/ /

Если автобус сломался и застрял в пути — на что могут рассчитывать пассажиры. Как везти рюкзак: сдавать в багаж или можно держать на коленях. А посылочку или конверт попутным автобусом можно передать? TUT.BY прочел правила автомобильных перевозок, поговорил с «Минсктрансом» и частной компанией «Эколайнс», которые организуют поездки в другие страны.

Можно ли бронировать места в международном автобусе? За какое время?

У «Минсктранса» — 24 международных маршрута в Литву, Польшу и другие страны. Перевозчик раннюю продажу билетов открывает за 45−30 суток до отправления. Тогда же можно забронировать билет. Онлайн-брони у «Минсктранса» нет, только в кассе или по специальным телефонам.

Последний шанс оформить бронь — за трое суток до отправления, выкупить тоже нужно не позднее чем за трое суток до отправления.

— Было время, когда можно было и за сутки, но систему пришлось менять. Места массово бронировались, а люди потом не ехали. Пассажиров на оставшиеся места за сутки не успевали набрать, — рассказывает начальник отдела внешних перевозок «Минсктранса» Александр Фомин.

В «Эколайнс» билеты в продажу поступают за два-три месяца. Забронировать билет можно онлайн или отправив СМС. Но не позже чем за семь дней до отправления.

— Билет можно выкупить в течение трех дней с момента бронирования. Сделать это можно только в нашей кассе на Бобруйской, 21 в Минске. И бронирование билетов в нашей компании возможно только в этой одной кассе. В кассах в других городах можно только купить билет, — рассказывает замдиректора «Эколайнс» Екатерина Клыкова. — Билет можно забронировать и оплатить через ЕРИП.

«Эколайнс» дает возможность купить билеты с открытой датой: билет в таком случае оплачивается, а дата поездки выбирается позже.

— Он действителен в течение полутора лет. Даже если билеты подорожают — вам за свой ничего не надо будет доплачивать. Открытый билет покупают люди, которым нужны подтверждения для посольств или которые ожидают, когда появятся билеты на их дату.

Можно ли сдать билет на автобус и вернуть деньги?

Да. В «Минсктрансе» объясняют: если сдать билет не позже чем за 24 часа до отправления, то вернут 90% стоимости. Если до отъезда меньше суток, но больше часа — вернут половину стоимости поездки.

Если сдать билет меньше чем за час до отправления, то «Минсктранс» вернет 75% стоимости и только в том случае, если причина была уважительной (болезнь, несчастный случай). Тогда билет примут даже в течение трех суток после того, как автобус выехал из отправной точки.

Если вы путешествуете автобусом по СНГ, тут работает Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа, говорят в «Минсктрансе». По ней при возврате билета меньше чем за два часа до отправления пассажиру вернут 75% стоимости билета.

Если от поездки отказывается пассажир, который находится не в Беларуси, ему стоит обязательно сделать отметку в билете в пункте отправления автобуса, советует государственный перевозчик. Вернувшись в Беларусь, с таким билетом он может обратиться в кассу, где его покупал.

И еще: пассажир «Минсктранса» имеет право один раз изменить дату выезда — не позже чем за сутки до отправления. За это с вас даже не попросят дополнительной платы.

В «Эколайнсе» вернут 80% от стоимости билета, если пассажир откажется от поездки больше чем за сутки до отправления. Если до отправления меньше суток, но больше часа — вернут половину стоимости.

— А если пассажир купил билет в интернете, но ехать передумал, то он может в течение 12 часов отказаться от поездки и ему вернут 100% стоимости билета, — рассказывает Екатерина Клыкова.

Не хочу сдавать в багаж туристический рюкзак. Можно его на коленях везти?

Нельзя, говорят транспортники. Если ваш рюкзак весит больше пяти кило, по правилам его придется сдавать в багаж в «Минсктрансе» и в «Эколайнсе».

