В Закон «О средствах массовой информации» собираются внести изменения. Белорусская ассоциация журналистов выделила основные моменты, которые хотят изменить. Комментаторов в интернете хотят идентифицировать, интернет-СМИ — зарегистрировать (иначе журналисты таких изданий лишатся своих прав). Что думают о проекте закона эксперты в медиасфере и юристы?

Марина Золотова, главный редактор TUT.BY: «Одна из целей — ослабление позиции конкурентов в интернет-среде»

— Любое изменение в закон о СМИ в Беларуси — это ужесточение требований к медиа. Не стал исключением и нынешний законопроект. Его сверхзадача — установить полный контроль над распространением информации в интернете, и самое заметное нововведение — это фактически запрет анонимных комментариев.

Но есть и другие три цели.

Первая — ослабление позиций конкурентов в интернет-среде. Сам законопроект не стал сюрпризом. О том, что над ним идет работа, было известно задолго до смены руководителей ключевых госСМИ. Новое руководство и новый закон — конечно, звенья одной цепи. О необходимости перемен в работе государственных СМИ говорил Александр Лукашенко, назначая новых людей.

Сегодня более 70% жителей Беларуси — пользователи интернета. И это никакие не «элиты», как было в начале нулевых. Это и студенты, и пенсионеры, и домохозяйки, и бюджетники. Тот самый электорат. А в первой десятке самых популярных интернет-ресурсов (данные исследовательской компании Gemius) — два белорусских интернет-ресурса. И здесь два важных нюанса. 1) Только два (остальные российские или транснациональные). 2) И эти два ресурса — негосударственные (tut.by и onliner.by). Государственные, если говорить о СМИ, начинаются с 29-й позиции.

Ожидаемый эффект: политический (прирост аудитории госСМИ) и экономический (свой кусок рекламного пирога, пусть и небольшого).

Но в эффективности такого метода есть очень большие сомнения. Причина — остальные 8 пунктов первой десятки. На начало 2018 года они выглядят так: google.com, vk.com, youtube.com, yandex.by, mail.ru, ok.ru. Уйдет ли читатель с tut.by и onliner.by на государственные интернет-ресурсы? Нет, конечно.

Можно попытаться затруднить доступ к зарубежным интернет-ресурсам для белорусской интернет-аудитории, и, конечно, возможности для этого найдутся. К примеру, только на прошлой неделе Мининформ заблокировал 12 страниц в ВК: основанием стали решения суда, признавшего, что эти ресурсы распространяли экстремистские материалы и нарушили несколько статей Закона «О средствах массовой информации». Кстати, вот Роскомнадзор давно практикует рассылку писем белорусским (и не только) интернет-ресурсам с угрозами заблокировать доступ к сайту для российской аудитории, если не будет удалена та или иная статья, не соответствующая законодательству РФ. И тут уж приходится выбирать: или потерять всю российскую аудиторию, или удалить одну статью.

Но в целом в успех борьбы белорусских властей против ВК или youtube верится с трудом.

Еще одна цель нового документа — борьба с интернет-ресурсами и блогерами, не вполне осознающими ответственность перед законом. Именно этим объясняется появление статьи 301 «Обязанности и права владельца интернет-ресурса». Таким образом, ответственность они будут нести не только в соответствии с нормами Уголовного и Гражданского кодексов, а также Кодекса об административных правонарушениях, но и в соответствии с законом о СМИ. То есть блогеры будут обязаны проверять информацию, ссылаться на источники и действовать по тем правилам, по которым работают профессиональные журналисты. Обращают на себя внимание и новые подпункты статьи 38, касающиеся неразглашения личных данных «несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий», а также информации, «пропагандирующей или побуждающей к самоубийству, а также ненадлежащей рекламы». На фоне трагедии в Кемерове и действия сообществ типа «Синий кит» такие меры кажутся логичными, но в целом ответственность по большинству пунктов новой статьи уже предусмотрена действующим законодательством!

