Ольга Цветкова. Инфографика: Вадим Шмыгов, Мартин Русецкий /

С 2011 года количество преступлений против детей выросло на 60%. Сегодня ребенок не застрахован от насилия ни в школе, ни дома, ни на улице, ни в интернете. Может ли ваш ребенок стать жертвой насилия?

Масштабное национальное исследование по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь, проведенное при поддержке Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), исследует все сферы жизни современных детей и рекомендует конкретные действия по борьбе с насилием. TUT.BY собрал все самые интересные цифры в инфографике.

Статистика МВД Республики Беларусь говорит о росте числа преступлений против детей, в том числе насилия внутри семьи: с 2,5 преступления на 100 тысяч детей в 2013 году в среднем до 4,9 в 2014–2016 годах. 

 

Источник: МВД. (Остается открытым вопрос, возрос ли уровень преступности за это время или, напротив, вырос уровень выявляемости подобных преступлений).

Возьмем обычного белорусского школьника, назовем его Артем, и проследим, сколько раз за день он может столкнуться с насилием в свой адрес.

 

Каждый третий —

в общественных

местах

Каждый второй —

в школе

Каждый четвертый

ребенок подвергается

насилию дома

Каждый третий —

в общественных

местах

Каждый второй —

в школе

Каждый четвертый

ребенок подвергается

насилию дома

Каждый четвертый

ребенок подвергается

насилию дома

Каждый третий —

в общественных

местах

Каждый второй —

в школе

Насилие в школе

Артем уже достаточно взрослый, чтобы ходить в школу самостоятельно. Перед школой он встречается с двумя друзьями — так проще зайти в саму школу, где на входе поджидают Матвей и его банда — они на год старше и любят потроллить Артема по любому поводу.

Недружелюбной атмосферу в школах назвали:

11,6% учеников

5–7 классов школ (10–13 лет)

11,3% учеников

8–11 классов школ (13–17 лет)

12,5% учеников

5–7 классов интернатов

6,5% учеников

8–11 классов интернатов

Основные причины недружелюбного отношения:

Буллинг (травля со стороны других учеников)

Агрессия со стороны администрации или учителей

Ученики 5–7 классов школ (10–13 лет)

60,1% 8,6%

Ученики 8–11 классов школ (13–17 лет)

65,2% 19,4%

Ученики 5–7 классов интернатов

82,1% 7,1%

Ученики 8–11 классов интернатов

53,3% 26,7%

Источник: ЮНИСЕФ в Беларуси

Недружелюбной атмосферу в школах назвали:

11,6% учеников

5–7 классов школ (10–13 лет)

11,3% учеников

8–11 классов школ (10–13 лет)

12,5% учеников

5–7 классов интернатов

6,5% учеников

8–11 классов интернатов

Основные причины недружелюбного отношения:

Буллинг (травля со стороны других учеников)

Агрессия со стороны администрации или учителей

Ученики

5–7 классов школ (10–13 лет)

60,1% 8,6%

Ученики

8–11 классов школ (13–17 лет)

65,2% 19,4%

Ученики

5–7 классов интернатов

82,1% 7,1%

Ученики

8–11 классов интернатов

53,3% 26,7%

Источник: ЮНИСЕФ в Беларуси

Недружелюбной атмосферу в школах назвали:

11,6% учеников

5–7 классов школ (10–13 лет)

11,3% учеников

8–11 классов школ (10–13 лет)

12,5% учеников

5–7 классов интернатов

6,5% учеников

8–11 классов интернатов

Основные причины недружелюбного отношения:

Буллинг (травля со стороны других учеников)

Агрессия со стороны администрации или учителей

Ученики

5–7 классов школ (10–13 лет)

60,1% 8,6%

Ученики

8–11 классов школ (13–17 лет)

65,2% 19,4%

Ученики

5–7 классов интернатов

82,1% 7,1%

Ученики

8–11 классов интернатов

53,3% 26,7%

Источник: ЮНИСЕФ в Беларуси

 

Артем прекрасно знает, что Матвей и компания придираются ко всем в школе, доводят учителей, хамят на уроках, издеваются над уборщицами. И директор об этом знает, но сделать ничего не может, потому что мама Матвея — разведена, много работает и не может уделять достаточно внимания сыну.

 

На самом деле нет определенной тенденции к большей распространенности насилия в неполных семьях по сравнению с полными. Однако неполные семьи зачастую воспринимаются в обществе как фактор риска для благополучия ребенка. И вот это клеймо может в итоге привести к большей уязвимости таких детей.

Кажется, что проблемы ребенка можно решить, если перейти в другую школу. Но на деле не так важно, где находится школа Артема, потому что распределение случаев насилия примерно одинаково.

Различия между регионами по уровню физического и/или психологического насилия статистически значимы по критерию Хи-квадрат на уровне 95%.

