опубликовано: 
обновлено: 

Меньше чем за год сменилось руководство основных белорусских каналов. Покинули посты главы Белтелерадиокомпании, ОНТ и СТВ. Григорий Кисель ушел с должности в марте 2017 года (руководил ОНТ 15 лет), Геннадий Давыдько (руководил Белтелерадиокомпанией 7 лет) и Юрий Козиятко (руководил СТВ 12 лет) — ушли в феврале 2018-го. TUT.BY вспомнил, чем отметились три гендиректора и как изменились телеканалы за время их руководства.

Геннадий Давыдько, руководитель Белтелерадиокомпании с декабря 2010-го по февраль 2018-го

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Заслуженный артист Беларуси, бывший гендиректор Купаловского и депутат возглавил Белтелерадиокомпанию в конце 2010 года, после жесткого разгона «Плошчы». Вступив в новую должность, Геннадий Давыдько лично озвучил Фильм «Плошча. Железом по стеклу» о событиях в центре Минска 19 декабря, который показали по Первому национальному каналу и ОНТ.

В кадре Геннадий Давыдько появлялся регулярно — он вел программу «Клуб редакторов», в которой руководители государственных СМИ, реже — негосударственных, обсуждали события в стране и мире. Говоря о тех, кто не поддерживает госполитику, Давыдько выражений не выбирал.

Например, во время протестов «тунеядцев» весной 2017-го, комментируя президентскую фразу о том, что надо, «как изюм из булки, повыковыривать провокаторов», он отметил: выковыривать надо тараканов.

— Я не люблю предателей нашей страны, которые требуют, чтобы ввели санкции по отношению к стране, чтобы было тяжелее, чтобы здесь был какой-то бунт, дестабилизация. Но я не готов и никогда в жизни не кину в них камень. Я готов сражаться с ними языком, средствами в законном поле, — объяснял он в интервью naviny.by.

В конце января Геннадий Давыдько возглавил общественное объединение «Белая Русь», которое на президентских выборах собирает подписи за кандидата Лукашенко.

Самая, пожалуй, значительная реформа Геннадия Давыдько в Белтерадиокомпании — масштабный ребрендинг. При нем появились телеканалы «Беларусь 1», «Беларусь 2», «Беларусь 3″ и т.д.

— У нас не будет российского продукта. Весь контент — свой, сделанный в Беларуси. Обманывать зрителя, насыщая эфир импортными шоу, не собираемся. Но будем покупать мировое, российское кино — все, что признано лучшим. Цель: привить гражданам любовь к Родине, уважение к государству и прославить наших людей, а не нуворишей и звезд из-за границы, — анонсировал изменения Давыдько.

Однако согласно исследованию ИАЦ при Администрации президента 2016 года, «Первый канал» был третьим по рейтингу телесмотрения — после ОНТ и НТВ-Беларусь. И самыми популярными на нем были не общественно-политические программы. Лидировали «Зона X», «Белорусское времечко», «Доброе утро, Беларусь». «Клуб редакторов» была на 4-м месте.

В рейтинге телесмотрения 2017 года, которым пользуются рекламодатели, первые места занимают НТВ и РТР. У «Беларусь 1» — четвертое место (второе среди белорусских телеканалов).

Григорий Кисель, руководитель ОНТ с 2002 по 2017 год

Фото: оnt.by
Фото: оnt.by

Самым популярным телеканалом Беларуси, согласно исследованию ИАЦ, был в 2016 году телеканал ОНТ, который появился в 2002 году на «кнопке» российского ОРТ. Он же лидирует среди белорусских телеканалов в рейтинге телесмотрения 2017 года (третье место, если учитывать российское ТВ).

Григорий Кисель руководил ОНТ с момента основания телеканала. Президент не скрывал своего приятельского к нему отношения. Например, во время «Большого разговора» Лукашенко рассказал, как они вместе косят.

— Он ко мне приезжает, мы по-деревенски топором помахать любим, покосить.