Ручная кладь, которую можно брать в салон у «Минсктранса», весит до пяти кило, размер — 60×40×20 сантиметров. На предприятии добавляют, что пассажир не должен создавать препятствий для движения других пассажиров по салону автобуса, ставить ручную кладь в проходах и на площадках у дверей автобуса. На сиденьях сумку или рюкзак тоже нельзя перевозить.

В багаж пассажир имеет право бесплатно сдать сумку размером 100×50×30 сантиметров, весом до 40 кило. Дополнительный багаж примут только при наличии свободного места в багажном отделении и за дополнительную плату — 10% от стоимости поездки.

В «Эколайнсе» туристический рюкзак тоже отправят в багажное отделение.

— По технике безопасности ваш багаж не может находиться на коленях, — говорит частный перевозчик. — Пассажир может купить себе дополнительное место со скидкой в 10% и везти свой багаж на соседнем кресле.

А животных в автобусе можно везти?

«Минсктранс» разрешает провозить в международных автобусах собак, кошек, птиц и других мелких домашних животных, можно в счет багажа или ручной клади — бесплатно или платно. Необходимость платить зависит от общего числа мест, которые вы с животными займете. Ссылается предприятие на правила автомобильных перевозок.

Перевозить животных можно в клетках, ящиках, мешках или сумках с водонепроницаемым адсорбирующим дном. Соблюдение мер безопасности и санитарных норм — на пассажире.

А вот в частной автобусной компании животных к перевозке вообще не примут.

— Если пускать животных в салон — вдруг у кого-то из пассажиров может быть аллергия? А если перевозить питомцев в багаже — это может быть небезопасно уже для самого животного, — говорят в «Эколайнсе».

Как часто автобус должен делать санитарные остановки?

В «Минсктрансе» говорят, что почти во всех международных автобусах, которые использует предприятие, есть туалет. На вопрос, как быть, если туалет в автобусе закрыт и занят разной утварью, Александр Фомин из «Минсктранса» отвечает:

— В санитарном помещении автобуса должны находиться только необходимые средства гигиенического назначения — мыло, туалетная бумага и так далее. Если вас не устраивает санитарное состояние туалета, сначала нужно обратиться к экипажу автобуса с проблемой. Если ничего не предпримут — тогда с обращением к перевозчику.

Он добавляет, что водители автобусов, оборудованных туалетами, все равно стараются делать остановки раз в три-четыре часа. На них пассажиры могут сходить в туалет на заправке и просто немного размять ноги.

В «Эколайнсе» отвечают просто:

— Поскольку во всех автобусах нашей компании есть всегда работающая туалетная комната, то санитарные остановки во время маршрута правилами не предусмотрены.

Если нужно оформить Tax-Free на границе, водитель меня подождет?

Время на оформление товаров по системе Tax Free и на посещение магазинов Duty Free в расписании автобусов не предусмотрено, говорят и в «Минсктрансе», и в «Эколайнсе».

При этом «Эколайнс» отмечает:

—  У нас на рейсах из Литвы (Каунаса и Вильнюса) есть возможность оформления Tax Free, потому что время позволяет. Но на всех остальных рейсах, к сожалению, такое невозможно.

А если у кого-то из пассажиров возникли проблемы с документами на границе?

В «Минсктрансе» говорят, что экипаж автобуса имеет полное право оставить пассажира на погранпункте, если у того возникли проблемы с визами, страховками, личными вещами. Деньги за билет такому пассажиру не вернут.

Ответ «Эколайнса» сводится к тому же, правда, тут отмечают, что полагаются на решения пограничников.

— Если у пассажира возникают проблемы с документами на границе, тогда сотрудники погранслужбы сами принимают решение. Они могут оставить пассажира и отпустить автобус с остальными людьми — тогда мы уезжаем, потому что пассажир должен был побеспокоиться, чтобы его документы были в порядке. Но сотрудники погранслужбы могут и задержать автобус, чтобы он подождал пассажира, — объясняет Екатерина Клыкова.