 

Что такое насилие над детьми?

Ну вот, с Матвеем все понятно: он обзывается, толкается и разбрасывает вещи Артема. Наверное, это не так плохо, как у других: девочек Матвей все время пытается потрогать, а ребят из соседнего класса бьет, и тогда учителя кричат и на Матвея, и на них, да еще физруки подзатыльники отвешивают. «Хотя им, наверное, можно — они же за дело», — думает Артем во время урока. И пропускает, что его вызывают к доске. Домашку он не сделал, и учитель называет его бестолочью и позором для родителей. Первое слово он не знает, а подводить родителей, конечно, обидно. Еще обиднее, когда вспоминаешь, что этот учитель говорит, что ты — неуч и неудачник, почти на каждом уроке.

 

Виды насилия

Сексуальное

Физическое

Психологическое

удары, подзатыльники,

пощечины

предложения смотреть непристойные фото

и видео, прикосновения

крики, угрозы, шантаж, давление

Виды насилия

Сексуальное

Физическое

Психологическое

предложения смотреть непристойные фото

и видео, прикосновения

удары, подзатыльники,

пощечины

крики, угрозы, шантаж, давление

Виды насилия

Физическое

удары, подзатыльники,

пощечины

Психологическое

крики, угрозы, шантаж, давление

Сексуальное

предложения смотреть непристойные фото

и видео, прикосновения

Данные исследования говорят о том, что дети разных возрастов далеко не всегда расценивают действия, совершенные против них, как насилие. Да и сами родители не всегда это понимают.


Уровень осведомленности о различных формах насилия в отношении детей:

Количество детей, правильно определивших разные формы насилия:

психологическое насилие (20%)

отсутствие заботы о ребенке (31%)

физическое насилие (40%)

сексуальное насилие (51%)

100%

Количество родителей, правильно определивших разные формы насилия:

психологическое насилие (37%)

отсутствие заботы о ребенке (73%)

физическое насилие (77%)

сексуальное насилие (96%)

100%

100%

50%

>90%

родителей подтвердили, что они использовали насильственные меры дисциплинирования

в течение последнего месяца

родителей считают, что они вправе принимать любые решения в отношении своих детей без вовлечения в этот процесс самих детей

Количество детей, согласных, что ни один проступок ребенка не заслуживает физического наказания

30%

28%

42%

40%

30%

16%

9%

Источник: ЮНИСЕФ в Беларуси

Уровень осведомленности о различных формах насилия в отношении детей:

Количество детей, правильно определивших разные формы насилия:

психологическое насилие (20%)

отсутствие заботы о ребенке (31%)

физическое насилие (40%)

сексуальное насилие (51%)

100%

Количество родителей, правильно определивших разные формы насилия:

психологическое насилие (37%)

отсутствие заботы о ребенке (73%)

физическое насилие (77%)

сексуальное насилие (96%)

100%

100%

50%

>90%

родителей подтвердили, что они использовали насильственные меры дисциплинирования

в течение последнего месяца

родителей считают, что они вправе принимать любые решения в отношении своих детей без вовлечения в этот процесс самих детей

Количество детей, согласных, что ни один проступок ребенка не заслуживает физического наказания

30%

28%

42%

40%

30%

16%

9%

Источник: ЮНИСЕФ в Беларуси

Уровень осведомленности о различных формах насилия в отношении детей:

Количество детей, правильно определивших разные формы насилия:

психологическое насилие (20%)

отсутствие заботы о ребенке (31%)

физическое насилие (40%)

сексуальное насилие (51%)

100%

Количество родителей, правильно определивших разные формы насилия:

психологическое насилие (37%)

отсутствие заботы о ребенке (73%)

физическое насилие (77%)

сексуальное насилие (96%)

100%

100%

>90%

родителей считают, что они вправе принимать любые решения в отношении своих детей без вовлечения в этот процесс самих детей

50%

родителей подтвердили, что они использовали насильственные меры дисциплинирования

в течение последнего месяца

Количество детей, согласных,

что ни один проступок ребенка

не заслуживает физического наказания

30%

28%

42%

40%

30%

16%

9%

Источник: ЮНИСЕФ в Беларуси

 

Более того, даже специалисты, работающие с детьми и подростками, не всегда понимают, что столкнулись с насилием. Только треть специалистов убеждены, что обладают достаточными знаниями, навыками и умениями для выявления случаев сексуального насилия в отношении детей. Две трети специалистов отметили, что они никогда не проходили обучение/не посещали семинары по вопросам насилия в отношении детей. И почти треть из опрошенных весьма терпимо относятся к насилию в отношении детей в семье и даже оправдывают применение телесных наказаний лицами, воспитывающими детей.

