Нужно ли платить, если случайно разбил в магазине бутылку с алкоголем или отказался от такси? Мы не всегда знаем, в какой ситуации правы, а в какой — нет. Юрист юридической компании REVERA Евгений Бурый объяснил права потребителей на популярных примерах из жизни.

Могут ли у меня потребовать компенсацию за разбитую в магазине бутылку с алкоголем?

— Это зависит от того, по вашей ли вине все произошло.

По одному из общих правил гражданского законодательства человек обязан возместить вред, причиненный имуществу компании. Это значит, что если посетитель магазина разбил бутылку с алкоголем или повредил посуду, вазу, игрушку, то придется возместить ущерб. Ведь пока вы не оплатили покупку, она считается имуществом магазина.

Абсолютно другая ситуация, если все произошло не по вашей вине. Например, после уборки пол был еще слишком влажным, и вы поскользнулись, повредив какой-либо товар. Или мерчандайзер собрал из товаров большую и неустойчивую пирамиду, и вы не смогли взять нужный товар, не разрушив всю конструкцию. Если только вам по тем или иным причинам не захотелось вдруг из одинаковых товаров взять именно тот, что лежал в основании пирамиды.

Если что-то произошло не по вашей вине и вы сможете это доказать, тогда платить за поврежденный товар не придется.

Можно ли в магазине фотографировать без разрешения администратора или охранника?

— Да, в торговых залах магазинов и во всех общедоступных местах по закону фотографировать можно. Различные ограничительные знаки на входе, говорящие о том, что съемка запрещена, не являются для этого препятствием.

Могут ли в парикмахерской отказаться стричь ребенка, если он вертится в кресле?

— Да, могут. Согласно правилам бытового обслуживания, если ребенка нужно принудительно удерживать в кресле, сотрудники парикмахерской имеют полное право отказаться его стричь. Это логично, в том числе и потому, что сделать стрижку непоседе потребует дополнительных усилий от парикмахера, более того, значительно повышается риск травмирования как ребенка, так и парикмахера.

Можно ли непродовольственный товар без объяснения причин вернуть в магазин в течение 14 дней с даты покупки?

— Вообще, чтобы вернуть или обменять товар в течение 14 дней, должны соблюдаться три условия: товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства, и есть доказательства, что товар был куплен у конкретного продавца.

При этом не каждый непродовольственный товар можно вернуть. Есть специальный перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, которые нельзя обменять и вернуть даже в течение 14 дней. Например, в него входит нательное белье, ткани, чулки и носки, бижутерия, изделия из драгоценных металлов и с драгоценными камнями, парфюмерно-косметические товары, товары из секс-шопов специального назначения, лекарства, принадлежности для карнавала.

Кроме того, нельзя обменять и вернуть товар надлежащего качества, который вы купили на рынке у физического лица. То есть, например, у человека, который сам связал свитер и продает его не как индивидуальный предприниматель и не как юрлицо.

Важно понимать, что если товар на самом деле ненадлежащего качества, вы вправе требовать заменить его независимо от того, существенны эти недостатки или нет. С другой стороны, есть список технически сложных товаров, которые вы не можете заменить только из-за незначительных недостатков. К ним, например, относятся автомобили и прицепы, кузова, кабины, шасси, рамы, двигатели к автомобилям, мотоциклы, мотороллеры, снегоходы, прогулочные суда и другие плавучие средства бытового назначения, лодочные моторы, холодильники и морозильники, стиральные машины, телевизоры, видеомагнитофоны, видеоплееры, видеокамеры, персональные компьютеры.

Но, не имея права заменить такой товар из-за его ненадлежащего качества, вы можете попросить устранить недостаток или в разумных пределах снизить цену за товар.

Может ли охранник в магазине досмотреть вашу сумку?

— Может. В торговых организациях, где есть собственные подразделения охраны, как правило, это крупные магазины и гипермаркеты, охранник имеет право потребовать показать содержимое сумки, портфеля или пакета.

Но нужно, чтобы соблюдались несколько условий. Во-первых, магазин должен иметь лицензию МВД на право осуществления охранной деятельности. Досмотр вещей вправе проводить только охранник с соответствующим служебным удостоверением и жетоном, а не, например, кассир или администратор.

Во-вторых, должны быть основания полагать, что покупатель что-то украл. Такими основаниями может быть, например, то, что на вас указывает другой покупатель и говорит, что видел, как вы что-то положили себе в сумку. Или, например, кража может быть зафиксирована видеокамерой в магазине, или сработает противокражная система турникета.

Могут ли не впустить в магазин или кафе, если он закрывается через пять минут?

— Могут. И даже если вы попросите жалобную книгу и оставите там замечание, никто реальной ответственности не понесет. Согласно правилам продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, кафе и рестораны имеют полное право прекратить прием новых посетителей за 30 минут до закрытия, а другие пункты общепита — за 15 минут.

Можно ли в любое время и без последствий отказаться от присланного по почте товара, приобретенного в интернет-магазине?

— Можно, но придется оплатить почтовые услуги.

Магазины обычно направляют товар по почте наложенным платежом, то есть с оплатой почтового отправления за счет покупателя. С одной стороны, покупатель может в любое время отказаться от приобретенного товара до момента его передачи. Но согласно правилам продажи товаров, при розничной торговле по образцам покупатель должен возместить продавцу понесенные расходы. Речь идет в первую очередь про оплату почтовых отправлений.

Можно ли в любой момент отказаться от такси и не заплатить?

— Сделать это без последствий можно только не позднее чем за 30 минут до ранее оговоренного с диспетчером времени подачи машины. В противном случае правила автомобильных перевозок требуют от пассажира возместить понесенные расходы на подачу авто к месту вызова.

Другое дело, что взыскать такие расходы проблематично, и компании на практике просто заносят номера недобросовестных заказчиков в черные списки.

Можно ли отказаться оплачивать ужин в кафе, если вы нашли в еде волос?

— Кафе не обязано полностью освобождать клиента от оплаты счета. Хотя на практике они именно так и поступают или предлагают бесплатно дополнительное блюдо или напиток. Это делается, чтобы информация о таком инциденте не вышла за стены кафе.

Если основываться исключительно на законодательстве, то по общему правилу, обнаружив волос в еде, муху или что-то еще, посетитель имеет право потребовать заменить блюдо или уменьшить цену на него — в связи с обнаруженными недостатками.

Можно ли в магазине выносить корзинку для продуктов за кассу?

— Покупатель имеет право как минимум подойти с корзиной к шкафчикам для хранения личных вещей. Это определено положениями правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания.

В магазинах самообслуживания место для упаковывания товаров должно располагаться таким образом, чтобы покупатель имел возможность подойти с корзиной или тележкой для покупок к месту, специально оборудованному для обеспечения сохранности вещей покупателя.

{banner_819}{banner_825}
-40%
-35%
-50%
-40%
-10%
-60%
-20%
-50%
-11%