Наконец, третья цель. Оградить белорусскую аудиторию от влияния зарубежных СМИ. В первую очередь российских. И здесь изменения касаются телеканалов. Фактически зарубежные телеканалы, которые хотят вещать в Беларуси, ставят перед выбором: либо вещание без изменения содержания (а это значит, и без местной рекламы), либо с изменением содержания, но тогда 30% этого самого содержания должен составлять белорусский контент. Расчетом доли телепередач белорусского производства займется Совмин. Как известно, даже на ОНТ и СТВ значительную долю составляют российские передачи: выпуски новостей, специальные программы, ток-шоу и сериалы. Полтора года назад ОНТ показало скандальное шоу «Время покажет», в котором обсуждалось, пытается ли Беларусь отделиться от России и пойти путем Украины.

Однако, по данным исследования ИАЦ 2016 года, наиболее популярными на ОНТ, например, были российские «Пусть говорят», «Жди меня», «Поле чудес», «Давай поженимся», «Жить здорово», а на СТВ — «Званый ужин», «Военная тайна», «Самые шокирующие гипотезы», «Теория заблуждений», «Тайны мира с Анной Чапман». В 2016 году десятка наиболее популярных среди белорусов телеканалов, по данным ИАЦ, выглядела так: ОНТ, «НТВ-Беларусь», «Беларусь-1», «РТР-Беларусь», «Беларусь-2», СТВ, «Мир», ТНТ, «Беларусь-3», «Беларусь-5». При этом любимыми каналами чаще всего называли «НТВ-Беларусь» и «РТР-Беларусь», а также ОНТ и ТНТ. Вписываются ли они в предложенную новым документов норму, судить не берусь. Совмин посчитает.

Павлюк Быковский, медиаэксперт: «Может случиться, что в принципе будет запрещено писать о пострадавших детях»

Павлюк Быковский. Фото: Ольга Савич

Медиаэксперт Павлюк Быковский отмечает, что в проекте закона есть как негативные, так и положительные моменты.

— Введение добровольной регистрации интернет-ресурсов в качестве сетевых изданий — это важная норма, которая сильно меняет ситуацию. Те, кто не прошел такую регистрацию, не будут иметь прав СМИ. Их сотрудники не будут иметь статус журналиста, для них не будет возможна аккредитация. Но при этом обязанности СМИ у них будут, они будут подчиняться требованиям Министерства информации.

Павлюк Быковский считает, что новые нормы коснутся и соцсетей. Правда, скорее всего, соцсети не будут регистрироваться как сетевые издания, но обязанности у них будут, так как сегодня регулирующим органом в этой сфере является Министерство информации.

Большие изменения ждут региональные интернет-СМИ.

— Многие интернет-СМИ, особенно в регионах, основаны индивидуальными предпринимателями — физическими лицами, в то время как для зарегистрированных СМИ уже давно обязательно юридическое лицо. Даже если печатное издание издает юрлицо, то для сайта регистрировали ИП, чтобы меньше платить налогов. После изменений в законе многие интернет-издания будут вынуждены решить: если мы регистрируемся как сетевое издание, значит, мы должны будем иметь зарегистрированное юридическое лицо. Юристы, наверное, найдут какие-то ходы, решения, потому что регистрация сетевым изданием — добровольная, а не обязательная процедура, а сотрудники редакции печатной версии имеют статус журналиста… Но тут надо думать. В любом случае эта норма коснется многих.

Павлюк Быковский отмечает деталь в законопроекте о правилах распространения телепрограмм в местах общего пользования. Он напоминает, что и раньше была норма, не разрешавшая распространять продукцию иностранных СМИ без регистрации в Мининформе.

— Были уже прецеденты, когда кто-то из активистов требовал, чтобы отключили один из российских каналов. Но сейчас в законопроекте, кроме того, есть требования, чтобы в местах общего пользования был доступ к программам, входящим в обязательный общедоступный пакет телепрограмм. В пакет входят каналы «Белтелерадиокомпании», ОНТ плюс гибридные каналы — состав пакета может меняться. Это значит, что в придорожном кафе, например, нельзя будет показывать программу из пакета российского канала, который не зарегистрирован в Беларуси, «Белсат» нельзя будет показывать в общественных местах, потому что он однозначно не прошел регистрацию. И второй момент — должна быть предоставлена возможность переключения на обязательный пакет телеканалов. В очень многих кафе включены музыкальные телеканалы. Допустим, они из списка, которые разрешены Мининформом. Но я как посетитель смогу потребовать переключить на каналы «Белтелерадиокомпании», хотя до сих пор такое требование, наверное, выглядело бы необоснованным.

