1. Автозадачка на выходные. Попробуйте разгадать секрет тайного знака японских водителей
  2. «Все оказались в выигрыше». Эксперты — о «предотвращении переворота» в Беларуси и роли России в этом
  3. «Шахтер» выдал абсолютно лучший старт в чемпионате Беларуси по футболу за свою историю
  4. Не до покупок. В Беларуси заметно сократился розничный товарооборот
  5. «Два раза смотрел потом». Лукашенко прокомментировал «шпионский» фильм «Манкурты»
  6. Туктамышеву называют новой примой российского фигурного катания. Только взгляните, как она хороша
  7. Врач объясняет, когда выпивать два дня — это уже запой и как быстро человек может спиться
  8. Склепы с останками ребенка и взрослого обнаружили при прокладке теплотрассы в центре Могилева
  9. Захарова: Запад хотел «перекрыть» информацию о готовящемся в Беларуси перевороте заявлениями Праги
  10. «Подобных дел в истории суверенной Беларуси не было». В КГБ сообщили подробности по «делу о госперевороте»
  11. В Беларуси рванули цены на курицу, свинину, картошку, сладости, пиломатериалы и туристические услуги
  12. На «Гомсельмаше» рассказали про 400 вакансий, приглашение россиян на работу и зарплаты выше 3600 рублей
  13. В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
  14. Белорусская и российская стороны высказались о задержании Зенковича и Федуты. Какие вопросы остались
  15. «Банк умыл руки». Помните историю с изъятием ценностей из ячеек Белгазпромбанка? Спросили, вернули ли их
  16. В ФСБ России рассказали подробности «дела о планировавшемся в Беларуси перевороте»
  17. Мы вам — факт о стране, а вы нам ее называете. Тест: Беларусь, Туркменистан, КНДР или США?
  18. Почему начало глаукомы легко пропустить? Врач рассказывает про опасное заболевание глаз
  19. Свежая статистика по COVID-19 в стране: сколько новых случаев коронавируса за сутки
  20. От выстрелов под Лиозно до погреба в Гомельской области. Как «покушались» на Лукашенко
  21. Где в Беларуси численность населения падала, а где росла? Посмотрели статистику по регионам
  22. «Свое надо есть, из нашей земли, а не какое-то заморское». Лукашенко порассуждал о борьбе с вирусами
  23. Госдеп назвал ложными заявления о причастности США к попыткам устранения Лукашенко
  24. Как вовремя заметить предвестники алкоголизма? Главное о здоровье за неделю
  25. Школьный друг Виктора Бабарико уже 10 месяцев в СИЗО КГБ. Вот что рассказывает об этом его брат
  26. Как власть услышала народ — и решила отомстить, суетливо и неразборчиво. Мнение
  27. Что происходит с ИП, которым хотят поднять налоги и взносы: теряют рынок, падает товарооборот
  28. «Ну ты же понимаешь о последствиях». Работники рассказали, по сколько сбрасывались на субботник
  29. «Врач говорил: «Вам лучше второго ребенка родить». История Юрия, воспитывающего ребенка с аутизмом
  30. Лукашенко обвинил американские спецслужбы в подготовке покушения на него и сыновей


Анна Петроченко,

В 1985—1989 годах на фасадах трех корпусов Брестского электромеханического завода (БЭМЗ) появились эпичные мозаики. Сегодня техника, в которой были выполнены настенные творения, постепенно умирает. Это большая проблема, ведь будущее известного триптиха под угрозой, пишет «СБ Беларусь Сегодня».

Фото: Вечерний Брест
Фото: Вечерний Брест

Триптих «Земля» на торцах трех заводских корпусов создавался в 1980-е годы по решению первого директора Владимира Сальникова и обошелся предприятию в 250 тысяч советских рублей. Это третье панно, посвященное науке и культуре.

Монументальная ментальность

Триптих на БЭМЗ — своеобразная визитная карточка Бреста. Бывшие корпуса завода смотрят фасадами на главную магистраль города — улицу Московскую. У панно то и дело замедляют ход экскурсионные автобусы.

Подойдем ближе. Присмотритесь: изображения формируют сотни, тысячи разноцветных модулей размером примерно один на один сантиметр.

— Работа над мозаикой шла долго и трудно, — рассказывает лауреат премии Ленинского комсомола художник-монументалист Владимир Кривоблоцкий. — Чтобы выложить мозаику на площади 50 на 50 сантиметров, нужно было 4−5 дней. А для подготовки цветной палитры регулярно приходилось ездить в Киев: только там по представленным нами узорам вручную отливали стекловидную смальту. Цветовая растяжка была очень разнообразной и насыщенной: каждый основной или дополнительный цвет имел 5−6 тонов.

