149 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. От выстрелов под Лиозно до погреба в Гомельской области. Как «покушались» на Лукашенко
  2. «Подобных дел в истории суверенной Беларуси не было». В КГБ сообщили подробности по «делу о госперевороте»
  3. Захарова: Запад хотел «перекрыть» информацию о готовящемся в Беларуси перевороте заявлениями Праги
  4. Как вовремя заметить предвестники алкоголизма? Главное о здоровье за неделю
  5. Туктамышеву называют новой примой российского фигурного катания. Только взгляните, как она хороша
  6. Мужчина, который попал на видео с медвежонком, о случившемся: «Хотел как лучше, а вышло, что виноват»
  7. Школьный друг Виктора Бабарико уже 10 месяцев в СИЗО КГБ. Вот что рассказывает об этом его брат
  8. Что происходит с ИП, которым хотят поднять налоги и взносы: теряют рынок, падает товарооборот
  9. Лукашенко обвинил американские спецслужбы в подготовке покушения на него и сыновей
  10. В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
  11. Госдеп назвал ложными заявления о причастности США к попыткам устранения Лукашенко
  12. «Все оказались в выигрыше». Эксперты — о «предотвращении переворота» в Беларуси и роли России в этом
  13. Белорусская и российская стороны высказались о задержании Зенковича и Федуты. Какие вопросы остались
  14. «Переболел COVID-19 и вернулся». История 92-летнего фельдшера, без которого в деревне никак
  15. «Осознание, что это действия не совсем законные, появилось позже». Замов Бабарико допрашивают в суде
  16. В ФСБ России рассказали подробности «дела о планировавшемся в Беларуси перевороте»
  17. Свежая статистика по COVID-19 в стране: сколько новых случаев коронавируса за сутки
  18. Революция в футболе: 12 топ-клубов Европы объявили о создании Суперлиги. УЕФА обещает жесткие санкции
  19. «Мы не гоняемся за сложными рецептурами». На Белинского открылась кондитерская Mousse
  20. «Два раза смотрел потом». Лукашенко прокомментировал «шпионский» фильм «Манкурты»
  21. Как власть услышала народ — и решила отомстить, суетливо и неразборчиво
  22. Врач объясняет, когда выпивать два дня — это уже запой и как быстро человек может спиться
  23. Почему начало глаукомы легко пропустить? Врач рассказывает про опасное заболевание глаз
  24. Автозадачка на выходные. Попробуйте разгадать секрет тайного знака японских водителей
  25. В Беларуси рванули цены на курицу, свинину, картошку, сладости, пиломатериалы и туристические услуги
  26. На «Гомсельмаше» рассказали про 400 вакансий, приглашение россиян на работу и зарплаты выше 3600 рублей
  27. Мы вам — факт о стране, а вы нам ее называете. Тест: Беларусь, Туркменистан, КНДР или США?
  28. Не до покупок. В Беларуси заметно сократился розничный товарооборот
  29. «Врач говорил: «Вам лучше второго ребенка родить». История Юрия, воспитывающего ребенка с аутизмом
  30. Склепы с останками ребенка и взрослого обнаружили при прокладке теплотрассы в центре Могилева


Людмила Дрик,

На краудфандинговой платформе talaka.by начался сбор средств на постановку нового спектакля семейного инклюзив-театра «i».

На календаре самое обычное февральское воскресенье, а на сцене столичного Дворца культуры ветеранов царит настоящая суматоха. Трехчасовая репетиция нового спектакля семейного инклюзивного театра «і», где рядом с обычными актерами играют дети с аутизмом, в самом разгаре. Называется новый спектакль «Чыгунка», премьера намечена на 2 апреля, Всемирный день информирования о проблеме аутизма. Сказку, положенную в основу сюжета «Чыгункі», придумал как раз ребенок с аутизмом — талантливый Кастусь Жибуль. Как бы вы ни представляли себе репетицию спектакля, держу пари, вы никогда не подозревали, что это так весело и шумно. Такой кавардак на театральной сцене, а заодно и в зрительном зале могут устроить только дети — непосредственные, веселые, талантливые, очень-очень разные.

