Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


В четверг, 24 августа, на Республиканский педагогический совет приедет президент. Накануне он заявил, что давно не был на таком мероприятии, поэтому пришло время посоветоваться с педагогами, выслушать их мнение. TUT.BY собрал актуальные вопросы о школе, которые поднимались с высоких трибун в последнее время.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фотография используется в качестве иллюстрации. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В президиуме педсовета вместе с Александром Лукашенко будет и министр образования Игорь Карпенко.

Еще 15 августа во время рабочей встречи с Карпенко и вице-премьером Василием Жарко президент потребовал «сделать мероприятие неформализованным, чтобы можно было обсудить и вычленить проблемы, которые необходимо решать». На педсовет приедет 800 человек, будет работать открытый микрофон. Учителя определятся, как будет развиваться школа вплоть до 2030 года. Но самое важное — обсудить предстоящий учебный 2017/2018 год.

Десятибалльную систему заменят на пятибалльную?

— Десять лет как в стране введена десятибалльная система обучения. Много вопросов стоит по десятибалльной системе. Это, и иногда бывает субъективизм в оценке. И у нас нет неудовлетворительной оценки. Потому что один балл — это тоже оценка знаний. Раньше понимали: единица, двойка — это неудовлетворительные оценки. Поэтому надо вынести на обсуждение общественности. Может быть, и вернуться к пятибалльной системе, — заявил 15 августа вице-премьер Василий Жарко. — Чтобы каждый понимал: четыре, значит, четыре. Пять, значит — отличник. (…) Где грань между шестеркой и семеркой, семеркой и восьмеркой?

Выслушав предложение вице-премьера, президент предложил тщательно обсудить этот вопрос, прежде чем принимать какое-либо решение.

— Система образования находится в кризисе, поэтому, что бы ни ввели, ничего глобально не изменится, — комментирует TUT.BY учитель Анна Северинец. — Лично мне больше нравится 10-балльная система. Мои некоторые коллеги радуются возвращению пятибалльной. Сегодня оценка — это не шкала, которая определяет уровень знаний, это какой-то предмет манипуляции со стороны родителей, детей и учителей. Так какая разница, сколько баллов будет в этой системе: 5, 10 или 100? Но любой человек, имеющий дело с точными приборами, понимает: чем больше на ней делений, тем она точнее. Я не очень понимаю, зачем убирать десятибалльную систему и возвращаться к пятибалльной, если она менее точна.

Анна Северинец уверена: с 1 сентября вряд ли школы перейдут на 5-балльную систему, ведь нормативные акты остались прежними. Чтобы их изменить, нужно время.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фотография используется в качестве иллюстрации. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Учебники снова перепишут?

— В этом плане также вопрос первостепенной важности — обновление учебных программ и учебники, — отмечал Лукашенко во время рабочей встречи с Жарко и Карпенко. — Никакой проблемы в этом не вижу. Даже в сроках. Мы ведь не заново создаем учебники, учебные программы. В основном это нормальные учебные программы и учебники. Но некоторые темы, как обнаружилось не только в гуманитарной сфере, но и в учебниках физики, математики, до дури доходят. Эти темы надо корректировать.

Известный репетитор Евгений Ливянт говорит: чтобы написать хороший учебник, нужно три−четыре года. Затем еще год, чтобы протестировать в отдельных школах, и только после этого массово вводить. Но у нас все иначе: школьные учебники пишутся за три месяца, и сразу же все дети страны начинают по ним учиться.

