Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


«Комсомолка» собрала «плюсы» и «минусы» тестовой системы отбора студентов

ИСТОРИИ В ТЕМУ

Первая

Молодой человек, состоящий в аспирантуре химического факультета БГУ, решил ради шутки сходить на тестирование по химии, а 100-балльный сертификат предъявлять в качестве доказательства квалификации репетитора.

- Любой из прошлогодних вариантов решал по пути от дома в универ за 30 мин, без калькулятора — 1 — 2 ошибки. На тестирование шел с мыслью — напишу за часок, а там и повеселиться можно будет… Оказалось — не до веселья: гаечки по сравнению с прошлым годом КРУУУУУТО завернули, двух часов впритык хватило, чтобы все решить!..

В итоге у нашего героя 97 баллов — один из самых высоких результатов. Было бы странно, если бы аспирант не справился с тестом для выпускников школ, чтобы тогда рядовые абитуриенты делали…

Вторая

Захотелось мне поделиться впечатлениями от тестов… Платное тестирование по химии написала на 43 балла, причем абсолютно к нему не готовясь. Если учесть, что химию я открывала в последний раз в школе в 9-ом классе, а было это 4 года назад, в общем, знания мои по химии назвать знаниями в принципе было сложно. Короче, играла в морской бой…

Но в мед ну уж очень хочется, и вот последний месяц перед бесплатным тестированием у меня был просто посвящен химии. К 22 июня школьную программу по химии я знала практически наизусть. Но результат теста оказался ненамного лучше бесплатного — 61 балл.

Я, конечно, не могу объективно оценить свои знания, но из абсолютного нуля до знания школьной программы полностью разница оказалась всего в 18 баллов… Так может, нет смысла вообще учить это все? Повезет — не повезет? Катя.

Третья

Насчет везения на тестах: не поверите, но у меня за 1-ю четверть стояла 4 по русскому, а тест я написал на 87… Так и стоит перед глазами картина: идет моя русачка по школе и челюсть коленями подбивает…

Истории подсмотренны на форумах белорусских сайтов.


ПЛЮСЫ тестовой системы

• Практически по всем предметам, необходимым для поступления, можно было сдавать тесты дважды — сначала за собственные деньги, затем бесплатно. Две попытки однозначно лучше, чем один экзамен в вузе.

• Первые тесты абитуриенты начали сдавать еще в апреле, последний тест был сдан в первых числах июля. Итого — больше трех месяцев постепенной подготовки и неспешной сдачи экзаменов. Не понравился результат первого теста — подготовился еще и сдал его уже за деньги государства. Итого к началу приема документов приемными комиссиями у абитуриентов на руках минимум два результата из трех, а кое-кто умудрился представить в вуз все три сертификата и спокойно ждал подсчетов проходных баллов. И все это вместо сумасшедшего месяца поступления, который переживали, к примеру, их родители, когда сначала надо было сдать почти десяток выпускных экзаменов, затем пробиться через приемную кампанию в вузе.

• При этом абитуриент совершенно не зависит от впечатления, которое он произведет на конкретного преподавателя приемной комиссии. Тестовая система исключает субъективную оценку знаний молодого человека.

• Зато все абитуриенты получают довольно объективную оценку собственных возможностей. Ведь независимо от того, сложные тесты или легкие, все находятся в одинаковых условиях — каждый предмет сдается по всей стране в один день, в один час и по одним и тем же материалам. Именно после тестов становится очевидно, что всех желающих принять наши вузы не могут. А тесты расставили всех абитуриентов относительно друг друга (об объективности оценки знаний отдельно взятого выпускника речь не идет). Поэтому если у вас по сумме трех тестов набралось всего 120 баллов, а у ровесника 250 баллов, вам придется признать его преимущество. И не обижаться…

Кстати, именно то, что еще до подачи документов абитуриенты имели на руках свои результаты, и уберегло вузы от неоправданно завышенных конкурсов. Первыми в приемные комиссии отправились те, у кого были максимальные баллы. Обладателям результатов поскромнее оставалось только следить за ежедневно меняющейся ситуацией — большинство вузов работало в этом году в системе on-line.

МИНУСЫ тестовой системы

• Самый большой недостаток новой системы — полная завеса таинственности. Никто, даже школьные учителя, готовящие детей к тестам, не знает, из каких заданий они будут состоять, какой сложности, какова будет их структура. Объяснение организаторов тестирования, что тесты поставляются строго в соответствии со школьной программой, положение не спасает. Ведь даже в школе каждый предмет изучается на разных уровнях сложности.

При этом оказывается, что сложность тестов напрямую зависит от того, как с ними справились абитуриенты в прошлом году — чем больше было высоких оценок год назад, тем жестче будет шкала в этом.

• А еще абитуриент лишен возможности не только опротестовать свою оценку теста, но даже посмотреть работу, увидеть реальное (зачастую действительно очень большое) количество ошибок, проанализировать их, чтобы в следующий раз, может быть даже на будущий год, справиться с тестом лучше. Вот и возникает множество сомнений в объективности оценки.

• Психологическая травма обеспечена и тем, кто получил за выполнение тестов из 100 возможных баллов не больше 50 с хвостиком. Особенно, если в школе у тебя по этому предмету не ниже «восьмерки», смириться с таким результатом очень сложно. Кстати, получить информацию о том, как сдали ВСЕ абитуриенты тесты, в этом году было очень сложно. А ведь оказалось, что высокие баллы заработали считанные люди, а большинство так и распределилось по «четверкам» и «пятеркам». Выходит, в общей картине ваша позиция не так уж и плоха. Только эту информацию можно было получить далеко не сразу, да и то из газет.

• Существуют специальности, на которые противопоказан отбор студентов через тесты. Понятно, что в консерваторию без экзамена по специальности не обойдешься, а в журналисты без сочинения не поступишь. Но и в философы нужно отбирать людей, способных мыслить, формулировать и излагать свои мысли. Тесты не позволяют приемной комиссии проверить именно эти способности.

К чему идет наше высшее образование? Похоже, что ближайшее будущее все больше и больше будет построено именно на тестовой системе. Возможно, что довольно скоро мы придем к тому, что абитуриенты на американский манер будут рассылать свои сертификаты тестирования в разные вузы и ждать, в какой из них его баллов хватит для зачисления.

ВОПРОСЫ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ОТВЕТОВ

- Будут ли в Беларуси публиковаться структуры тестов до их проведения, как это делается в России?

- Можно ли будет в будущем знакомиться со своей тестовой работой и подавать апелляцию?

- А компьютер, проверяющий тесты, может ошибаться?

- Блат при поступлении исключен полностью?

Надежда БЕЛОХВОСТИК
0058648