Елена Крылова /

Маршрутчики борются с безответственными пассажирами и хитрыми конкурентами — заносят их в черный список. Попавшие туда больше не смогут забронировать билет на микроавтобус компании-перевозчика. По крайней мере в этом уверяют маршрутчики. А как на самом деле?

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY
Снимок используется в качестве иллюстрации. Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Так называемые черные списки нежелательных пассажиров неофициально существуют и у таксистов, и авиакомпаний. Впрочем, блэк-листом они именуют его только в личной беседе. Под диктофонную запись предпочитают называть такой список «частью комплекса мер по обеспечению порядка перевозок». Директор компании маршрутных такси «Новая линия» Андрей Донцов вспоминает, как черные списки появились у них около 8 лет назад:

— Это произошло практически сразу после того, как мы начали работать в сфере маршруток. До этого наши сотрудники возили пассажиров только на такси. И тогда практика показала, что черные списки необходимы — неблагонадежных пассажиров было немало. Например, в списке есть люди, которые воспользовались нашими услугами 2−3 раза, а после по 80 раз бронировали места в микроавтобусе и не приходили.

Сейчас, по словам Андрея, в блэк-листе его компании не более 20 человек. Причем часть из них вовсе не пассажиры, а… конкуренты. Стоит только компании закупить еще один бусик или, скажем, снизить цену на поездку, коллеги по цеху активизируются в своем желании насолить. Заказывают в микроавтобусах компании Андрея по 3−4 места и не приходят ко времени посадки. Как итог — маршрутка едет полупустой.

— Таких людей мы проверяем, если подтверждается, что они имеют отношение к конкурентам, заносим в список неблагонадежных пассажиров. Вообще, он у нас пополняется автоматически. Туда попадают люди, которые как минимум пять раз подряд забронировали место в маршрутном такси и не пришли, — объясняет Андрей. — Выйти из списка можно без проблем: достаточно позвонить нашему оператору и объяснить, почему не получилось воспользоваться услугами. Но даже если этого не сделать, то номер телефона из списка автоматически удаляется через три месяца.

Андрей признается, что с объяснениями, почему так и не получилось прийти к нужному времени на место, где пассажира ждала маршрутка, звонят нечасто. Уж точно намного реже, чем высказать свое недовольство попаданием в черный список. Тем не менее одна из самых частых причин, по которой один и тот же пассажир может систематически не являться к началу отправки маршрутного такси, Андрею известна.

— У некоторых наших клиентов ненормированный график работы. Они бронируют место в маршрутке на одно время, а по не зависящим от них причинам заканчивают трудиться раньше или позже. Я все понимаю — причина объективная, но почему в таком случае не перезвонить оператору и не отменить бронь?

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY
Снимок используется в качестве иллюстрации. Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Тем же вопросом задается другой руководитель компании маршрутных такси «Межгород» Роман Амелькович. На сайте его компании так же, как и у Андрея, есть грозное предупреждение: необязательные пассажиры рискуют попасть в черный список. Для этого достаточно всего два раза не явиться ко времени отправки маршрутки, в которой было забронировано место, а перед этим не позвонить оператору с просьбой аннулировать заказ. Правда, как выясняется в разговоре с Романом, грозное объявление на сайте пока остается оружием массового предупреждения — не более. В черном списке его компании всего… один человек — девушка из Слуцка. И попала она в блэк-лист по особенной, не указанной в предупреждении на сайте причине.

— Эта девушка переманивала клиентов к конкурентам в нашей группе в одной из соцсетей, — признается Роман. — Сама она, кстати, до сих пор ездит только нашими маршрутками.

Выходит, в этом случае членство в черном списке лишь номинальное? Да, признается Роман, именно так.

— Я стараюсь относиться к каждому клиенту по-человечески, с пониманием его ситуации. Ведь заказчик и по объективным причинам может опоздать на маршрутку. К тому же у меня нет законных оснований отказать пассажиру в предоставлении услуги. Как я запрещу той же девушке, что переманивала наших клиентов к конкурентам, ехать на нашем микроавтобусе? — задается вопросом владелец компании.

Он предпочитает идти другим путем. Каждому опоздавшему на маршрутку перезванивает оператор и, как выражается Роман, «культурно объясняет, что так делать нельзя». Умение директора фирмы войти в положение клиента подпитывает и денежный интерес: теряя клиентов, его фирма лишается прибыли.

К слову, Андрей, компания которого активно пользуется черным списком пассажиров, ничего предосудительного в ее действиях не видит. Говорит, как любой адекватный руководитель защищает свою фирму от риска систематически недополучать доход. К тому же, уверяет Роман, ведя черный список, он не нарушает закон. А что на этот счет думают юристы? Выяснить это не удалось. Взять комментарий на тему законности существования черных списков оказалось… просто не у кого. В налоговой уверили, что они следят за уплатой сбора владельцами маршрутных микроавтобусов, а сами блэк-листы их не касаются. В ГАИ сообщили: следим за соблюдением правил дорожного движения водителями маршруток, а прочее — не их дело. В инспекции по безопасности дорожного движения уточнили, что вопрос черных списков к ним не имеет ровным счетом никакого отношения. В Миноблавтотрансе дали примерно тот же ответ. И даже в республиканском обществе защиты прав потребителей развели руками, не решившись объяснить: так нарушают ли права пассажиров маршрутчики, записывая их в блэк-листы и ограничивая тем самым свободу выбирать перевозчика. За комментарием журналиста послали в Миноблавтотранс… Круг замкнулся.

Кстати, государственный перевозчик обезопасил себя от недобросовестных пассажиров без ведения черного списка. Каким образом? Очень простым: забронировать билет заранее у госперевозчика невозможно. Ни по телефону, ни по интернету. Квиток на проезд можно купить только на вокзале перед отправлением маршрутки или у ее водителя.

Возможно, более конструктивным способом обезопасить себя хотя бы от части безответственных пассажиров стало бы введение онлайн-оплаты за билет? В таком случае и пассажир пять раз подумает, прежде чем забронировать квиток и «забыть» аннулировать свой заказ при невозможности прибыть к месту отправления маршрутного такси. И частник в накладе не останется, ведь даже пустующее место будет оплачено.

Дополнительно

В черном списке одной из компаний, оказывающей услуги маршрутного такси, есть пассажиры, которые 80 раз подряд бронировали место в микроавтобусе, но так и не пришли к отъезду. Государственный перевозчик борется с необязательными пассажирами без черных списков. Делает это очень просто, но эффективно — забронировать билет на такую маршрутку по телефону или интернету невозможно. На руки квиток пассажир получает, только купив его на вокзале или у водителя микроавтобуса перед отправлением.

-23%
-20%
-5%
-20%
-50%
-20%
-50%
-5%
-15%
-15%
-20%
0070465