Режиссер-постановщик театра Игорь Сидорчик репетирует с юными актерами сцену прибытия поездов на станцию Собачинская. Кажется, четверо мальчишек в левой части сцены изображают веселых псов, а девчонки, которые по сюжету пьесы только что вышли на перрон из поезда — маленькие смешливые болонки.

— Мы сейчас наметим с вами рисунок сцены, — обращается к своим подопечным Игорь Евгеньевич. — Давайте еще раз, только посерьезней.

— Дисциплина у нас — самый сложный вопрос, достаточно много времени уходит на то, чтобы ребята сосредоточились, сконцентрировались. Кажется, в моем детстве дети все-таки были более собранные, — размышляет Игорь Евгеньевич. — Ведь что такое репетиция? Это повтор, повтор, снова повтор — в этом есть какой-то элемент муштры. Особенным детям это особенно тяжело. Но мы успешно продвигаемся. Разумеется, это дети, они отвлекаются. Поэтому самый главный принцип работы с детьми — увлечь их, поставить задачу, которая будет интересна всем. Теперешние дети — эгоцентристы. Пока они сами играют, придумывают что-то, им интересно, весело, они в процессе, они «включены». А что делают другие, это им не так интересно, поэтому они мгновенно «выключаются».

С юными актерами на сцене сейчас работает другой педагог, еще один преподаватель «Творческой студии Ирины Пушкаревой», ставшей фундаментом инклюзивного театра, — актер театра и кино, постановщик пластики в драматическом театре имени Горького Геннадий Фомин. В «Студии Пушкаревой» он открыл свою мастерскую для подростков. И прямо на глазах происходит волшебство: едва намеченная сцена встречи и знакомства вдруг обрастает какими-то мелкими точными деталями и яркими подробностями, собирается по кусочкам, как красочный пазл, в единое целое. Дети радостно включаются в предложенную педагогом игру, и он тоже играет вместе с ними:

— Я сейчас Оля, я тоже красивая болонка, — говорит он и показывает юной актрисе, как она должна от неожиданности высоко подпрыгнуть и испуганно тявкнуть. Игра, магия!

Семейный инклюзив-театр «і» появился в Минске в прошлом году, «выстрелив» в самом начале лета премьерой мюзикла «Флейта-чарадзейка». Премьера спектакля стала возможной благодаря поддержке компании velcom, а идейным вдохновителем театра стала организация МБОО «Дети. Аутизм. Родители». У «Флейты-чарадзейкі» очень счастливая гастрольная судьба — после нескольких показов в Минске театр отправился в гастрольный тур по Беларуси, и спектакль смогли увидеть в Гомеле, Могилеве, Гродно, Бресте. В субботу, 25 февраля, актеры инклюзивного театра выступили на сцене Театра имени Якуба Коласа в Витебске.

Для поддержки и развития проекта был открыт Местный благотворительный фонд «Семейный инклюзив-театр». Задача фонда — собрать около театра партнеров-попечителей, вместе с которыми можно воспитать целую плеяду талантливых творческих личностей, в том числе и с такой сложной проблемой, как аутизм.

Новый спектакль — это сплошной праздник и сюрприз. Потому что не только сюжет пьесы, но и декорации, и музыка к спектаклю, и даже театральные костюмы тоже результат творчества юных студийцев. Музыку к спектаклю пишут ученик «Студии Пушкаревой» 12-летний Никита Линьков (композиторская мастерская Александры Сандлер, доцента кафедры сценической речи и вокала БГАИ) и 19-летний композитор Макс Мдивани. А 11-летние Злата Залесская и Алина Трепенок (обе юные актрисы — «Полианны» из тюзовского спектакля) придумали и нарисовали костюмы некоторых персонажей, которые одобрила художник по костюмам Татьяна Лисовенко.

