58 «б» были неминуемы. Выйдя на свободу, Виктор подался в Астрахань, где окончил мореходку. После около 10 лет ходил по Волге и Каспию механиком на разных судах. Женился, растил двоих сыновей. Однажды пришел из рейса и узнал, что жену убили…

А потом - очередной удар судьбы. На его танкере случился пожар. Виктор Сергеевич чудом остался жив, потеряв, правда, глаз. В той аварии он узрел знак Божий, потому и дал зарок посвятить дальнейшую жизнь свою Господу.

Уехал он в Ростов-на-Дону, где в Покровской церкви и встретил сестру Веру, вместе с которой и перебрался позже в столицу Украины. В Киеве работал реставратором в церкви, пока один знакомый не рассказал о Жировичском монастыре в Беларуси. Приехали - понравилось. Виктор попросил архимандрита Софрония благословить его на отшельничество на 10 лет. Тот лишь спросил: «А выдержишь?» И благословил, узнав, что есть у жаждущего уединения иеродиакона Вениамина спутница.

Место для скита отшельники выбрали не случайно, их словно кто-то вел за руку. Когда обнаружили живописное место возле ручья, сразу решили: здесь обоснуемся. Жили поначалу в землянке, но по неопытности (печку вплотную к стене соорудили) сожгли ее. А дело зимой было, пришлось берлогу в сугробе рыть.

Почти 3 года о них никто не знал: конспирировались, как могли, даже за продуктами не в Слоним, а в Барановичи ездили. Иеродиакон Вениамин это объясняет тем, что они сознательно шли на тайную жизнь, чтобы быть наедине с Господом Богом. Но как-то отшельников обнаружил лесник, после чего обитель окружили вооруженные милиционеры, видимо, посчитав их браконьерами. К счастью, один из стражей порядка узнал в бородатом мужике монаха из Жировичского монастыря. С тех пор ни милиция, ни власти отшельников не трогают: живут те тихо, мирно, законов не нарушают. Зверя не трогают - грешно, а форель ловят только по нужде.


УКРЕПЛЕНИЕ ДУХА

Взамен землянки брат и сестра построили домик, потом пристроили к нему келью. И не беда, что стоит келья криво, как Пизанская башня (Вениамин из-за нехватки стройматериалов сознательно наклонил строение, чтобы с крыши стекала вода). Посадили сад из плодовых деревьев, разбили огород, собирают грибы и ягоды. Посильную помощь оказывает монастырь: одеждой, продуктами. Вениамин, к слову, наловчился не только свечки отливать, но и хлеб выпекать не хуже сестры Веры. Говорит, что навыки к труду привили ему еще в детдоме. Но случалось, и нередко, голодать - бывало, по неделе сидели на болтушке (муке с водой). И болеть, конечно, приходилось.

И все же однажды, как признался иеродиакон Вениамин, они смалодушничали. Несколько раз им били стекла, обворовывали. Красть у нищих нечего, кроме икон (воры унесли четыре наиболее ценные из них) и… баяна. С его помощью, играя псалмы, Вениамин просил в Слониме или Барановичах подаяние. Новый баян, подаренный знакомым священником, иеродиакон теперь прячет. И монашеское облачение также укрывает, только не дома, а в монастыре. А тут до Вениамина дошло известие, что его младший сын, служивший под Моздоком по контракту, погиб. Словом, не выдержали брат с сестрой и решили уехать в Россию. Вещи уже в сумки уложили, а рано утром вышел Вениамин из дома и видит в огороде облик женщины в белом. Та и говорит: «Вам отсюда уезжать нельзя, место вам отныне здесь. Духовно укрепляйтесь, а будут трудности какие - уповайте на Бога!» И стала таять…

 - Это было видение Божией Матери, и я упал перед Ней на колени, - рассказывает иеродиакон Вениамин. - Посадили мы на том месте алычу и образок к дереву прикрепили.

И брат с сестрой, приняв видение как Божью благодать, остались. И не только выдержали 10-летний срок, но и сверх него четыре года в лесу провели.

 - Единственный в Беларуси старец Митрофан благословил нас на выход из отшельничества, - говорит Вениамин. - Но мы не готовы войти в общество - в миру ведь другие порядки. Решили пока остаться в лесу. А там как Бог укажет.

Иеродиакону Вениамину скоро исполнится 63 года, его спутница не намного моложе, к тому же она инвалид с детства по зрению. Пенсии они не получают, так как живут в Беларуси со старыми российскими паспортами. Отшельники пытаются как-то узаконить свое пребывание на белорусской земле, но пока у них это не получается. Вот и пребывают между небом и землей. В смысле: без гражданства, но в стране, которая стала им уже родной.

Николай ГУСЕВ. Слоним-Минск

От редакции

Конечно, нам в первую очередь хотелось рассказать о необычной судьбе этих людей, посочувствовать им. Но можно ли помочь отшельникам? Мы обратились к первому заместителю начальника департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь Алексею БЕГУНУ.

