/ /

Каково это — жить и работать на главном минском проспекте? О плюсах и минусах TUT.BY поговорил с дизайнером Сергеем Саркисовым.

Биография города складывается из наших частных историй. Проспект Независимости и его жители — одна из глав. Каким знают центр Минска те, для кого он больше, чем список достопримечательностей второй половины XX века? Об этом в рубрике TUT.BY «Окнами на проспект».

«Студенты по барам не ходили»

Мастерская дизайнера Сергея Саркисова — под крышей дома № 18. В комнате два окна, и оба с видом на проспект. Городской пейзаж, как с открытки. Но это не живопись, а жизнь.

— Какой ГУМ классный, правда? — говорит Сергей Владимирович, шутит: — Что же вы молчите? Так и думал — пришли просто в окно посмотреть. Такой картинки с улицы не увидишь.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

— Проспект — это же вечная суета. Да и архитектура — пафос, торжественность. Не отвлекает от собственных замыслов?

— Иногда мешает сосредоточиться. Есть такое. Все-таки работа художника медитативная. Но проспект сейчас не такой тусовочный, как в годы, когда я был студентом. Сегодня все на машинах. А раньше народ по вечерам дефилировал от «Весны» до «Березки» (кафе «Весна» находилось в доме № 18, другое — «Березка» — работает на прежнем месте — дом № 40. — Прим. TUT.BY).

Но студенты тогда по барам особенно не ходили. Летом в парке Челюскинцев пикники устраивали. Народ и загорал в парках. Это считалось нормой.

«Часто вспоминал Буэнос-Айрес»

В мастерской, из окон которой можно рассмотреть замысловатый фасад ГУМа, Сергей Саркисов работает с начала 2000-х.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

— Искал небольшое помещение для студии. И Михаил Алексеевич Мовчан, художник, график, преподаватель педагогического института, предложил разделить с ним это пространство. Одному ему оплачивать аренду стало дорого. Сделали перегородку, чтобы не мешать друг другу, и несколько лет соседствовали. Лифта в этом доме нет. И Михаил Алексеевич поднимался по лестнице в мастерскую на шестой этаж. Хотя когда возраст за 80 лет, это трудно. Но он продолжал работать.

Михаил Мовчан был интересным рассказчиком. Часто вспоминал Буэнос-Айрес. Город, где ему довелось пожить в молодости. Решение переехать в Аргентину приняли родители. В 1939 году семья Мовчан из деревни Гродненской области — это отец, мать и четверо детей — решилась на путешествие через океан. В СССР Михаил Мовчан вернется в 1956 году, когда в стране начнется период хрущевской оттепели.

— Михаил Алексеевич рассказывал, что в этой мастерской он работал над портретом Максима Танка. Поэт приходил сюда позировать художнику, — вспомнил любопытную деталь из прошлого мастерской Сергей Саркисов.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
История дома
Адрес: проспект Независимости, 18
Архитектор: Геннадий Баданов
Год постройки: 1948−1952

Дома № 19 и 18 похожи, как близнецы.

«На главном проспекте Минска два одинаковых здания (архитектор Баданов) выстроены в кварталах между улицами Комсомольской и Ленина. Здания расположены друг против друга и соединены с соседними домами архитектурными вставками», — сообщал журнал «Архитектура СССР» в № 8 за 1953 год.

В статье оговаривалось, что строительство домов-повторов может быть сильным средством архитектурной выразительности. Как в этом случае.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

«Пассажиры не могут понять — направо или налево»

За время работы в дизайне Сергей Саркисов создал торговые знаки и логотипы для туристических, строительных, IT-компаний. Но наиболее узнаваемой стала эмблема Дня города. Ее печатают на поздравительных плакатах, начиная с 1986 года. Тогда к художнику обратились из ЦК комсомола. Город готовился к спортивно-художественному празднику «Минск-86». И он состоялся. В мае. Несмотря на то, что в апреле произошла Чернобыльская катастрофа.

— Четкость, лаконичность, символизм — все это мне близко. И я придумал эмблему, которая напоминает элемент белорусского национального орнамента. И в то же время читается как хоровод.

— Обращали внимание, как смотрится эмблема на плакатах к 950-летию Минска?

— Часто прохожу мимо универсама «Центральный», в его окнах висели поздравительные листовки ко Дню города. Это фотография Минска, а по центру — моя эмблема, но к ней прикреплен стебелек. Получился цветок, что ли? Но это же примитивно… И это только один из примеров. Обращаю внимание, конечно, как подаются мои разработки. Торговый знак, логотип — незыблемы. Они должны воспроизводиться так, как созданы. А у нас каждый считает своим долгом улучшить. Но на самом деле выходит только хуже. Чуть шрифт изменили — и все, нарушена гармония. Отсутствует уважение к авторской работе. Этим все объясняется. А замечали, как много в Минске неработающей графики?

— Это как?

— В метро приезжие, да и не только приезжие, с широко открытыми глазами ищут указатели. Не могут понять, в какую сторону им нужно пойти — направо или налево. Хотя само метро устроено несложно, всего две линии. О чем это говорит? Навигация есть, но она не работает. Даже минчане не всегда могут быстро сориентироваться. Или другая ситуация. В супермаркете пока найдешь нужный товар — с ума можно сойти.

