Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новость дня


После встречи с Александром Лукашенко вице-премьер Василий Жарко заявил, что в стране собираются обсудить возврат к пятибалльной системе: «Чтобы каждый понимал: четыре, значит, четыре. Пять, значит — отличник. Нет субъективизма. Что такое 4 с минусом, 4 и 4 с плюсом (по старой системе) — 6, 7, 8. Где грань между шестеркой и семеркой, семеркой и восьмеркой?» TUT.BY спросил у первого в стране народного учителя, молодого педагога и мамы, которая воспитывает 13 детей, какую систему оценки они считают лучшей и какую проблему в белорусской школе можно назвать сегодня главной.

Народный учитель: «Психология школьников изменилась»

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY
Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Первый народный учитель Беларуси и учитель физики из Могилевского областного лицея № 1 Валерий Барашков считает неважным, пяти- или десятибалльной будет система оценки знаний учеников. Говорит, она может быть и 100-балльной, и даже двухбалльной, когда учитель ставит ученику «уд» или «неуд».

— Ведь нет значения, какого цвета окна дома — красные или зеленые, — на его устойчивость это не влияет. Важно, какой у него фундамент, — приводит аллегорию Валерий Васильевич.

Народный учитель говорит, что 5-балльная система таковой не была, а являлась по сути трехбалльной: ставили, в основном, тройки, четверки и пятерки. Двойки — редко, а единицы — и того реже.

— Помню, и сам в журнале ставил тройку с двумя плюсами или пятерки с минусами. А бывало, что и семерки в журнале были при 5-балльной системе. Их получали ребята, которые впоследствии побеждали на олимпиадах, — говорит учитель физики.

К 10-балльной системе привыкли и учителя, и ученики. При этом самому Барашкову, например, проще ориентироваться в 10-балльной шкале оценки знаний — «простор больше».

— Нужно понимать, что и материал стал гораздо сложнее, и уровень учеников совершенно разный — у них психология изменилась по сравнению с теми школьниками, которые были 30, 40 лет назад. И психология учителей также стала другой, — поясняет народный учитель.

Барашков считает, что главная проблема в образовании сейчас состоит в том, чтобы наука, передовая педагогика и психология пришли, наконец, в школу. Для этого, считает народный учитель, необходимо изменить подход обучения будущих педагогов в вузе.

— Самое главное — это даже не школьные программы, не учебники, а взаимосвязь между учителем и учеником, — считает Барашков и поддерживает позицию о том, что не нужно учить молодежь инновациям — нужно учить ее пользоваться ими.

Валерий Барашков считает, что белорусская система образования неплоха и на данном этапе лучше российской, но и ее можно улучшить, причем категорически не по западному образцу.

Молодой учитель: «Куда важнее проблема учебников»

Фото: личный архив.
Фото: личный архив.

— Я окончила школу в 2011 году, поэтому по 5-балльной системе успела поучиться всего год или два. Поэтому, если введут «пятибаллку», для меня это будет совсем новый опыт. Сейчас мне сложно сказать, что лучше — десятки или пятерки. В каждой шкале оценок есть свои преимущества. В 10-балльной, например, больший диапазон хороших отметок — 7, 8, 9, 10. А значит, проще оценить школьника. Да и учиться детям чуть легче и интереснее. При 5-балльной — высокими считаются только «4» и «5». А значит, мотивация получить отлично у ребят больше. И это их стимулирует быть более усердными, — считает Анастасия Мотуз, молодой учитель английского.

По мнению Анастасии, оценки — это не самая серьезная проблема, которая есть в школе. Куда важнее — тема учебников.

— Мне как учителю английского хочется, чтобы ко всем учебникам был доработанный аудиокурс. В учебниках для 9-го класса, к сожалению, многие аудиозаписи отсутствуют. В книгах очень много текстов, и, как мне кажется, их стоило бы дополнить упражнениями на коммуникацию. Тех же диалогов, например.

Мама 13 детей: «Минус в том, что любая оценка выше нуля считается положительной»

— Думаю, пятибалльная система понятнее и прозрачнее. В десятибалльной, например, и 6, и 8 — это выше среднего. А в «пятибаллке» для этого существует только отметка 4, — говорит Виктория Онохова-Журавлева, мама 13 детей. — Еще один значительный минус десятибалльной — любая оценка выше нуля считается положительной. В итоге Кодекс об образовании не позволяет оставить ребенка на второй год. Я лично столкнулась с такой проблемой. Однако теперь без медицинских показаний ребенку просто невозможно пройти повторно программу за тот же класс. Но ведь есть школьники, которым это просто необходимо! Хотя я не уверена, что все эти перемены с отметками могут быть эффективны в условиях, когда наша система образования постоянно трансформируется и реформируется. Да и отметки — это не самая большая наша проблема.

— А что — самая?

— Отсутствие систематического преподавания предметов. У нас каждый год перекраиваются планы и образовательные программы. Мы как будто болтаемся в какой-то проруби. И просвета лично я не вижу тут ни при какой системе оценок.
Хотелось бы, чтобы в системе образования было какое-то долгосрочное планирование. Чтобы программа писалась на пять лет и при этом выполнялась. Книги должны писать и прорабатывать хотя бы года два. И чтобы обсуждали их не только в Министерстве образования, но и с практикующими учителями. Практики должны иметь непосредственное отношение к составлению учебников. А не так — за три месяца написать и напечатать книги. А потом раздать по школам и надеяться, что учителя благополучно за две ночи составят планы и будут по ним успешно работать. Это утопия.