Насилие в обществе

У Артема закончились уроки, и ему захотелось чипсов. По дороге домой он зашел в магазин, взял чипсы, пару шоколадок, колу, подошел к кассе, и вот когда уже пришло время расплачиваться, он вдруг вспомнил, что деньги оставил в других брюках. Незадача! Хватит только на булочку с корицей – она тут самая дешевая, а мелочь у него всегда есть. «Я уже все пробила! Чему тебя в школе учат? Вообще считать не умеешь?!» — раскричалась продавщица. «Ну ее», — подумал Артем, бросил корзинку и собрался уходить. «Эй, ты! Мне что, за тобой еще все по местам разносить?!» — закричала вслед кассирша, ввернув в оборот пару ругательств.

 

Артем вернулся домой, голодный и с тройкой в дневнике. Пока родители не пришли домой, он решил посидеть в интернете: посмотреть, что там у друзей во «ВКонтакте», глянуть видео на YouTube — все как обычно. Но и поисковик выдает странные видео, и сообщения в соцсетях не радуют — снова травля от Матвея, да еще и от каких-то незнакомых ему людей.

Почти 95% детей являются пользователями интернета,

а примерно 70% используют для доступа в Сеть

мобильные устройства. Это делает детей крайне уязвимыми

для кибербуллинга и сексуальных домогательств:

Ученики

5–7 классов школ (10–13 лет)

9% 1,3%

Ученики

8–11 классов школ (13–17 лет)

18,2% 3,8%

Ученики

5–7 классов

интернатов

12,3% 6,2%

Ученики

8–11 классов

интернатов

9,3% 1,5%

Источник: ЮНИСЕФ в Беларуси

Почти 95% детей являются пользователями интернета,

а примерно 70% используют для доступа в Сеть

мобильные устройства. Это делает детей крайне уязвимыми

для кибербуллинга и сексуальных домогательств:

Ученики

5–7 классов

школ (10–13 лет)

9% 1,3%

Ученики

8–11 классов

школ (13–17 лет)

18,2% 3,8%

Ученики

5–7 классов

интернатов

12,3% 6,2%

Ученики

8–11 классов

интернатов

9,3% 1,5%

Источник: ЮНИСЕФ в Беларуси

Почти 95% детей являются пользователями интернета, а примерно 70% используют

для доступа в Сеть мобильные устройства.

Это делает детей крайне уязвимыми

для кибербуллинга и сексуальных домогательств:

Ученики

5–7 классов

школ (10–13 лет)

9% 1,3%

Ученики

8–11 классов

школ (13–17 лет)

18,2% 3,8%

Ученики

5–7 классов

интернатов

12,3% 6,2%

Ученики

8–11 классов

интернатов

9,3% 1,5%

Источник: ЮНИСЕФ в Беларуси

Насилие в домашней среде

Вечером пришли родители — пришлось показывать дневник. Отец влепил подзатыльник: он всегда так делает, когда недоволен сыном, а это бывает не только из-за плохих оценок. Мать наорала, обозвала недоумком, который даже простые вещи не может выучить. Впрочем, Артем уже привык: мама орет постоянно, что бы он ни сделал. Так что он рад, когда она хотя бы молчит.

 

 

Половина родителей применяли насильственные меры дисциплинирования детей за последний месяц

50%

Лишь малая часть родителей не считают телесные наказания эффективными или оправданными

17,4%

Люди, которые подвергались насилию в детстве, становятся взрослыми

и копируют поведение своих родителей

56,8%

17,6%

родителей, которые

в детстве подвергались физическому насилию

со стороны своих родителей, применяют телесные наказания в отношении

своих детей

родителей,

не сталкивавшихся

с насилием в детстве,

применяют физическое

воздействие

к своим детям

Источник: ЮНИСЕФ в Беларуси

Половина родителей применяли насильственные меры дисциплинирования детей за последний месяц

50%

Лишь малая часть родителей не считают телесные наказания эффективными или оправданными

17,4%

Люди, которые подвергались насилию в детстве, становятся взрослыми и копируют поведение своих родителей

17,6%

56,8%

родителей, которые

в детстве подвергались физическому насилию

со стороны своих родителей, применяют телесные наказания

в отношении

своих детей

родителей,

не сталкивавшихся

с насилием

в детстве, применяют физическое

воздействие

к своим детям

Источник: ЮНИСЕФ в Беларуси

Половина родителей применяли насильственные меры дисциплинирования детей за последний месяц

50%

Лишь малая часть родителей

не считают телесные наказания эффективными или оправданными

17,4%

Люди, которые подвергались насилию в детстве, становятся взрослыми и копируют поведение своих родителей

56,8%

родителей, которые

в детстве подвергались физическому насилию

со стороны своих родителей, применяют телесные наказания

в отношении своих детей

17,6%

родителей,

не сталкивавшихся

с насилием в детстве, применяют физическое воздействие

к своим детям

Источник: ЮНИСЕФ в Беларуси

 

Кажется, что от насилия никуда не спрятаться. Артем даже подумывал сбежать из дома — все равно ему никто нигде не рад. Но что ему тогда делать? Рано или поздно придется красть еду из магазина или отбирать деньги и мобильники у тех, кто помладше. Навряд ли из этого выйдет что-то хорошее.