— И в чем ошибка?

— У нас до сих пор многие думают, что сделать систему навигации — это значит просто развесить таблички. Направо, налево, выход, буфет, туалет. Но все намного сложнее.

Сначала продумываются маршруты. Так, чтобы помочь посетителю максимально быстро попасть из пункта «А» в пункт «B», а не блуждать по всему зданию. Создается макет из бумаги, пенопласта или другого дешевого материала. И на этом макете обкатывается множество вариантов. Второй этап — разработка шрифтов, пиктограмм, указателей. Это уже вопрос эстетики. Все элементы должны выглядеть гармонично, уместно и задавать единый стиль. Изучал тему, когда делал систему навигации для аквапарка «Лебяжий».

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
История дома
Адрес: проспект Независимости, 46
Архитектор: Михаил Барщ
Год постройки: середина 1950-х

Московский архитектор Михаил Барщ — автор многих знаковых зданий Минска 1950-х. Например, застройки между рекой Свислочью и площадью Победы. Знаменитая арка у входа на стадион «Динамо» — тоже его работа.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

«Открыть окна невозможно — очень шумно»

В Минске Сергей Саркисов живет с шести лет. Квартиру в центре получили родители.

— В детстве жил недалеко от площади Якуба Коласа, в доме, где магазин «Лянок». Помню фонтан во дворе, по центру — скульптурная композиция, мишки с бочкой. Развлечений особенных не было. И мы перелазили через забор детского сада, там стояли какие-то беседки. Но воспитательницы нас гоняли.

Площадь в те годы выглядела совсем иначе. Памятника поэту еще не было. Подземный переход возле филармонии вечно затапливало во время ливней. Воды — по пояс. Милиция не раз пьяниц оттуда вылавливала. Отделение РУВД находилось в двух шагах — в угловом здании на пересечении проспекта и улицы Красная. Сегодня там магазин «Электросила».

«Снимок сделан с балкона. Это 1972 год. Тогда учился в институте. И нужно было выполнить творческое задание на тему «Транспорт в движении», — рассказывает Сергей Саркисов. Сегодня на первом этаже дома № 47 (на снимке) — выставочный зал

Через дорогу от дома, где жил Сергей Саркисов, гимназия № 23. Правда, когда он там учился, это была обычная школа.

— Успевали попасть в класс, пока звучал звонок на первый урок? Когда школа в трех минутах от дома — дисциплина страдает, так ведь?

— По-разному бывало. Это же известная истина: чем короче дорога к школе, тем дольше идти.

И хотя Сергей Владимирович давно переехал, в доме детства бывает и сегодня. Приходит в гости к сестре.

— Многое изменилось. Во дворе баскетбольную площадку сделали, тренажеры поставили, — рассказывает Саркисов. — Но место для жизни непростое. Потоки людские под окнами каждый день. А машин сколько! Во дворах все забито автомобилями. Открыть окна невозможно — очень шумно. А летом как? Без кондиционера в квартире невозможно.

Интенсивность движения транспорта на проспекте — колоссальная. Раньше такого и близко не было. Раздражало разве что, когда падали дуги троллейбусов (к 2006 году движение этого транспорта практически на всем протяжении проспекта закрыто. — Прим. TUT.BY). А падали они часто. До сих пор помню: «Дз-з-з-инь!» И все-таки это не бесконечный гул, как сейчас.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Дом № 46 на проспекте Независимости. Вид со двора

— Замечаете, как меняется город? Есть то, чего безвозвратно жаль?

— Жаль места рядом с цирком. Был очень красивый ландшафт, река, обзор. А сейчас — стена. Жаль район Немиги. У нас нет бережного отношения к старине. Сначала разрушить до основания, а затем… Как-то был в рабочей поездке в Финляндии. Растет сосна, стоит скала, а нужно построить здание. И автор проекта находит такое решение, чтобы не навредить. Подыгрывает природе. Это высочайший класс!

— В Минске говорят: «Поехать в центр». Для вас центр города — это…

— Место, где мастерская. Или скорее фрагмент проспекта от площади Независимости до площади Якуба Коласа. Да и площадь Свободы. В общем, все, что тяготеет к основной магистрали.

Сергей Саркисов — дизайнер. Окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт (сегодня это БГАИ). Состоит в Белорусском союзе дизайнеров и Белорусском союзе художников. Лауреат и дипломант национальных и международных конкурсов графического дизайна. Профессиональные интересы — плакат, создание знаков и логотипов, журнальная и книжная графика. Работы С. Саркисова хранятся в музеях и частных коллекциях в Беларуси и за рубежом.
Сергей Саркисов — дизайнер. Окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт (сегодня это БГАИ). Состоит в Белорусском союзе дизайнеров и Белорусском союзе художников. Лауреат и дипломант национальных и международных конкурсов графического дизайна. Профессиональные интересы — плакат, создание знаков и логотипов, журнальная и книжная графика. Работы С. Саркисова хранятся в музеях и частных коллекциях в Беларуси и за рубежом.
{banner_819}{banner_825}
-35%
-50%
-10%
-25%
-45%
-10%
-10%
-51%
-20%
-50%