Можно ли пить спиртное в автобусах?

Правила автобусных перевозок говорят, что распивать спиртные напитки пассажирам нельзя.

И вообще, нельзя «создавать своим состоянием, поведением и действиями проблем другим пассажирам, водителям».

Если кто-то в автобусе пьет или дебоширит, транспортники советуют обращаться к экипажу автобуса.

Если автобус сломался в пути — положены ли чай и питание, как при задержке самолетов?

Скорее всего, чая, горячего питания и ночлега, если рейс задержался, не будет. В «Минсктрансе» говорят, что это не предусмотрено нормативными документами.

В «Эколайнсе» по поводу чая-кофе и горячего питания говорят:

— Если автобус задерживается с выездом, например, из Минска, то в данной ситуации мы не сможем ничего предложить, потому что не являемся поставщиком чая, кофе и не обеспечиваем горячее питание. А если произошла какая-то поломка в пути, то экипаж должен приложить максимум усилий, чтобы обеспечить людям комфортное ожидание. Решения принимаются в зависимости от произошедшего.

В частной компании напоминают, что на длительных рейсах в салоне обычно бывают стюарды, у которых есть платный буфет.

А компенсация пассажиру положена, если автобус задержался?

В «Минсктрансе» отвечают: да, на выплату неустойки претендовать можно, если автобус задержался с отправлением или опоздал в пункт назначения больше чем на час.

Неустойка — это 20% от стоимости билета. Но если задержка случилась из-за обстоятельств непреодолимой силы, то не выплатят. Таким обстоятельством, например, считается очередь на границе.

Если автобус задержался где-то в пути по вине перевозчика, тот обязан в возможно короткий срок доставить пассажира другим рейсом в начальный или конечный пункт поездки либо до ближайшего пассажирского терминала, причем выбор наиболее удобного варианта — за пассажиром.

Если же автобус вернулся в начало пути, то пассажир имеет право на возврат стоимости билета в полном объеме. А в том случае, когда вас доставили лишь до ближайшего пассажирского терминала, плату вернут частично — за вычетом выполненной части поездки.

Но если из-за задержки автобуса пассажир отказался от поездки, то перевозчик обязан ему возместить стоимость билета в полном объеме. Деньги вернут и в том случае, когда поездка не состоялась по вине транспортной компании.

«Эколайнс» задержкой считает опоздание, большее чем на час. Если задержка автобуса произошла по вине перевозчика, то пассажир может рассчитывать на выплаты.

— Виной перевозчика считают прежде всего поломку, потому что есть еще задержки на границе, пробки на дорогах, погодные условия, которые перевозчик не мог предусмотреть.

Частный перевозчик также описывает несколько возможных ситуаций:

— Если человек в пункте отправления ожидает автобус и ему сообщают, что автобус задерживается больше чем на час, то он может отказаться от поездки. В этом случае ему вернут 100% стоимости билета. Если он, зная о задержке на длительное время, все-таки соглашается ехать, то он может прибыть в конечную точку с таким же опозданием. В этом случае мы ничего не возвращаем, потому что пассажир был согласен с такой поездкой. Если автобус прибывает в пункт назначения с опозданием, хотя выехал по расписанию, но была поломка в пути, тогда пассажир может тоже обратиться к нам с просьбой о компенсации. В этом случае предусмотрена компенсация за время в пути сверх допустимого опоздания. То есть если автобус опоздал на пять часов, а допустимое опоздание по маршруту — час двадцать минут, то за три часа сорок минут пассажиру выплатят компенсацию.

Имеет ли право водитель автобуса курить в салоне?

Тут ответ однозначный: нет у него такого права. Даже если это ночной рейс и если водитель курит, «чтобы спать не хотелось».

Кстати, по поводу сна. По Европейскому соглашению режима труда и отдыха водителей напарники должны сменять друга каждые несколько часов. Через сколько именно — зависит от маршрута, но не реже чем 4,5 часа.

