/ /

Штурмовик Ил-2 участвовал в боях Великой Отечественной, а потом семьдесят лет пролежал на дне озера в Мурманской области. Несколько лет назад его подняли и восстановили. В воскресенье, 22 апреля, уникальный самолет прилетел в Минск.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BYИл-2 пролежал на дне озера в Мурманской области России около 70 лет. Шесть лет назад его подняли и восстановили. Сегодня штурмовик времен Второй мировой летает, как раз сейчас он направляется из России в Берлин, на авиасалон ILA Berlin 2018.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BYСначала планировалось, что Ил-2 прилетит в Минск в субботу, 21 апреля, и на него можно будет посмотреть в аэропорту «Минск-1». Но из-за сильного ветра мероприятие отменили. В воскресенье днем самолет все-таки прилетел в Беларусь и приземлился в Национальном аэропорту Минск. Посмотреть на него приехал премьер-министр Андрей Кобяков.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Сегодня в 9 утра Ил-2 вылетел из Калуги. За штурвалом — пилот-испытатель Новосибирского летного училища Владимир Барсук.
 
— Устали? — спрашиваем у летчика.
 
— Во время войны у пилотов по пять боевых вылетов было, им было тяжелей. Так что мы — не устали, — отвечает Владимир Барсук.
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Пилот-испытатель Владимир Барсук

Из Калуги самолет летел до Брянска, там была дозаправка. Теперь прилетел в Минск, здесь будут прорабатывать дальнейший маршрут, снова дозаправляться, обслуживать самолет.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY — Пока без происшествий летим, все нормально, — рассказывает Владимир Барсук. — Это полностью восстановленный самолет, пилотировать его достаточно сложно. Основная проблема это, конечно, выхлопные газы, которые попадают в кабину. И вторая проблема, которую мы решали последние пять дней, — шум. Он мешает вести нормальный радиообмен. Пришлось придумывать маски, нестандартные решения

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BYШтурмовик Ил-2 восстановили специалисты новосибирской компании «Авиареставрация». На их счету уже десятка полтора самолетов, которым они подарили вторую жизнь. Не все оригинальные детали время сохранило.

— Деревянные части хвостового оперения были утрачены за время нахождения в воде. Двигатель, к сожалению, американский — но 1947 года. Порядка 70% металла самолета — родные.
 
Премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков приехал посмотреть на восстановленный Ил-2 и даже посидел в кабине. Он сам окончил Московский авиационный институт, известно, что сын белорусского политика тоже имеет отношение к авиации.
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
В кабине пилота — премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков

 — Как ощущения? — спросил TUT.BY.

— Ощущения — это мощь прежде всего, — ответил Андрей Кобяков. — И чувство смешанное: и как пацаны 18-летние, мальчишки со школьной скамьи его осваивали? И гордость, что люди могли так себя преодолеть. Немцы этот самолет называли «черная смерть», он ходил на высоте два метра и вплоть до того, что рубил голову врагу… Для немцев это был самый ненавистный самолет, а для нас — тот, который всегда ждали.
 

Глава Минского аэроклуба ДОСААФ Николай Мочанский рассказал, что возвращаться из Берлина Ил-2 будет 1 мая.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Летчик Николай Мочанский фотографируется на фоне самолета

— Будем стараться, как и планировали, посадить его в аэропорту «Минск-1».

Николай Мочанский добавил, что самолеты Ил-2 стали принимать участие в боях во время Великой Отечественной войны именно в Беларуси.

— Конечно, это непростой самолет. Сейчас все на автоматике, на компьютере, везде гидросистема, а там все механическое. Все летчик должен сам почувствовать.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY— А вы взлетели бы? — спрашиваем у белорусского летчика со стажем.

— Взлетел бы 100%, посадил бы — не знаю, сколько «козлов» бы сделал, но посадил бы, — смеется Николай Мочанский.

Скорее всего, Ил-2 заночует сегодня в Минске. Завтра самолет полетит через Польшу в Берлин.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY Если вспоминать историю этого штурмовика подробнее, то известно, что в 1943 году он принял бой вместе с молодым пилотом Валентином Скопинцевым и воздушным стрелком Владимиром Гуменным. Ил-2 уничтожил три немецких самолета Ме-109, подавил зенитную точку, но его подбил снаряд зенитного орудия, а потом еще и обстрелял вражеский истребитель.

Атаку отбили, но летчику вместе с раненым стрелком пришлось садиться «на брюхо» на лед озера недалеко от аэродрома. Экипаж выжил, а вот самолет ушел на дно. Спустя почти 70 лет его подняли из воды и отреставрировали с исторической точностью. Летом 2017 года Ил-2 снова поднялся в воздух.

{banner_819}{banner_825}
-10%
-30%
-80%
-13%
-20%
-15%
-20%
-50%
-50%
-50%
0064395