Марина Золотова /

Марина Золотова, главный редактор TUT.BY
Марина Золотова, главный редактор TUT.BY

У меня двое детей. Дочь учится в восьмом классе гимназии, сын — в пятом классе школы. И я считаю, что отказываться от вступительных экзаменов в гимназии — вредно. У человека — и маленького, и большого — должно быть право выбора.

По новому указу в гимназиях будут продолжать учиться дети, которые попали в них еще в первом классе. Кто эти дети? В первую очередь те, кто относится к гимназии по прописке. Будем покупать прописку у престижных гимназий?

Тут же возникает вопрос о судьбе нынешних пятиклассников, которые в гимназию в прошлом году не попали. «Так можно было остаться?! А мы же уже перешли в школу! И теперь нам ехать целых три остановки! А возьмите меня обратно!» О них подумали?

Итак, все пятиклассники остались в своей гимназии, новых учеников в нее не взяли. Ну разве еще человек двадцать поместится, ведь в младшей школе нормы по наполняемости классов строже, чем в 5−11-х. По какому принципу будут отбирать претендентов на немногочисленные места? По социальному статусу родителей?

— Ребенок привязан к школе не исключительно по прописке, — говорит замминистра образования Раиса Сидоренко. — Если он выбрал другую школу, и там есть места, то он может продолжить обучение там.

А если, помимо этого ребенка, гимназию выбрало еще 50 человек?

И самое главное: будет ли вообще смысл в самих гимназиях? Аргумент замминистра о том, что гимназии останутся гимназиями — «у них есть традиции», кажется не очень убедительным.

Традиции традициями, но поставим себя на место учителя, который стремился попасть именно в гимназию, чтобы работать с талантливыми детьми, развивать их, готовить к олимпиадам и поступлению в вуз. Он педагог и математик от бога, он мог бы, как принято, «уйти в айти» — на более спокойную и куда более оплачиваемую должность, но он обожает работать с детьми, он рад, когда их удается увлечь. Он видит горящие глаза детей, он счастлив и готов закрыть глаза на низкую зарплату и кучу бумажной работы. Как будет чувствовать себя учитель в другой среде? Захочет ли он работать с другими детьми, которые вообще-то ничем не хуже, но вот математика у них такого интереса не вызывает?

То же самое можно сказать и о детях. Стремление знать больше, быть умнее, лучше, здоровая конкуренция, амбиции — зачем отказывать детям в 10 лет в этих качествах? Почему мы заранее решили, что в гимназию «детей заставляют поступать родители»? Дети с азартом с самого раннего возраста участвуют в разных соревнованиях: шахматы, танцы, футбол. Поступление в гимназию — одно из них. Кому-то это интересно в 5 лет, кому-то в 10, кому-то в 20, кому-то в 40, а кому-то вообще никогда. Все люди разные.

Именно поэтому должно быть право выбора.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

«Отмена экзаменов позволит снять неоправданную психологическую и эмоциональную нагрузку на учащихся начальных классов, что в целом будет способствовать сохранению их здоровья», — говорилось в пояснении к указу об отмене вступительных экзаменов в гимназии после 4-го класса.

Нагрузка есть, кто спорит. Но это: 1) дело добровольное (не хочешь — не поступай); 2) вопрос отношения родителей (неоправданность этих самых нагрузок часто исходит именно от них).

Согласна: по части эмоций экзамены в гимназии давали фору вступительной кампании в вузы. Дети младше, участия родителей больше, а возможности «пойти на платное» нет.

В итоге ребенок на протяжении двух лет занимается с репетитором, ежедневно пишет диктанты и решает контрольные из сборников. Он измотан, измотаны и родители. А еще надо, чтобы средний балл по математике-русскому-белорусскому за год был никак не меньше 9-ти. Вы видели, какими были проходные баллы в минские гимназии в 2017 году? В самых престижных — 58 из 60 возможных! Это все равно что 387 из 400 при поступлении в вуз. Например, в минской Малиновке (!) в трех гимназиях — 61, 174, 192 — проходной балл составил 55, 55 и 54 соответственно. Кругом отличники, ага.

Может, стоило всего лишь пересмотреть сами правила поступления в гимназии? Сделать их более гуманными? Тесты? Возможно. Да хоть ролик на YouTube! Стоит ли придавать такой большой вес среднему баллу после младшей школы, где у ребенка, как правило, один учитель на протяжении 4-х лет? Вряд ли. В общем, есть варианты. Уверена, что заинтересованные стороны — педагоги и другие специалисты — в состоянии были предложить подходящий. Если бы их спросили.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

-30%
-60%
-20%
-10%
-10%
-10%
-30%
-20%
-10%