В автобусах пассажирам нужно пристегиваться?

В автобусах дальнего следования — нужно. «Минсктранс» поясняет: пассажир обязан быть пристегнутым во время движения автобуса.

В «Эколайнсе» говорят:

— В белорусских ПДД нет обязательного условия, что пассажир автобуса должен пристегиваться. Но большая часть техники в нашем автопарке в Беларуси оборудована ремнями безопасности. Если человек хочет пристегнуться — это его право. Кроме того, у нас во внутренних правилах прописано, что пассажирам в первом ряду — с первого по четвертое место — пристегиваться нужно обязательно. Что касается всех европейских представительств нашей компании — все их автобусы, конечно, оборудованы ремнями безопасности, потому что в Европе есть такое требование.

Что делать, если отстал от автобуса, а багаж уехал? Куда обращаться?

Такое сегодня практически невозможно, говорят перевозчики. Экипаж автобусов обязан пересчитывать пассажиров перед отправлением.

— На международных маршрутах нам известны имена пассажиров. Если человек не возвращается, водитель обычно идет к диспетчеру автостанции и просит объявить фамилию пассажира по громкой связи, — говорят в «Минсктрансе». — Вообще пассажира можно подождать минут пять, но часто машруты автобусов завязаны на стыковки с другим транспортом и можно подвести остальных пассажиров. Поэтому международные автобусы стараемся отправлять минута в минуту.

В «Эколайнсе» говорят: во время остановки стюардесса оговаривает, сколько автобус стоит. Допустим, 5 минут. Пару минут человека подождут, потом стюардесса попытается ему дозвониться.

— Если он не отвечает — достаем его багаж и оставляем на остановке. Даже если он начнет потом звонить стюардессе — автобус не вернется за ним, — говорит частный перевозчик.

В «Минсктрансе» багаж опоздавшего пассажира на остановке не оставят. Перевозчик хранит его в течение 30 дней, за что с пассажира потом возьмут плату. Если в багаже — скоропортящиеся продукты, то их уничтожают.

Если пассажир не обратился за своими вещами и через 30 дней, то перевозчик имеет право их продать, а если вещи не имеют ценности — уничтожить. Пассажир в течение полугода с момента продажи невостребованного багажа имеет право на вырученные деньги. За вычетом расходов на хранение и продажу.

А можно ли передать посылку с автобусом в другой город?

Такой услуги у «Минсктранса» нет. У «Эколайнса» тоже. Более того, по правилам к перевозке могут принять багаж только от тех людей, у которых есть билет на проезд в этом же автобусе и багажная квитанция с биркой.

Сделано это для безопасности.

С какого возраста ребенка можно отправлять одного в поездку на автобусе?

Дети до 16 лет должны ехать в сопровождении взрослых, отмечается в правилах автомобильных перевозок, напоминает «Минсктранс».

В «Эколайнсе» ссылаются на то же правило. Но говорят, что даже 17-летних в поездку примут только с разрешением от обоих родителей на самостоятельный выезд за границу, заверенным нотариально.

Когда пассажир может откинуть спинку сиденья, чтобы это было вежливо по отношению к пассажиру сзади?

Этот момент не регламентируется строго, мы бы посоветовали пассажирам договариваться, искать компромисс.

«Минсктранс» только отмечает, что по правилам пассажир не должен создавать своим состоянием, поведением и действиями проблем другим пассажирам, водителям.

— Откидывать спинку можно в любое время, — добавляют в «Эколайнсе». — Но если пассажир уважает сидящих вокруг себя людей — он должен хотя бы предварительно убедиться, что пассажир, сидящий позади него, не использует столик. И предупредить его о намерении откинуть спинку сиденья, уточнить, не будет ли она мешать.

 

-10%
-20%
-20%
-23%
-15%
-25%
-15%
-10%
-30%
-50%