/

В конце декабря минский аэропорт впервые в истории принял четырехмиллионного пассажира. Количество прилетевших и улетевших в/из белорусской столицы выросло за 2017 год почти на 21%. TUT.BY сравнил минский аэропорт с аэропортами европейских стран и посмотрел, куда летают чаще.

Национальный аэропорт не первый год демонстрирует такой значительный рост. Последние 15 лет пассажиропоток рос в среднем на 18% в год. Еще более высокий прирост, чем в этом году, фиксировали пять раз: в 2007, 2008, 2010, 2012 и 2016 годах. причем в 2007-м количество пассажиров выросло почти на треть.

Но как Минский аэропорт смотрится на фоне других аэропортов Европы? Много это или мало — четыре миллиона пассажиров — для двухмиллионного города в Восточной Европе? По результатам десяти месяцев 2017 года Беларусь оказалась на восьмом месте в Европе по росту пассажиропотока.

Для инфографики использованы данные европейского филиала Международного совета аэропортов (Airports Council International Europe), которые охватывают не все авиаузлы континента. Например, для Москвы нет информации по аэропорту Внуково, а в Украине данные собраны только для Киева и Харькова. Тем не менее представленные в отчете аэропорты обеспечивают 88% европейского трафика и позволяют оценить общий рост объема пассажирских авиаперевозок в странах Европы. Минский аэропорт, кстати, впервые появился в отчете организации только в третьем квартале 2017 года, до этого данные о Беларуси не учитывались.

Кроме Исландии, которая переживает туристический бум, все страны из первой десятки — восточноевропейские. По карте ниже видно, что количество авиапассажиров увеличивается в большинстве стран Центральной и Восточной Европы. Это не уникальная особенность Беларуси.

Рост объема пассажирских авиаперевозок в Европе

В Исландии 2045 пассажиров на сто жителей страны, в Беларуси — 37

Как выглядит пассажиропоток через Национальный аэропорт после 15 лет непрерывного роста в среднем на 18% в год? Если пересчитать количество авиапассажиров на 100 человек населения, оказывается, что, несмотря на рост, Беларусь сильно уступает другим государствам Европы.

Мы сравнили все 28 стран Евросоюза, Беларусь, Россию и Украину. Первой в рейтинге оказалась Исландия. Там в 2016 году на каждые 100 жителей страны обслужили 2045 пассажиров. Беларусь с 37 пассажирами на 100 жителей заняла предпоследнее место, уступив только Украине. В России показатель равен 109, но ситуация там особенная, не похожая на другие страны из списка. В РФ 71% рейсов — внутренние. Если учитывать только международные рейсы, то на 100 человек населения в России обслужили 32 пассажира. Это меньше, чем в Беларуси.

Всего же за 10 месяцев прошлого года через аэропорт Минска прошло 3,5 миллиона человек. Мы сравнили этот показатель с другими крупными восточноевропейскими городами, сравнимыми по населению со столицей Беларуси. Больше всего пассажиров обслужили аэропорты Варшавы — 15,8 миллионов. Ближе к Минску оказались София и Белград (5,5 и 4,6 миллионов соответственно), но и население там заметно ниже (1,3 и 1,2 миллиона).

Городом Европы, в который прилетают и из которого улетают чаще всего, в 2016 году был Лондон. Шесть лондонских аэропортов обслужили 163,2 миллиона пассажиров. Это самое большое значение не только в Европе, но и в мире. На втором месте со 101 миллионом пассажиров оказался Париж (седьмое место в мире), на третьем с почти 90 миллионами — Стамбул (12-й в мире).

Почему в Минск и из Минска летают не так часто?

Статистика, которую мы использовали для инфографики, не делит пассажиров на местных, транзитных и прилетающих в страну туристов. Доля каждой из этих категорий в каждом аэропорту разная. Однако видно, что авиапассажиров для такого большого города, как Минск, пока маловато.

Последние несколько лет через белорусскую столицу стало летать больше транзитных пассажиров — в основном за счет трафика между Россией и Украиной. Например, в 2016 году доля «транзитников» составила 33%.

На количество прилетающих повлиял и пятидневный безвиз. И чем больше дней без визы туристы смогут оставаться в стране, тем больше шансов у минского аэропорта встретить пятимиллионного туриста.

Однако хотелось бы, чтобы и сами белорусы могли позволить себе летать через Минск чаще. Согласно исследованию немецкой компании GfK, наша страна вошла в тройку стран с самыми низкими доходами в Европе, уступив только Молдове и Украине. Также Беларусь остается единственной страной континента, куда не летает ни одна классическая лоукост-авиакомпания. Да, российская «Победа» объявила, что скоро начнет полеты из Минска в Санкт-Петербург и из Гомеля в Москву. К сожалению, пока ничего не слышно о желании крупнейших европейских бюджетных авиакомпаний прийти в Беларусь. Впрочем, один известный европейский лоукост в Минск летает, в летний сезон. Это испанская авиакомпания Vueling. Правда, их самолеты летают раз в неделю, сейчас доступны билеты на апрель стоимостью около 95 евро в одну сторону.