Брестский триптих — это около 90 оттенков смальты. Художники Владимир Кривоблоцкий и Юрий Богушевич выбрали технику византийской мозаики. Сейчас она у нас в стране не применяется. Может быть, потому, что ее применение на практике не то что сложно — изнурительно. Сюжет рождается из маленьких «кубиков», основательно вдавленных в предварительно подготовленный цементный «холст». Поверху наносят слой воска, что обеспечивает устойчивость к влаге. Работать разрешается только в теплое время года. Именно поэтому в удачные дни команда художников прибывала на место работы с рассветом, а уходила лишь поздним вечером.

Фото: "СБ"
Фото: «СБ»

Площадь брестского панно — 390 квадратных метров. Стоила работа заводу 250 тысяч советских рублей. Много это или мало, решайте сами: в те годы новая «Волга» продавалась за 12 тысяч рублей.

Но все-таки главная ценность объекта искусства не его стоимость. Мозаичное произведение вошло в золотой фонд белорусской монументальной живописи. В Минске и в Солигорске тоже есть произведения, подобные по масштабу, вспомнить хотя бы работы Александра Кищенко. Но по богатству красок брестское панно единственное в стране. И сегодня произведение под угрозой разрушения.

Идея будет жить

В начале 2000-х у второго и третьего корпусов электромеханического завода появились новые хозяева. И сразу взялись за переобустройство зданий. Больше всего досталось панно на третьем корпусе. К нему крепили рекламные щиты. По нему тянули проводку, устанавливали подсветку. А вот старой водоотводящей системе должного внимания не уделяли. До поры до времени панно терпело, но постепенно пласты изображений вместе с цементной основной вверху правого торца начали отслаиваться. Смальта местами стала осыпаться, а там, где пропиталась грязной водой, стала тусклой. Спасти мозаику попытались металлической сеткой. Ею как бы накрыли панно, но дюбеля вбивали по живому — прямо в смальту. Увидев это, Владимир Кривоблоцкий, мягко говоря, расстроился:

— На третьем корпусе панно, посвященное теме науки, требует полной реставрации. Мозаики на первом и втором фасадах находятся в удовлетворительном состоянии, но и здесь следовало бы провести косметические реставрационные работы. Ускорить процесс могло бы включение триптиха в Список историко-культурных ценностей Беларуси.

К этому сводится суть открытого письма художников-монументалистов в брестскую городскую администрацию и всем неравнодушным горожанам. В обращении раскрывается замысел работы авторов и подчеркивается, что триптих должен быть сохранен цельным.

Культурная ценность

Реакция городского архи­тектурно-градостроительного совета на предложение Владимира Кривоблоцкого была положительной. Главный специалист сектора культуры отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Брестского горисполкома Алла Кондак:

— Горисполком будет ходатайствовать перед облисполкомом о рассмотрении вопроса о придании мозаичному панно статуса историко-культурной ценности за уникальность и выразительное художественное исполнение.

Второе — «Земля возрожденная» — мирной жизни и труду

Тем временем хозяева корпусов завода тоже начали прислушиваться к рекомендациям экспертов. Начальник управления архитектуры и градостроительства Брестского горисполкома Николай Власюк уточняет:

— Мы постарались максимально уменьшить давление современной рекламы на объект, дали соответствующие предписания, также были даны предписания собственникам и арендаторам по защите от увлажнения мозаичных полотен и их техническому обследованию. В соответствии с этим были установлены водоотливные козырьки на корпусах зданий, произведено общее техническое обследование состояния, выполнена подсветка трех мозаичных панно в едином оформлении. Но этого, конечно, недостаточно. Сегодня нужна комплексная работа по консервации и реставрации этих уникальных полотен. Это важно не только для Бреста, но и для страны.

Есть одна важная проблема: как реставрировать панно, если технология, по которой отливали смальту, больше не применяется, да и специалистов, умеющих работать с таким материалом, днем с огнем не сыщешь? Эксперты говорят: сложно, но можно. Например, в Минске, чтобы вернуть «лицо» мозаике на гостинице «Турист», выложенной в 1973 году Александром Кищенко, технологию крепления материала к стене разрабатывали специально. Столичное панно получило вторую жизнь и уже попало в Список историко-культурных ценностей. Вдруг точно так же повезет и брестскому образцу монументального искусства?

Цитата

Многотиражка Брестского электромеханического завода «Прогресс» за 19 ноября 1987 года:

«Мозаичная композиция состоит из трех панно: „Земля, опаленная войной“, „Земля возрожденная“ и „Земля науки“… В центре композиции на третьем фасаде — образ, символизирующий проникновение мысли человечества в будущее. Основные фигуры — белорусские просветители и молодые ученые. Главную тему дополняют темы покорения космоса, борьбы за мирный атом, всеобщего образования».

-10%
-10%
-35%
-20%
-10%
-30%
-10%
0073023