Григорий Кисель входил в предвыборный штаб кандидата Лукашенко еще на первых президентских выборах в 1994 году, когда был редактором газеты «Могилевские ведомости». Однажды во время пресс-конференции Лукашенко попросил Киселя рассказать анекдот про президента. И тот не растерялся, рассказал, как Лукашенко оказался в лодке с российским и американским президентом. «Встал вопрос, кому грести. Обама отказался — это не к лицу главе мировой державы. Медведев тоже заявил, что Россия — ядерная держава, а Лукашенко предложил решить вопрос голосованием. И вот картина меняется. Медведев и Обама гребут и говорят друг другу: «Смотри, нас накололи. Нас тут всего трое, а за Лукашенко четверо проголосовали!».

Григорий Кисель рассказал TUT.BY, что ушел с поста по соглашению сторон, планирует заняться спортом (он бегает по 25 км) и внуками — «отдохну немного, осмотрюсь и решу, чем заниматься дальше».

Появление в Беларуси телеканала ОНТ заметно изменило медийное пространство. На канале появились народные новости, которые рассказывали о людях и событиях менее формально. ОНТ начал производить белорусские реалити-шоу, аналоги российский успешных проектов (то же «Что? Где? Когда?»), отечественные новогодние огоньки. На его счету — масштабный проект «Мисс Беларусь». Телеканал даже два года готовил белорусских участников для «Евровидения». Однако тут особого успеха не добился.

Тем не менее еще в 2016 году, по тому же исследованию ИАЦ, самыми популярными на канале оставались российские программы: «Пусть говорят», «Жди меня», «Поле чудес», «Давай поженимся», «Жить здорово».

Юрий Козиятко, руководитель СТВ с 2005 по 2018 год

Фото: photo.bymedia.net
Фото: photo.bymedia.net

Бывший военный журналист возглавил СТВ в 2005 году. При нем телеканал перестал быть лишь городским медиа, однако оставался менее формальным, чем центральные БТ и ОНТ. Например, именно на СТВ появлялись репортажи о младшем сыне Александра Лукашенко, да и о семьях старших сыновей тоже можно было узнать именно здесь.

СТВ известен звездным составом ведущих — именно там обосновался после возвращения из Москвы Егор Хрусталев с программой «Простые вопросы».

Телеканал создал заметные развлекательные шоу: «Поющие города», «Звездный ринг» и др. И даже попытался составить конкуренцию конкурсу «Мисс Беларусь» на ОНТ. В 2013 году СТВ провел конкурс «Мисс Минск». Однако закончился он большим скандалом, когда стало известно, что некоторые участницы шоу танцуют стриптиз и go-go. Руководство канала решило не выпускать конкурс в эфир.

Сам Юрий Козиятко вел программу «Картина мира» на РТР-Беларусь, куда приходили на интервью высокие чиновники.

К сожалению, СТВ так и не удалось за все эти годы избавиться от российского контента. Белорусский канал транслирует одиозные программы РЕН-ТВ — о теориях заговора, шокирующих гипотезах и пр.

По исследованию ИАЦ, среди телепередач СТВ симпатии телезрителей в 2016 году также были на стороне российских программ — «Званый ужин», «Военная тайна», «Самые шокирующие гипотезы», «Теория заблуждений», «Тайны мира с Анной Чапман». Телеканал был на 6-м месте по популярности в стране. В рейтинге телесмотрения — 2017 телеканал занимает 7-е место, на 6-м — «Мир».

«Понижение уровня образованности»

И Геннадий Давыдько, и Григорий Кисель, и Юрий Козиятко возглавляли телеканалы во времена их расцвета и ушли, когда рынок медиа начал заметно меняться.

Еще в 2016 году аналитики ИАЦ отмечали, что ТВ теряет молодежную аудиторию. 18−29-летние предпочитали телевидению интернет. В возрастной категории 30−39 лет интернет по уровню популярности достиг показателей телевидения. При этом ИАЦ отмечал «широкую востребованность сети Интернет в качестве источника информации для граждан с высшим образованием».

В 2014 году ИАЦ также сравнивал образованность аудитории разных телеканалов.

«По уровню образованности зрителей лидируют зарубежные телеканалы Euronews, Discovery и «ТВ-1000». Среди телевизионных каналов, аудитория которых имеет наименьший индекс образования, следует отметить каналы «Охота и рыбалка», «Беларусь 3» и «Беларусь 1», — говорилось в исследовании.

{banner_819}{banner_825}
-30%
-20%
-20%
-30%
-20%
-20%
-45%
-10%
-15%
-50%
-10%