Кстати, если вдруг Артем в будущем все же войдет в конфликт с законом, он испытает еще больше насилия в свой адрес.

Дети в спецучреждениях, которые оценили обстановку как «недружелюбную»:

10,8% учеников

5–7 классов

(10–13 лет)

в детских домах

и школах-интернатах

3,4% учеников

8–11 классов

(13–17 лет)

в детских домах

и школах-интернатах

29% воспитанников

колонии для

несовершеннолетних

21,3% детей

в специальных

учреждениях

Основные причины недружелюбного отношения:

Буллинг со стороны сверстников

Буллинг со стороны старших детей

Агрессия со стороны администрации или учителей

Дети в детских

домах и школах-

интернатах

21% 39% 8,7%

Дети

в специальных

учреждениях

32% 13,9% 26,4%

Воспитанники

колонии для несовершеннолетних

55,5% 11,2%

Только 75% детей

в учреждениях

указали, что

ощущают себя

в безопасности

Источник: ЮНИСЕФ в Беларуси

Дети в спецучреждениях, которые оценили обстановку как «недружелюбную»:

10,8% учеников

5–7 классов

(10–13 лет)

в детских домах

и школах-интернатах

3,4% учеников

8–11 классов

(13–17 лет)

в детских домах

и школах-интернатах

21,3% детей

в специальных

учреждениях

29% воспитанников

колонии для

несовершеннолетних

Основные причины недружелюбного отношения:

Буллинг со стороны сверстников

Буллинг со стороны старших детей

Агрессия со стороны администрации или учителей

Дети в детских

домах и школах-

интернатах

21% 39% 8,7%

Дети

в специальных

учреждениях

32% 13,9% 26,4%

Воспитанники

колонии для несовершеннолетних

55,5% 11,2%

Только 75% детей

в учреждениях указали, что ощущают себя

в безопасности

Источник: ЮНИСЕФ в Беларуси

Дети в спецучреждениях, которые оценили обстановку как «недружелюбную»:

10,8% учеников

5–7 классов

(10–13 лет)

в детских домах

и школах-интернатах

3,4% учеников

8–11 классов

(13–17 лет)

в детских домах

и школах-интернатах

21,3% детей

в специальных

учреждениях

29% воспитанников

колонии для

несовершеннолетних

Основные причины недружелюбного отношения:

Буллинг со стороны сверстников

Буллинг со стороны старших детей

Агрессия со стороны администрации или учителей

Дети в детских

домах и школах-

интернатах

21% 39% 8,7%

Дети

в специальных

учреждениях

32% 13,9% 26,4%

Воспитанники

колонии для несовершеннолетних

55,5% 11,2%

Только 75% детей

в учреждениях указали, что ощущают себя

в безопасности

Источник: ЮНИСЕФ в Беларуси

 

Неужели это происходит только в Беларуси? Отнюдь. В среднем 6 из 10 детей во всем мире (почти 1 миллиард) в возрасте от 2 до 14 лет регулярно подвергаются физическим (телесным) наказаниям со стороны тех, кто осуществляет за ними уход. В большинстве случаев физическое наказание сочетается с психологической агрессией. От 17% до 50% детей подвергаются травле в школе в большинстве стран, по которым имеются такие сведения.

Артем пока не знает своего будущего. Во многом оно зависит от того, как относятся к нему его родители, учителя и ученики в школе, да и все общество в целом. Насилие плодит насилие так же, как доброта и понимание умножаются в обществе без насилия. На месте усредненного мальчика Артема вполне могла бы оказаться, например, усредненная Софья или Аня. Насилие в отношении детей не делает различий между богатыми и бедными, между полными и неполными семьями, и даже между государствами — это глобальная проблема. Данное исследование — это всего лишь один из многих шагов на долгом пути к искоренению насилия над детьми. Во всем мире, в Беларуси, в своей семье и в своем окружении.

Источники:
https://www.unicef.by/uploads/models/2018/04/unicef-belarus-vac-report-2018.pdf
http://files.unicef.org/publications/files/Hidden_in_plain_sight_statistical_analysis_EN_3_Sept_2014.pdf
http://srsg.violenceagainstchildren.org/sites/default/files/publications/Tackling%20Violence%20in%20Schools%20final.pdf

{banner_819}{banner_825}
-10%
-21%
-30%
-30%
-20%
-30%
-50%
-20%
-25%
-15%