— Есть нормативные документы, как пишется учебник. Сначала несколько лет пишется программа, обсуждается в экспертных кругах, лицензируется, апробируется. Затем под эту программу пишется учебник. За все эти годы ни один школьный учебник не проходил реальную апробацию, не обкатывался на учениках, а сразу массово отдавали в тираж, — комментирует Евгений Ливянт. — Но сейчас в школе другая проблема: через неделю начнется новый учебный год, учебников по многим предметам нет. Ни в магазине, ни в интернете. К примеру, нет физики 7 класса, математики за 5−6 класс. Даже если 1 сентября их завезут в школу, что будет делать учитель? Ответственный педагог всегда берет новый учебник на летние каникулы, прорабатывает его, читает, определяет, как он будет по нему работать в соответствии с календарно-тематическим планированием (КТП). Кстати, по многим предметам (математика, физика, химия, русский язык, белорусский язык, история Беларуси) календарно-тематическое планирование есть только на первую четверть! Я с таким сталкиваюсь впервые, ведь планирование учебного процесса всегда происходило на весь учебный год.

Учитель Анна Северинец считает, что проблема сегодняшних учебников не в том, что они написаны сложным языком, а в том, что в составлении тем отсутствует логика.

— Учебники по русскому языку 9−11 классов абсолютно не соответствуют ни потребностям детей, ни тем итоговым испытаниям, которые они должны будут проходить. Построение учебного курса не учитывает логики, русский язык — это язык, основанный на морфемном принципе правописания, а у нас вся морфемика сжата в одну четверть 6 класса, когда дети еще не в состоянии все это воспринять. У детей плохо усвоено словообразование, поэтому они безграмотно пишут, потому что эта тема кратко и скромно изложена. Вот в чем проблема учебников. Поэтому их начинают просто сокращать — и выходит катастрофа.

Еще 21 апреля президент потребовал написать новые учебники за лето.

— Но мы можем и книжки написать быстро и оперативно. Надо выделить эти средства, небольшие, и попросить, чтобы написали новые учебники (…) Думал, что мы не то сотворили в гуманитарной сфере. Но мы наломали дров в математике и физике в школе столько, что страшно смотреть на учебники. Кого вы готовите? — говорил тогда Лукашенко.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фотография используется в качестве иллюстрации. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

К 1 сентября в Беларуси выпустят 30 новых учебников, до конца года еще 11.

— В программах уже есть изменения, и они в худшую сторону. К примеру, из белорусской литературы убрали Нила Гилевича «Родныя дзецi», из истории Беларуси — «Письма из-под виселицы» Кастуся Калиновского, «Направления национального Возрождения 1920-х годов», «Направления национальной политики КП (б) Б», «коренизация» (тема «Политика белорусизации»), — отмечает учитель Анна Северинец.

Уроки будут начинаться в 9 утра?

— Надо нам менять график работы школ. Раньше девяти часов уроки начинать не надо, — заявлял президент. И в качестве примера привел сына Николая. Рассказал, что у ребенка было семь уроков, «ребенок просыпается в полседьмого…» «Надо еще разобраться Карпенко: с 9 часов надо начинать учебу! И не смотреть на то, что родителям сложно в школу отправить ребенка, потому что они раньше идут на работу. Час утром ребенку поспать — это что стоит!».

Это заявление было сделано в апреле, в конце мая еще не было известно, как школы будут работать в новом учебном году. Многие родители были не согласны с тем, чтобы занятия начинались с 9 утра.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фотография используется в качестве иллюстрации. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Во-первых, многие уходят на работу рано утром, и выходит, что ребенок сам должен будет собираться в школу. Во-вторых, если занятия начнутся позже, то дети просто физически не будут успевать в спортивные секции и кружки, большинство из которых начинается в 16.00. Чуть позже родителям сообщили, что каждое учебное заведение будет самостоятельно решать: начинать занятия с 9 утра или оставить все, как было раньше.

Сегодня единое решение по этому вопросу не принято, некоторые столичные гимназии уже сообщили ученикам, что первый урок по-прежнему будет начинаться в 8.30, другие же перешли на занятия с 9 утра.

Телеверсия Республиканского педсовета будет показана 24 августа в эфире телеканалов «Беларусь 1» и «Беларусь 24» в 21.30.

0058045