 - Ситуация непростая, - говорит Алексей Юрьевич. - Нам надо получить хотя бы ксерокопии документов этих людей, заявления с просьбой оказать содействие в урегулировании их правового статуса на территории Беларуси. Мы сделаем запросы, проведем соответствующие проверки, а потом примем решение. Пока речь может идти только о виде на жительство, а затем в судебном порядке этим гражданам нужно будет доказать факт постоянного проживания на территории нашей страны в течение 7 лет. Следующий этап - обращение в компетентные органы государства гражданской принадлежности с ходатайством об отказе от гражданства Российской Федерации, а после - ходатайствовать перед нашим Президентом о приеме в гражданство Республики Беларусь. Но прежде нужно определиться, по какому адресу мы будем рассматривать их заявления на получение разрешения на постоянное место жительства. Ведь юридически домик отшельников нигде не зарегистрирован, адреса не имеет. Вряд ли у этих людей получится зарегистрировать свое жилище в БТИ, да и не станут они этим заниматься. Поэтому и затрудняюсь пока сказать, как эту проблему будем решать. Но сначала мы идентифицируем личности этих людей, определим их гражданскую принадлежность, а затем решим, что делать дальше. Может, их пропишем, если будет на то согласие церковных иерархов, по месту нахождения монастыря; может, появится другой вариант. Но в любом случае мы постараемся этим гражданам помочь.

Надеемся, что так оно и будет и мы вернемся еще к истории слонимских отшельников.

Комментарии с форума

  • Miг7 :) 4 ноября 2005 в 08:29

    Адрес новости: https://news.tut.by/59844.html Я потрясен.

  • for 4 ноября 2005 в 08:53

    Какая чушь. Кассету(!)... с песнями бардов(!).. в начале 60-х (!)."Интервьюист", деточка, Вам сколько годков-та будет? Сказки - они чем хороши. Успокаивают нервы, убаюкивают сознание. Продолжайте заниматься сложением былин и прочим мифотворчеством. Только может быть нас таким жмыхом кормить не будете?

  • amyl 4 ноября 2005 в 09:41

    +1 - Убаюкивающая задача налицо

  • forestman 4 ноября 2005 в 09:50

    Я их видел в лесу в 1998 году -наткнулся на их желище.Думал бомжи обустроили берлогу, но потом узнал от местных, что это отшельники. Тогда у них действительно землянка была.Для for - это не миф, это правда. Есть такие люди. Про остальное с полной уверенностью сказать не могу

  • Duke 4 ноября 2005 в 10:35

    Кассету в начале 60х? Да и в конце 70х кассеты проблемой были

  • maymun 4 ноября 2005 в 10:51

    Магнтофонную бабину

  • rapid13 4 ноября 2005 в 10:56

    Да я то же потрясен, какой милый способ уйти из жизни без самоубийства. Уйти от проблем от не решенных вопросов, детей оставить. Чего с ними общаться, в самом деле, лучше в лесу. Сын умер, пусть сына чужие люди хоронят, нам тут, что-то показалось. Я понимаю так, детский дом не может дать нормальных понятий о семье.

  • Varinovich 4 ноября 2005 в 11:02

    "...И благословил, узнав, что есть у жаждущего уединения иеродиакона Вениамина спутница."

  • ErmIg 4 ноября 2005 в 11:15

    Решение проблем?

  • Iridium_III 4 ноября 2005 в 12:48

    "Жаждущего уединения" !!!

  • for 4 ноября 2005 в 17:53

    Такие люди - набожные, отшельники, монахи, имеют право существовать, заниматься тем, к чему душа лежит - кто ж спорит?Но о чём статья?О нетипичном социальном (-ли?) поведении человека, уставшего от жизни (испугавшегося её многообразия)?Может быть о видениях и чудесах, наподобие явления Христа мальчику-пастушку или мироточащих икон?Нет, не понял главный посыл материала. Незачёт!p.s. Компакт-кассету придумал основатель Sony не то в 1968-м, не то в начале 70-х.А в 60-х барды наверняка не тиражировались - в то время ещё Никита Сергеевич напару с КГБ гонял художников-"пидарасов" с выставок изобразительного искусства.

  • Iridium_III 4 ноября 2005 в 18:16

    @шанс получить прописку, а со временем - и белорусский паспорт. Помочь сбежавшим от цивилизации иеродиакону Вениамину и его сестре взялся еженедельник «Беларускi час»…"- А на кой ляд им вообще эта прописка? и такая помощь? Он же "сбежал" от всего этого!?

  • stkwieryna 4 ноября 2005 в 20:47

    Проста цудоуна, што ёсць людзi, якiя прагнуць пакiнуць гэты свет, каб малiцца за яго! Далучайцеся.