Павлюк Быковский добавляет, что законопроект наконец урегулирует ситуацию с авторскими и смежными правами на публикацию в интернет-ресурсах писем читателей и других авторских произведений. Кроме того, владельцев информационных сайтов, не зарегистрированных как сетевые издания, обяжут указывать имейл для связи, а зарегистрированных — выходные данные и знак возрастной категории.

Видим в законопроекте и требование указывать ссылки на заимствование ранее распространенных сообщений.

— Это очень порадует информагентства, а вот агрегаторов, наверное, не сильно. С другой стороны, похожее требование было в указе № 60, там говорилось, что нужно публиковать чужой контент по правилам, которые установил ресурс, откуда заимствуют. Сейчас обязательная ссылка будет оговорена и в Законе «О средствах массовой информации».

Медиаэксперт считает любопытным момент про обязательные 30% национального контента в продукции телеканалов.

— Тут есть определение, что будет подсчет за неделю, и это требование может отменяться международными договорами. Скорее всего, ничего не поменяется в этой области, кроме того, что эта норма вводится. Несколько лет назад Игорь Бузовский, который тогда был заместителем главы Администрации президента, говорил, что у нас 65% российского контента в белорусских медиа. То есть белорусские телеканалы уже выполняли норму — давали 35%. В то же время новая норма может быть неким ударом по таким телеканалам, как «БелБизнесЧенел». Этот телеканал в Беларуси распространяет продукцию телеканала РБК, но производит и свои программы. Скорее всего, им нужно будет посчитать, достаточно ли они производят своего контента, чтобы укладываться в норму закона. А, например, телеканал «Мир» является межгосударственным и явно многое оговаривал международными договорами — для него наверняка ничто не изменится.

Павлюк Быковский обращает внимание на норму о пострадавших несовершеннолетних. В законопроекте описано, что журналисты не имеют права без разрешения законного представителя несовершеннолетнего давать фамилии или другие данные, использовать аудио, видео- и фотоизображения, если они являются пострадавшими.

—  С одной стороны, эта норма достаточно логична. С другой стороны, все эти данные нельзя использовать без разрешения законных представителей и в отношении тех, кто не пострадал. Я, честно говоря, не знаю, как юристы отнесутся к этой норме, но, на мой взгляд как журналиста, появятся сложности в написании материалов, которые будут касаться ситуаций с детьми, которые хулиганили или которых избили. Другой момент: есть дети, которые находятся в социально опасном положении. Когда о них писали раньше, чаще всего не указывали их фамилии, но могли писать об их родителях. Но в законопроекте сказано, что нельзя указывать и родителей, и других законных представителей, по которым можно установить, кто этот ребенок. Ситуация становится более сложной, и тут нужно, чтобы цеховое сообщество порассуждало и выступило со своим мнением — чтобы это учли законодатели. Может случиться, что в принципе будет запрещено писать о пострадавших детях.

Медиаэксперт не берется сказать наверняка, какой способ изберут власти, чтобы все комментарии на сайтах были персонифицированными.

— Конкретно не сказано, каким образом эта идентификация будет осуществляться. Мы помним, что по указу № 60 сначала требовались паспортные данные, а потом разработали постановления, разрешили идентификацию пользователей интернета с помощью СМС.

Павлюк Быковский подытоживает, что в целом относится к законопроекту «скорее отрицательно».

—  У нас и так ограничены права журналиста. Журналистом у нас является сотрудник зарегистрированных СМИ и аккредитованные сотрудники иностранных СМИ. Фрилансеры у нас оказываются в серой зоне и за ними прав журналистов не признают. И если у нас в 2015 году приняли Закон «О средствах массовой информации», где права журналистов в общем-то распространялись на сотрудников интернет-СМИ, но не определялось, что такое интернет-СМИ, то сейчас, чтобы признавались права журналистов, требуется регистрация. Это сужает возможности, например, фрилансеров, и это плохо. С другой стороны, в законопроекте есть нормы, которые назрели: касательно авторских прав и имейлов для интернет-ресурсов — ведь права граждан могут нарушаться в том числе и публикациями на сайтах, и хорошо, когда можно связаться с изданием, если вы чем-то недовольны. А есть нормы, которые ничего не меняют — как 30% национального на телеканалах, но в то же время утверждают статус-кво.

0062969