1. Не до покупок. В Беларуси заметно сократился розничный товарооборот
  2. Что происходит с ИП, которым хотят поднять налоги и взносы: теряют рынок, падает товарооборот
  3. Мы вам — факт о стране, а вы нам ее называете. Тест: Беларусь, Туркменистан, КНДР или США?
  4. От выстрелов под Лиозно до погреба в Гомельской области. Как «покушались» на Лукашенко
  5. Как власть услышала народ — и решила отомстить, суетливо и неразборчиво. Мнение
  6. «Переболел COVID-19 и вернулся». История 92-летнего фельдшера, без которого в деревне никак
  7. В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
  8. «Банк умыл руки». Помните историю с изъятием ценностей из ячеек Белгазпромбанка? Спросили, вернули ли их
  9. Лукашенко обвинил американские спецслужбы в подготовке покушения на него и сыновей
  10. Где в Беларуси численность населения падала, а где росла? Посмотрели статистику по регионам
  11. Захарова: Запад хотел «перекрыть» информацию о готовящемся в Беларуси перевороте заявлениями Праги
  12. В ФСБ России рассказали подробности «дела о планировавшемся в Беларуси перевороте»
  13. Врач объясняет, когда выпивать два дня — это уже запой и как быстро человек может спиться
  14. «В больнице плакал и просил прощения». Поговорили с женой Виктора Борушко, которому дали 5 лет колонии
  15. «Подобных дел в истории суверенной Беларуси не было». В КГБ сообщили подробности по «делу о госперевороте»
  16. Как вовремя заметить предвестники алкоголизма? Главное о здоровье за неделю
  17. Мужчина, который попал на видео с медвежонком, о случившемся: «Хотел как лучше, а вышло, что виноват»
  18. «Ну ты же понимаешь о последствиях». Работники рассказали, по сколько сбрасывались на субботник
  19. Склепы с останками ребенка и взрослого обнаружили при прокладке теплотрассы в центре Могилева
  20. Автозадачка на выходные. Попробуйте разгадать секрет тайного знака японских водителей
  21. Госдеп назвал ложными заявления о причастности США к попыткам устранения Лукашенко
  22. «Все оказались в выигрыше». Эксперты — о «предотвращении переворота» в Беларуси и роли России в этом
  23. В Беларуси рванули цены на курицу, свинину, картошку, сладости, пиломатериалы и туристические услуги
  24. «Два раза смотрел потом». Лукашенко прокомментировал «шпионский» фильм «Манкурты»
  25. Почему начало глаукомы легко пропустить? Врач рассказывает про опасное заболевание глаз
  26. Свежая статистика по COVID-19 в стране: сколько новых случаев коронавируса за сутки
  27. «Врач говорил: «Вам лучше второго ребенка родить». История Юрия, воспитывающего ребенка с аутизмом
  28. Белорусская и российская стороны высказались о задержании Зенковича и Федуты. Какие вопросы остались
  29. «Свое надо есть, из нашей земли, а не какое-то заморское». Лукашенко порассуждал о борьбе с вирусами
  30. Школьный друг Виктора Бабарико уже 10 месяцев в СИЗО КГБ. Вот что рассказывает об этом его брат


Майя Кохно / /

С этого года на МТЗ запустили промышленный туризм. Одними из первых на завод приехали эстонцы. Что показывают туристам, сколько стоят такие экскурсии и какие впечатления у иностранцев — в материале TUT.BY.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Сталинский указ, митинги 90-х и современный цех изнутри. Репортаж с Минского тракторного завода

На экскурсию в Минск приехали 23 эстонца из разных городов этой страны. Большинство из них пенсионеры и бывшие фермеры. На минском тракторном в 1971 году они проходили 4 недели практики, когда учились в сельскохозяйственной академии. Некоторые взяли с собой жен или родственников. Основными точками, где экскурсия останавливается, стали два цеха — механический и сборки тракторов. Их выбрали в связи с правовой безопасностью и по результатам предварительно проведенных опросов. Как выяснилось, людям интересно посмотреть конвейер и передовое производство.

Мы встречаемся в холле проходной, где всем гостям выдают список правил, с которым надо ознакомиться и расписаться в журнале до того, как идти на территорию завода. Также туристы получают бейджи и радиогарнитуры, чтобы слушать гида Сергея Сидоровича. В шумном городке завода техника спасает не раз. Кстати, гид может провести экскурсию на 4 языках: русском, английском, испанском, немецком. Говорят, что на заводе не составит труда подготовить и экскурсию на других распространенных языках, если об этом сообщат заранее.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Первым делом выходим за проходную и попадаем на центральную улицу МТЗ. Экскурсовод рассказывает немного об истории завода и его нынешнем устройстве. МТЗ занимает площадь около150 гектаров. На предприятии работают примерно 17 тысяч человек. На территории есть свой медпункт, столовые, работает радио.

Гид рассказывает также, в каком году и какая модель выходила, чем предыдущий трактор отличается от нового, и показывает изображения на листах А4.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

После экскурса в историю гостей ведут в механический цех. В 2012 году здесь провели модернизацию и установили современные станки. Тут туристам показывают, как собирают детали для тракторов. Заметно, что к экскурсии готовились: все модели шестерен подписаны на маленьких чистых листах и вставлены в стеллажи. Иногда к заинтересованным эстонцам подходят рабочие и объясняют, что и как устроено.