Маленький актер театра Максим Лагун — тоже ребенок с аутизмом, но это не мешает ему уже сейчас быть настоящим художником. В его изобразительном таланте не усомнится никто, кто хоть раз видел его рисунки. Эскизы и наброски Максима будут частично использованы при подготовке декораций к спектаклю.

— Особенные дети очень продвинулись после участия в постановке «Флейты-чарадзейкі». Макс Лагун, я помню, сидел в углу и просто смотрел, наблюдал за происходящим. А потом в один прекрасный день встал и начал работать на сцене вместе со всеми, — вспоминает режиссер Игорь Сидорчик.

Благодаря постановкам театра белорусское общество начинает поворачиваться к проблеме аутизма, считает продюсер семейного инклюзив-театра «і» Леонид Динерштейн:

— Мировая статистика по аутизму жуткая! Аутизм развивается у каждого 58-го мальчика и каждой 102-й девочки, — рассказывает Леонид. — И суть этой проблемы во всем мире одинакова — «поймать» этого ребенка не в четыре года, когда мама уже упирается лбом в стенку и не понимает, что происходит, а в полтора. Распознав проблему, ребенка начинают максимально быстро «вытаскивать» с помощью специальных занятий, тренингов, конечно, вкладывая при этом большие деньги. Да, на реабилитацию детей с аутизмом нужны большие деньги, но вложения окупаются, потому что из этих детей вырастают талантливые люди. Гениальные ученые, художники, композиторы, программисты… Тут семьям просто необходима поддержка: если прозевать проблему в раннем возрасте, потом никаких денег не хватит. Если примерить мировую статистику к белорусской демографической ситуации — не решая проблему, мы в скором будущем получим 25 тысяч инвалидов. Зачем? Если это может быть 25 тысяч гениев или, как минимум, обычных налогоплательщиков?

Чтобы включение было полноценным, детей с аутизмом в коллективе должно быть не более 15%, продолжает Леонид.

— Естественно, инклюзивный театр не сможет помочь всем семьям, столкнувшимся с этой проблемой, но покажет выход отчаявшимся. Тем, которые сидят по кухням, потому что понятия не имеют, где выход. Очень часто, когда рождается ребенок с особенностями развития, разваливаются семьи, родители не выдерживают тяжести проблемы. Наш театр — это маяк, который может указать направление. А еще — стать прививкой от равнодушия для всего общества.

Рано или поздно все родители решают, куда им отдать способного ребенка — в танцевальный кружок, театральную студию или в музыкальную школу. Конечно, им хочется найти квалифицированных педагогов, которые сумеют разглядеть талант и отшлифовать его. В семейном инклюзив-театре «i» сложился уникальный педагогический коллектив, который с этой задачей справится. А ребенок, который будет общаться со своими ровесниками, в том числе с особенностями развития, попутно получит что-то неизмеримо более ценное — прививку толерантности и добра. В каком-то смысле инклюзив-театр — это мини-модель общества, к созданию которого мы стремимся, здоровая творчески заряженная среда, открытая к доброжелательному приему в свои ряды талантливых детей.

— «Чыгунка» — пьеса небольшая. По ходу репетиций возникают новые сюжетные линии и повороты, — включается в разговор режиссер-постановщик Игорь Сидорчик. — Многое придумывается прямо на площадке. В этом и сложность, и кайф, это нормальный творческий момент. Новый спектакль — о том, что мы все разные, но мы все друг другу нужны. В этом и состоит интерес и прелесть жизни.

Чтобы спектакль состоялся, семейному инклюзив-театру нужна ваша поддержка. Для этого на краудфандинговой платформе talaka.by начался сбор средств на постановку нового спектакля. Деньги требуются на аренду сцены и организацию учебно-репетиционного процесса, а также на создание необходимых декораций, пошив костюмов, изготовление фонограммы и приобретение микрофонов.

Вы можете оказать поддержку проекту здесь. До окончания проекта осталось меньше тридцати дней.

-35%
-50%
-44%
-50%
-20%
-49%
-50%
-21%
-15%
-10%
-21%