/ /

На минских улицах испытывают новый трамвай. Пассажиров на остановках он пока не набирает, сейчас на нем стажируются водители. Но на следующей неделе, говорят, пустят и пассажиров. TUT.BY побывал на маршруте и расспросил у представителей трамвайного парка и водителей, зачем Минску нужна «Метелица».

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Трамвай «Метелица» производства компании «Штадлер Минск» в трамвайном парке на Ботанической.

«Метелица» — что это за трамвай?

Длина трамвая, который сейчас тестируют в Минске, — 27 метров. Это немало, хоть по Минску уже и курсирует много лет трамвай «Белкоммунмаша» почти такой же длины (АКСМ-743). В «Метелице» — так называют модель трамвая от завода «Штадлер Минск» — низкий пол по всей длине состава, по 4 двери с каждой стороны.

В пассажирском салоне — кондиционер. Похоже, система климат-контроля придется пассажирам так же кстати, как и приспособления для зарядки гаджетов — розетки на 220 вольт и USB-порты.

Однако пассажиры смогут составить свое впечатление не раньше следующей недели — тогда «Метелицу» обещают вывести на линию. Осталось доустановить валидаторы, компостеры, информационную систему — и можно эксплуатировать, говорят в трамвайном парке.

Пока новинку тестируют водители трамваев.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
«Конечно, ехать удобно, чувствуется тяжелая машина, мощная. С другой стороны, на коротеньком, легком трамвайчике в сравнении с таким крылья распускаются», — с улыбкой ностальгируют водители.

— Знаете, ход очень плавно набирает, быстро. С хорошей скоростью можно ехать, — говорит водитель трамвая Нина Кунец после поездки с улицы Ботанической в Серебрянку.

Нина Кунец водитель опытный, в декабре будет уже 37 лет, как впервые повела трамвай, еще советский МТВ.

— А замечания есть?

— Здесь немного мягче тормоз, а в 843-м (схожая модель от «Белкоммунмаша». — Прим. TUT.BY) тормоз более четкий, тот трамвай быстрее останавливается.

 

Больше видео вы найдете TUT и на нашем канале на YouTube. Подписывайтесь, это бесплатно!

Но в целом новую технику здесь хвалят. И машина вместительная, и двери аж четыре — значит, будет удобнее и быстрее впускать-выпускать пассажиров, чем в том же 843-м.

— Нам бы за радость было эксплуатировать этот трамвай, если бы город согласился выделить средства, — говорит начальник отдела организации перевозок филиала «Трамвайный парк» Виктор Восколей.

Ориентировочная стоимость машины — от 1 млн до 1 млн 700 тыс. долларов, в зависимости от комплектации и партии заказа. Для города, сравнивают транспортники, это соизмеримо со стоимостью строительства одного подземного перехода.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Водители трамвая отмечают удобное сиденье «Метелицы». Даже женщины невысокого роста легко дотягиваются до нужной педали, при этом сохраняя хороший обзор дороги. Сиденье регулируется. Еще приятная мелочь: в кабине водителя помимо кондиционера есть старая добрая форточка.

Пока «Метелица» в бесплатном пользовании у трамвайного парка. Завод «Штадлер Минск» передал ее для испытаний. Главный конструктор завода Алексей Ковецкий объясняет, что именно этот трамвайный вагон изготовили еще в 2014 году. После этого на похожих испытаниях такой поколесил по Москве, Самаре, Краснодару.

— Мы показываем, что есть такой продукт, даем возможность его оценить. После испытаний «Штадлер Минск» выиграл тендер на поставку партии таких трамвайных вагонов в Санкт-Петербург. Изготовили первую партию, планируем скоро отправить ее заказчику. Она будет немного отличаться от того, что вы видите. Петербуржцы попросили трамвай подлиннее — он будет более 33 метров, но идея и основа та же. Хочется, чтобы теперь и минчане оценили, что это за трамвай, потому что такого уровня вагонов в минском трамвайном парке, к сожалению, пока нет. Помимо каких-то очевидных для пассажиров вещей — кондиционер, зарядки для гаджетов — есть и то, что незаметно для неспециалистов. Например, пол с дополнительной теплошумоизоляцией, минимизировали потери тепла.

На дверях состава — кнопки для открывания по требованию. Это привычно для тех, кто уже ездил на поездах «Штадлера».

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

— Когда трамвайный вагон подъезжает к остановке, нет необходимости открывать все двери. Пассажиры сами могут открыть ту дверь, в которую хотят войти, — говорит представитель завода. — Это сделано для экономии электроэнергии. К тому же, когда работает кондиционер, лучше, чтобы двери в основном были закрыты.

Правда, водители трамваев переживают, что пассажиры в новой системе открывания дверей сразу не разберутся.

— Будем, наверное, поначалу сами кнопку открытия дверей нажимать. Пока привыкнут, чтобы жалобы не посыпались, — говорит водитель Ольга Мандрик.