«Тут современное оборудование. Всеми движениями, всеми процессами: разогрев, подача газа — руководит компьютер», — говорит рабочий завода гостю и ведет его рассматривать детали.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Один из туристов и сам подходит к симпатичной девушке в спецовке МТЗ и в шутку проверяет бицепс у рабочей. «Очень сильные девушки! Россия, Украина — это все на вас стоит, потому что вы сильные!» — говорит он и уходит.

Когда гид показывает завершающие моменты технического контроля, один из эстонцев подходит к нему и просит рассказывать не так подробно, чтобы и девушки в компании не заскучали, а группа успела уложиться в запланированное время на экскурсию.

«Все очень хорошо. Все, что хотели узнать, мы получили, нам все ясно объяснили. Видно, как здесь техника развивалась с того момента, как мы тут были на практике», — говорит, выходя из цеха, 67-летний Михкель. Сейчас пенсионер занимается перевозками, но в студенчестве он тоже учился в сельскохозяйственной академии и работал здесь месяц. Турист говорит, что в Эстонии подобных крупных предприятий нет, поэтому посмотреть на производство интересно.

«Мы приехали сюда, чтобы получить глоток ностальгии», — дополняет эстонец.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Далее мы идем в цех сборки тракторов. Тут тихо, производство стоит: с 11.00 до 11.30 у рабочих обед. Поэтому туристам разрешают все рассмотреть до мелочей. Гости, увидев кабины, крупные детали и почти собранные тракторы, достают телефоны и фотографируются. Здесь эстонцам рассказывают про два конвейера, которые работают одновременно, и о том, что на заводе производят 100 моделей 200 комплектаций. Говорят, что один трактор собирают за 3,5 часа. Отсюда он выходит полностью готовый на обкатку, после чего будет готов к эксплуатации.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Когда экскурсовод говорит, что здесь работают 150 женщин, к нам обращается тот же эстонец, которого привлекла рабочая в механическом цеху. «Видишь, я не зря сказал, что девушки у вас сильные! Их работает 150! Ты представляешь! А мужчины не могут», — говорит он.

На самом деле могут. Специалист подсказывает туристам, что в цеху сборки тракторов всего работает 600 человек.

Среди туристов-пенсионеров замечаем молодую маму с дочкой.

«Очень интересно, я никогда не была на таком производстве. Дочке тоже интересно. Если мужчины объясняют, что это такое, все понятно. У нас в семье все мужики с техникой работают — это наш мир», — говорит Катари, которой посоветовала сюда приехать бабушка, которая тоже работала на МТЗ 40 лет назад.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Самому старшему участнику экскурсии 71 год. Его зовут Рэйн. На подобных крупных производствах он бывал и в других странах. Рэйн 25 лет проработал в Минсельхозе, поэтому в технике разбирается.

«Мне кажется, с 90-х годов эти машины очень мало изменились», — уверенно говорит он. И рассказывает, что 20 лет назад купил трактор Belarus 82 для себя.

— Я купил тогда совсем новый трактор. В то время я сельским хозяйством занимался. Сейчас мало работы — 50−60 часов в году. Но не стоит продавать его: за такую старую машину никто ничего не даст, а для малой работы он пойдет. Для простых работ это хороший трактор.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Мы выходим с Рэйном из корпуса, а на улице из динамиков по местному радио играет «Чумачечая весна». Пенсионер идет медленно: все-таки немного подустал, пока мы ходили между корпусами. Группа отрывается вперед, а эстонец оценивает экскурсию.

— Человека с улицы такое производство не впечатлит, а так как вся группа понимает, как устроена и как работает сельскохозяйственная техника, тут нам было интересно, и мы получили ответы на вопросы.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Одна из финальных экспозиций — у выхода на проходной. Тут выставлены тракторы завода — от мотоблока за 1000 долларов до гиганта Belarus 3522 за 350 тысяч. После слов о том, что можно залезть в кабину, попробовать порулить и пофотографироваться, экскурсовода уже почти никто не слушает.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

И напоследок мы проходим в парк, который облагородили к 70-летию завода. Здесь установили площадку для скейтбординга, скамьи, песочницу, качели и горку в виде трактора. «Тут можно с детьми ждать свою вторую половинку», — говорит экскурсовод.

В этом же сквере на пьедестале возвышается первый трактор завода, его здесь ласково называют «первенцем» — МТЗ-2. Около парка есть ресторан, а рядом с ним в соседнем здании скоро появится музей с сувенирной лавкой. Туда эстонцы уже отказываются идти. Говорят, нет времени, вручают экскурсоводу презент из Таллина и уезжают дальше путешествовать по Беларуси.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Каких-то редких и удивительных фактов почти за два часа экскурсии мы не услышали. Но, как отметили не раз эстонцы, для людей, которые что-то понимают в производстве, посмотреть на внутреннюю «кухню» будет очень интересно.

Стоимость экскурсии по заводу для иностранцев — 9 рублей с человека. Белорусы могут посмотреть завод за 5 рублей, а детей старше 12 лет пустят по льготному билету за 2,5 рубля. Записываться нужно заранее. Количество людей в группе ограничивают до 30 человек. Подробности расскажут по телефону: +375 17 246 69 39.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

0073023