1. Фанаты белорусских футбольных клубов массово объявляют о бойкоте матчей
  2. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  3. Автозадачка с подвохом. Нарушает ли водитель, выезжая из ворот своего дома на дорогу?
  4. «Пышка не дороже жетона». Минчане делают бизнес на продукте, за которым в Питере стоят очереди
  5. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  6. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  7. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  8. Под Молодечно задержали компанию из 25 человек. МВД: «Они собирались сжечь чучело в цветах национального флага»
  9. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  10. Коронавирус в Беларуси: данные Минздрава за последние сутки
  11. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  12. Пенсионерка из электрички рассказала подробности о задержании и Окрестина
  13. Чиновники придумали, что сделать, чтобы белорусы покупали больше отечественных продуктов
  14. Минздрав рассказал, сколько пациентов инфицировано COVID-19 за последние сутки и сколько умерло
  15. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  16. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  17. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  18. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  19. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах
  20. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  21. Защитник Бабарико и Колесниковой подал жалобу в суд на лишение его лицензии, но ему отказали
  22. Год назад в Беларусь пришел коронавирус. Рассказываем про эти 12 месяцев в цифрах и фактах
  23. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  24. «Ашчушчэнія не те». Все участники РСП вышли на свободу после 15 суток ареста
  25. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  26. Акции солидарности и бойкот футбольных фанатов. Что происходит в Беларуси 28 февраля
  27. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  28. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  29. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  30. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го


Елена Спасюк, фото: Сергей Сацюк,

В метеорологической службе Вооруженных сил служит несколько десятков человек. Naviny.by побывали в войсковой части 06752 в Мачулищах, чтобы посмотреть, как работают синоптики, которых похвалил президент Александр Лукашенко.

Фото: Сергей Сацюк, БелаПАН

У военных требования к погодным условиям жестче

В Беларуси метеорологи работают на каждой авиационной базе. Есть военные синоптики и в Погранкомитете.

На авиабазе в Мачулищах трудится четыре синоптика и три метеонаблюдателя. У метеорологической станции сразу два начальника — они работают посменно. Есть техника, позволяющая делать прогнозы на выезде. Например, в сентябре во время учений «Запад-2017» часть команды две недели жила в полевых условиях, чтобы обеспечивать метеонаблюдения на полигонах.

Погода в день нашего приезда была необычной для начала ноября — температура выше семи градусов, то дождь пойдет, то солнце из-за туч на полчаса выглянет, то опять на несколько часов все небо затянется. Такие погодные условия сложны для прогноза, но оцениваются как «визуальные» — значит, летать можно, сказал синоптик капитан Сергей Костюк.

«Моя работа, по сути, за рабочим столом и у компьютера. Основная задача — корректно проанализировать информацию от нашего метеонаблюдателя и карты погоды. Какой-то прогноз занимает меньше, какой-то больше времени. Всё зависит от метеоусловий. Если мы отправляем самолет на дальние расстояния, то сфера моей ответственности за прогноз распространяется от точки взлета до точки посадки. Например, от аэродрома в Мачулищах до аэродрома в Казахстане. Информация о метеоусловиях собирается на протяжении всего маршрута с использованием карт погоды и данных метеослужб других регионов и стран», — рассказал Сергей Костюк.

Погодные данные на авиационной базе фиксируются ежечасно, в сложных метеоусловиях — каждые полчаса. Если особые условия или приказ сверху — каждые 10−15 минут. А вот за опасными явлениями, например, за грозой, туманом, гололедом, наблюдения ведутся непрерывно.

Фото: Сергей Сацюк, БелаПАН
Фото: Сергей Сацюк, БелаПАН

В момент нашего приезда ефрейтор контрактной службы Оксана Перхунова фиксировала данные каждые 15 минут. За погодой наблюдает, считывая показания на компьютере и с приборов на площадке на улице. Работа напоминает службу авиадиспетчеров — отвлечься нельзя ни на минуту, а смена продолжается, как и у синоптиков, 24 часа.

Так сложилось, что в основном все наблюдатели — женщины, отметил начальник метеослужбы майор Роман Лазовой. При этом он считает, что на военной службе все в первую очередь военнослужащие.

Фото: Сергей Сацюк, БелаПАН
Фото: Сергей Сацюк, БелаПАН

Синоптики в Мачулищах работают в интересах военной базы, однако на практике получается, что сфера их деятельности гораздо шире.

«Мы работаем в интересах Военно-воздушных сил Республики Беларусь, — сказал Роман Лазовой — Именно наша служба обеспечивает проведение полетов, выполнение десантирования парашютным и беспарашютным способом, обеспечение работ на полигоне 50-й смешанной авиационной базы. Вертолеты могут лететь в любую точку страны, есть международные вылеты. Оперативные прогнозы составляем каждые шесть часов плюс прогноз на сутки. Далее делаем прогноз на 36 часов и отправляем данные в Центральное метеорологическое бюро ВВС и войск ПВО Вооруженных сил Республики Беларусь. Вышестоящее метеоподразделение делает долгосрочный прогноз».

