Главное
Минск
Эксклюзив
Деньги и власть
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Спорт
Авто
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
    303112345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272812345
  • Популярное

Общество


Среди последних нововведений в системе образования — сокращение приема студентов на обучение за счет бюджетных средств. Но одновременно с таким вполне логичным шагом реализуются меры по количественному регулированию приема и в частные вузы, принимаются решения, которые практически лишают абитуриентов возможности сделать вторую попытку (после неудачи в госвузе) поступить в коммерческий институт. Последнее сделано за счет неприемлемого сжатия сроков подачи документов в частные вузы и отмены существовавшего ранее порядка поступления в два потока. Ликвидирована также возможность зачисления на заочную форму обучения в течение года.

То, что государственные и частные вузы в последние годы работают далеко не в равных условиях, ни для кого не секрет. Причем дискриминация по отношению к коммерческим институтам постоянно усиливается. Так, с 1 января 2005 г. в соответствии с Законом о "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения" услуги в сфере образования, оказываемые учреждениями образования, не финансируемыми из бюджета, признаются объектом налогообложения для исчисления налога на добавленную стоимость.

Заметим, что НДС введен только для частных вузов, но не для государственных, хотя у некоторых из них число студентов, обучающихся на платной основе, приближается к числу студентов-бюджетников. Частные вузы уплачивают более 10 налогов, от которых освобождены государственные, имеющие внебюджетные источники финансирования. И это несмотря на то, что Конституция нашей страны гарантирует всем субъектам хозяйствования независимо от формы собственности одинаковые условия для работы.

Но о каких равных условиях может идти речь, если только введение упомянутого НДС повышает стоимость обучения примерно на 20%? От этого новшества пострадают в основном семьи среднего (по белорусским меркам) достатка. Именно те, где родители выкладываются на двух и более работах, чтобы дать детям образование. В связи с введением НДС ухудшается и положение студентов-заочников, которые сами оплачивают свою учебу. Вполне вероятно, что некоторые из них не смогут продолжить учебу, а многие выпускники школ — не станут абитуриентами частных образовательных учреждений.

При этом власти руководствуются не только фискальными мотивами. Так, с высоких трибун говорят о перепроизводстве некоторых категорий специалистов, в первую очередь юристов и экономистов. Но соответствие структуры и состава специалистов, которых готовят вузы, потребностям рынка — отдельный и непростой вопрос. Каких-либо серьезных исследований на эту тему в Беларуси не проводилось. Поэтому не стоит бросаться в крайности — рынок труда расставит все по своим местам. Конечно, можно ограничивать прием на отдельные специальности, финансируемые из бюджета, чтобы не тратить государственные деньги на подготовку специалистов, которые народнохозяйственному комплексу не нужны. Однако зачем лишать возможности молодых людей получить высшее образование, если у них есть желание, подкрепленное деньгами? Думаю, что таким образом ограничивается конституционное право граждан на доступность высшего образования.

Образовательные услуги в рыночной экономике — тоже товар. Частные вузы достаточно быстро реагируют на кадровые потребности рынка, открывают новые специальности и специализации. Но в последнее время их инициативы в этом направлении не поддерживаются, а нередко и вовсе отвергаются. Скорее всего причина здесь в том, что отдельные ректоры госвузов видят в нас лишь конкурентов, которые оттягивают на себя платных абитуриентов и сманивают лучших преподавателей более высокой зарплатой. Но демографическая ситуация в этом плане сегодня достаточно благоприятная, наступил своего рода ренессанс высшего образования, молодежь потянулась к знаниям. Абитуриентов хватает на всех. Зачем же отказывать тем, кто готов платить за свое образование? Прогнозы о выпусках учащихся средних школ на ближайшие годы говорят, к примеру, что в 2005 г. аттестаты о среднем образовании получат 95тыс. человек, в 2006 г. — 92,7тыс. А зарплаты преподавателей государственных и частных вузов в настоящее время вполне сопоставимы.

Еще один довод наших оппонентов: частные учебные заведения не обеспечивают должного качества образования. Да, когда-то это было так. Теперь же многие из них сумели привлечь высококвалифицированных преподавателей и сформировать хорошую материально-техническую базу и сегодня оснащены лучше, чем государственные (особенно на периферии), оргтехникой, компьютерами, современными аудиториями. И все это без копейки бюджетных средств! Учебные программы одни и те же у всех.

Наиболее продвинутые частные институты вполне могут претендовать на титул университетов, поскольку в целом отвечают предъявляемым для такого типа учебных заведений критериям. Однако ни один из них такого титула не удостоился. А вот вновь создаваемые госвузы, не успев опериться и остепениться, становятся университетами.

Да, усиленно проводимые проверки выявили в частных вузах ряд нарушений. Но стоили ли они того, чтобы закрывать отдельные из них, отправляя в неизвестность тысячи студентов? Подобные нарушения можно при желании отыскать и в государственных образовательных учреждениях. Но им-то в любом случае закрытие не грозит.

Затрону еще один вопрос. Одним из критериев выдачи лицензии является наличие в вузе общей площади, приходящейся на одного студента. Норма, установленная Министерством образования для негосударственных вузов, составляет 9,7 м2 на одного студента, и с учетом этого в лицензии предусматривается предельная численность студентов. Госвузам она необязательна. Для гуманитарных вузов в отличие от технических, где много лабораторий, оборудования, такая норма если не роскошь, то вовсе не обязательна. Она просто вынуждает частные учебные заведения арендовать не самые нужные дополнительные площади.

Государственные и частные учебные заведения должны работать в равных экономических условиях, справедливо конкурируя между собой, как это заведено во всем мире. В итоге выиграют все, а белорусская высшая школа станет прогрессировать в своем развитии.

СПРАВКА "НЭГ"

В частных высших учебных заведениях обучается около 60 тыс. человек.

По причине закрытия отдельных частных вузов сокращено 12 тыс. студенческих мест.

Некоторые данные свидетельствуют, что спрос молодежи на получение высшего образования далеко не удовлетворен. Так, в 2004 г. на поступление во все вузы было подано порядка 131 тыс. заявлений. Предложение студенческих мест со стороны системы высшего образования насчитывало: 75,2 тыс. мест (госвузы) и 13,9 тыс. (частные вузы). Таким образом, превышение спроса над предложением — 41,9 тыс. мест.

Николай СУША,
ректор Минского института управления, доктор экономических наук, профессор