Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


На прошедшей неделе Палата представителей Национального собрания Беларуси приняла во втором чтении законопроект, который усиливает ответственность граждан за уклонение от призыва на воинскую службу и службу в резерве. Министр обороны Леонид Мальцев оценил законопроект весьма высоко, но военкомы этой оценки не разделяют и говорят, что документ практически ничего не меняет и представляет собой холостой выстрел.

Закон есть закон

Согласно Уголовному кодексу РБ сегодня действуют три статьи, устанавливающие уголовную ответственность граждан за уклонение от службы в армии: ст.435 (уклонение от призыва на военную службу), ст.436 (уклонение военнообязанного от явки на сборы), ст.437 (уклонение призывника или военнообязанного от воинского учета). Но привлечь уклониста по одной из этих статей можно только в том случае, если он в течение года после наложения на него административного взыскания за такое же правонарушение вновь его совершил. Это называется административной преюдицией. Суть инициированного Министерством обороны законопроекта состоит в том, чтобы убрать из УК административную преюдицию и сразу привлекать нарушителей к уголовной ответственности. Кроме того, законопроектом к субъектам ответственности за уклонение от воинской службы добавлены и резервисты. Ранее были только призывники и военнообязанные. Всех их теперь за любую попытку уклониться от службы будут привлекать к уголовной ответственности, минуя административную.

Министр всегда прав?

Министра обороны Леонида Мальцева в последнее время понять довольно сложно. Сначала он говорит, что в армии не существует проблем с призывом на срочную службу, так как на одно место солдата-срочника сегодня реально претендуют три призывника. Это как конкурс на студенчество в престижном вузе. Потом министр инициирует принятие законопроекта, который должен усилить ответственность граждан, уклоняющихся от воинской службы. Оказывается, уклонисты стали бедствием для армии. Как это понимать? Проблема с призывом в армию действительно существует, но лежит она несколько в иной плоскости, чем та, на которую обращено внимание парламентариев. Остается только догадываться: то ли Мальцев не в курсе того, что в его ведомстве происходит, то ли военные в своем стремлении приукрасить действительность так запутались, что и сами уже не в состоянии разобрать, где у них истинные проблемы, а где мнимые.

Как заявил Л.Мальцев БелТА, существующие сегодня законодательные нормы, устанавливающие ответственность за уклонение от призыва, на практике не работают. Мол, они могли быть эффективными во времена Советского Союза, но не действуют в современных условиях. Заметим, что с 2001-го по 2004 год к уголовной ответственности были привлечены всего лишь 10 уклонистов.

По мнению министра, закон не работает, так как Уголовный кодекс содержит требование административной преюдиции. А вот с принятием нового закона уклонисты сразу будут привлекаться к уголовной ответственности, минуя административную, и около 2 тыс. призывников, которые ежегодно скрываются от прохождения срочной службы, отправятся в армию. «Законопроект исключает требование административной преюдиции, чем устраняется пробел и создается эффективный механизм выполнения конституционного долга по защите Отечества», — констатировал министр.

Сказано красиво.

Истина военкоматов

Мнение военных комиссаров и начальников призывных отделений военкоматов кардинально отличается от мнения министра. Как сказали нам в одном из столичных военкоматов, только в Минске ежегодно числятся в неявке около 2 тыс. призывников. Если учесть уклонистов по всей Беларуси, то озвученная министром цифра увеличится в несколько раз. Проблема существует, но принятием законопроекта она не снимается.

В разъяснении Верховного суда от 16 марта 1993 года №05-4 в ответ на запрос министра обороны записано, что статьи УК РБ, касающиеся уклонения от воинской службы, «распространяются не только на граждан, уклоняющихся от отправки в воинские части, но и на граждан в случае неявки на призывные комиссии с целью уклонения от воинской службы». Данное разъяснение было разослано во все правоохранительные органы и суды и действует до сих пор. Согласно этому документу, если призывник не явился по повестке в военкомат, его можно привлечь к ответственности (административной или уголовной), только если будет доказана цель на уклонение.

Очевидно, устранение административной преюдиции в данной ситуации абсолютно ничего не меняет. Но это лишь надводная часть айсберга.

Ищут военные, не ищет милиция

Как говорят в военкоматах, чтобы привлечь к ответственности за уклонение от воинской службы, нужно, самое главное, этого человека найти и вручить ему под роспись повестку. А потом, если он не явился в военкомат, опять найти, составить протокол о правонарушении и направить дело либо судье по административным делам, либо прокурору для возбуждения уголовного дела. С принятием законопроекта будет устранено административное звено, цепь станет короче, но существенных изменений не произойдет.

Министр сказал правду, когда заявил, что законы об уклонении от воинской службы действовали лишь во времена СССР. Тогда, если призывник не являлся в военкомат, милиция его быстро находила и привлекала к ответственности. Но с тех пор многое изменилось.

Согласно п.8 ст.15 Закона РБ «О милиции» сотрудники органов внутренних дел обязаны «разыскивать лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством». Поиск же уклонистов в обязанности милиции не входит! Когда же в органы внутренних дел поступает из военкомата запрос на поиск и принудительный привод призывников, подавляющее большинство руководителей рай — и горотделов на них не реагируют. Как сказали нам в Миноблвоенкомате, у них есть случаи, когда отделы внутренних дел не то что за два года не нашли и не привели ни одного призывника, но даже не удосужились ответить за запрос. Есть, правда, и отзывчивые милиционеры, которые ответят со ссылкой на Закон «О милиции», что, мол, не наше это дело.

Особенно остро проблема розыска призывников, которые в большинстве своем даже не скрываются, одно время стояла в Минске. Полное безразличие сотрудников милиции к нуждам военкоматов удалось победить только благодаря мэру, который взял дело под личный контроль: двум заместителям начальников минских РУВД было объявлено о неполном служебном соответствии, а всех участковых милиционеров собрали и провели с ними разъяснительную беседу. Но проблема была решена только на бумаге. Как рассказал корреспонденту начальник призывного отделения одного из минских райвоенкоматов, некоторые участковые милиционеры после беседы прямо в военкомате, не предприняв абсолютно никаких действий, писали стандартный ответ: искали — не нашли. Правда, некоторых призывников отыскали. Но это, по мнению военкомов, лишь временный прорыв.

За словами дел не видно

Как видим, исключение преюдиции из соответствующих статей УК РБ ничего не меняет в сложившейся ситуации. Между тем руководители военкоматов и призывных отделений уже не раз обращались в Министерство обороны с предложениями в корне изменить систему призыва. Предлагали убрать ответственность и ввести поощрения. «В Германии и Франции лица, не отслужившие срочную службу, не имеют права занимать государственные посты и заниматься частным предпринимательством. И никаких проблем с призывом нет, — сказал «БДГ» начальник отделения призыва одного из столичных военкоматов. — В том же Израиле, чем выше ты получил звание во время срочной службы, тем больше ты имеешь льгот на гражданке».

Недавно, по словам нашего собеседника, начальник Генерального штаба Минобороны обещал, что Беларусь пойдет таким же цивилизованным путем и вместо ужесточения карательных мер начнет применять поощрения за армейскую службу. Но обещание осталось обещанием. Беларусь продолжает марш проверенным и надежным силовым путем. Только надежен ли он?

Георгий ДАНЬ
,