По какому маршруту пойдет «Метелица» и зачем вообще Минску трамваи

Пустят «Метелицу» на самый загруженный маршрут — № 6 Зеленый Луг — Серебрянка. Такой выбор трамвайного парка водители одобряют. Говорят, на этой линии в часы пик те машины, которые уже есть, не всегда могут вместить всех желающих уехать.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

К примеру, номинальная вместимость трамвая АКСМ-84300М (бордового цвета) — 170 пассажиров. В «Метелице» — 181.

— Но вообще это цифры для комфортной поездки. Максимальная вместимость — 254 человека, — говорит Виктор Восколей.

— Иногда людей на остановках столько, что у нас вместимость — это не то, что написано, а чтобы двери закрылись! — шутят водители.

— Средства, вложенные в такие трамваи, окупятся, — уверен представитель трамвайного парка Виктор Восколей. — Думаю, и пассажиры одобрят его. Это же самый экологичный вид транспорта. Вместимость большая, а преимущество трамвая в мире как раз и заключается в большой провозимости пассажиров, второе место после метро. Сейчас вагоны, которые мы эксплуатируем, не совсем подходят для развития трамвайного движения, потому что завод-изготовитель не предусмотрел возможность эксплуатировать их в сцепке. Чем больше таких сочлененных трамваев, сдвоенных вагонов на линии — тем больше провозимость. А здесь аж три секции.

По словам представителей трамвайного парка, такая длина не мешает проходить развороты на минских трамвайных линиях.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Виктор Восколей, начальник отдела организации перевозок филиала «Трамвайный парк». Транспортники просят пассажиров оставлять отзывы о новом трамвае, вносить свои пожелания.

Виктор Восколей считает, что идеально было бы постепенно заменить все столичные трамваи на подобные тому, что сейчас испытывают.

— А готова ли наша трамвайная сеть к таким машинам? В Минске часто реконструируют трамвайные пути, постоянно что-то закрывают. Пассажиры раздражаются, многие негативно относятся к трамваям в целом.

— Реконструкция трамвайных путей, наоборот, должна радовать, — отвечает Виктор Восколей. — В городах, где этого не происходит, нередки трагические случаи. Поэтому любая реконструкция — всегда плюс. Надо немного набраться терпения.

— Когда-то обещали приоритет для трамваев на дороге. Это позволило бы им ездить быстрее. Что с теми идеями?

— Действительно, если трамвайное движение организовать правильно — это фактически наземное метро. Но скорость зависит от планировки пути. Если закладывать для трамвая обособленный путь, не по середине проезжей части — так и скорость может возрасти, и безопасность. Но при планировке Минска это не всегда учитывали, поэтому у нас где-то возможны конфликты с автомобилями, пешеходами. В Европе отдается приоритет трамваю, это высокоскоростные линии, которые провозят очень много пассажиров. Была идея по перекрестку Платонова — Козлова. Система такая: на трамвае устанавливается электронная метка, которую бы светофор считывал. Когда трамвай едет — специально под него загорается разрешающий сигнал светофора, а когда трамваев нет — автомобили бы спокойно ездили на зеленый свет и не ждали зря. Ведь бывает, что запрещающий сигнал светофора горит, а трамвая — нет. Но приходится стоять. Идею приостановили, потому что сейчас движение по Платонова на вокзал закрыто. Хотя, если возобновить, это повлияет и на среднюю скорость трамвая, и автомобилистам будет удобно.
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Виктор Восколей добавляет: пора исправлять стереотип, который сложился у минчан, что «трамвай — прошлый век».

— В Европе, наоборот, говорят, что это будущее. Просто надо не только поддерживать то, что есть, но и развивать. Постараемся исправить мнение пассажиров, в том числе и с помощью такой техники, как «Метелица». К сожалению, у нас сейчас трамвай перевозит только 4% пассажиров, хотя может конкурировать с метрополитеном. Надеемся, после открытия снова трамвайного движения на вокзал пассажиров прибавится. А там и планы есть развивать трамвайные сети до 2030 года.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Электробус, с которым поравнялся новый трамвай во время тестовой поездки в Серебрянку.

— Нет опасения, что город увлечется электробусами и забудет про свои планы по трамваю?

—  Электробус, конечно, ноу-хау и эксплуатируется, но чтобы дать объективную оценку, должен пройти сезон-два. А трамвай уже проверен, и мы знаем, как его улучшить. Да и электробус, как бы ни хотелось, не сделаешь таким пассажировместимым, как трамвай. Только рельсовый вид транспорта может перевозить такие объемы пассажиров. Длина электробуса и пассажировместимость будет ограничена. Да, где-то он маневренней, но не всегда это играет решающую роль.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

-20%
-10%
-10%
-30%
-10%
-15%
-12%
-25%
-30%
0066856