Прогноз не совсем обычный. Поскольку речь идет, прежде всего, об обеспечении работы авиации, обязательно указывается нижняя и верхняя граница облаков, полетная видимость и видимость на земле и, конечно, направление и скорость ветра, влажность, давление и температура воздуха.

«Ошибаться нельзя, от нас зависит жизнь людей»

«Работа ответственная, ошибаться нельзя, от нас зависит жизнь людей. Ветер, дождь, снег, атмосферное давление, направление ветра — всё надо учитывать. Такая ответственность, что иногда страшновато», — говорит метеонаблюдатель Оксана Перхунова.

Отвечая на вопросы Naviny.by, ефрейтор Перхунова неоднократно прерывала разговор — то поступали звонки, то надо было заносить данные метеонаблюдений в компьютер. И так уже на протяжении 12 лет.

Фото: Сергей Сацюк, БелаПАН
Фото: Сергей Сацюк, БелаПАН

У синоптика ответственность тоже большая — работают они, как и наблюдатели, по 24 часа. Иногда получается сутки через трое, иногда чаще — в зависимости от того, как поставят дежурство.

Плановые полеты на авиабазе бывают в разное время суток, потому вовремя предупредить о неблагоприятных условиях погоды очень важно, отметил Сергей Костюк.

Он вспомнил свое дежурство в день, когда в Беларусь в марте 2013 года пришел циклон «Хавьер». Синоптик своевременно выписал штормовое предупреждение и предупредил руководство базы. Успели убрать машины, подготовили технику. Вовремя военные синоптики оповестили и об урагане 13 июля 2016 года.

Краткосрочные прогнозы специалистов в Мачулищах оправдываются на 90%. Прогноз с оправдываемостью 100% практически нереально сделать, говорит Роман Лазовой:

«Наша наука очень молодая, модели, которые были созданы десятилетия назад, устарели. Новые модели появляются, но за изменением климата не успевают. Точность прогноза погоды напрямую связана с уровнем развития науки».

Фото: Сергей Сацюк, БелаПАН
Фото: Сергей Сацюк, БелаПАН

Между прочим, военным синоптикам запрещается использовать в прогнозах слова «вероятно» и «возможно». Формулировка прогноза погоды должна быть четкой, краткой и не допускать двойственного толкования, говорится в правилах организации метеорологического обеспечения полетов.

«Мы все работаем на погоду»

Судя по всему, пока у военных синоптиков всё получается, во всяком случае, президент об их работе высокого мнения. Напомним, 14 сентября, назначая нового главу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Александр Лукашенко раскритиковал качество национальных прогнозов погоды и похвалил военных метеорологов:

«Их прогнозы (Белгидромета. — ред.) порой не то что читать… Иногда, прочитав, хочется, чтобы вообще ничего там не прогнозировали. Там больше тысячи человек. Займитесь этой структурой и научитесь работать у структуры — совсем небольшая — в нашей армии есть (в ВВС и войсках ПВО), на трое суток информация по часам, и ни разу не ошибались».

Так ли это, спросили Naviny.by у Романа Лазового.

«Мы стараемся, — ответил он. — Есть такой фактор как ответственность за выполнение своих задач. Метеонаблюдателю нельзя ошибиться в измерениях, а синоптику — в анализе информации. Мы за ошибки несем уголовную ответственность — в случае, если синоптик не смог спрогнозировать опасное явление и по его вине произошла авария с воздушным судном».

Фото: Сергей Сацюк, БелаПАН

Фото: Сергей Сацюк, БелаПАН

Военные синоптики работают не обособлено, они плотно сотрудничают с Белгидрометом, откуда получают данные о фактической погоде и прогноз.

«Мы получаем карты погоды, в том числе прогностические, из Белгидромета, — пояснил Роман Лазовой. — Наши специалисты производят анализ этих карт и составляют прогноз. Все гражданские метеорологические службы входят во всемирную метеорологическую организацию и осуществляют обмен информацией. Кроме того, мы общаемся с сотрудниками Белгидромета и напрямую. Мы все работаем на погоду».

Фото: Сергей Сацюк, БелаПАН

К слову, техническое оснащение службы мало чем отличается от того, что есть на вооружении в Белгидромете, отметил Роман Лазовой. Такие же приборы для измерения скорости ветра, регистратор высоты облачности:

«На качество прогноза качество техники не сильно влияет. Это, скорее, зависит от того, насколько хорошо будут проанализированы данные. Все четыре синоптика, которые находятся в моем подчинении, обучались в Воронежской авиационно-военной академии, это хорошие специалисты».

Фото: Сергей Сацюк, БелаПАН

Тем не менее, новая техника на авиабазе в Мачулищах вскоре появится. Уже заключен договор на поставку метеорологического оборудования с предприятием «Пеленг». Установку измерителей видимости, влажности, температуры, давления, нижней границы облачности уже начали. Первые полгода техника будет работать в тестовом режиме.

Фото: Сергей Сацюк, БелаПАН

-10%
-10%
-17%
-23%
-30%
-40%
-50%
-15%
0072356