Российский журнал Forbes впервые составил рейтинг авиаперевозчиков. В рейтинге представлена оценка российских авиакомпаний и выполняющих полеты в Россию иностранных перевозчиков по соотношению «цена — качество».

Результат оказался удивительным как для составителей рейтинга, так и для нас. Среди иностранных перевозчиков белорусская авиакомпания «Белавиа» опередила по соотношению цены и качества таких гигантов, как KLM и Lufthansa. «Белавиа» заняла второе место, уступив первенство компании Emirates.

Иллюстрации: Forbes, 2017
Год создания: 1985
Владелец: Emirates Group, контролируется государством (ОАЭ)
Руководитель: Тим Кларк
Количество пассажиров: 51,9 млн (1 апреля 2015 — 31 марта 2016)
Базовый аэропорт: Дубай
Emirates — один из крупнейших международных перевозчиков, в среднем перевозит 142 000 пассажиров и 6000 т грузов в день. Чистая прибыль за 2015/2016 финансовый год составила $ 1,9 млрд, что на 56% выше результатов того же периода прошлого года. Доходы компании из-за колебаний курса валют снизились на 4% и составили $ 23,2 млрд. Флот обновляется в основном за счет крупнейших в мире лайнеров А380. Сейчас у компании 88 таких самолетов, они пролетели уже более 986 млн км.
Иллюстрации: Forbes, 2017
Год создания: 1996
Владелец: государство (Беларусь)
Руководитель: Анатолий Гусаров
Количество пассажиров: 2,3 млн (1 января — 20 декабря 2016)
Базовый аэропорт: Минск
«Белавиа» создана на базе Белорусского объединения гражданской авиации, куда входили все авиапредприятия республики. В 2011-м пассажиропоток «Белавиа» превысил 1 млн. В 2013-м она получила статус перевозчика Таможенного союза, дающий право перевозки грузов с использованием таможенного транзита в аэропорты России, Казахстана и Беларуси. В сентябре 2016-го первым регулярным рейсом «Белавиа» из Минска открылся четвертый московский аэропорт Жуковский.
Иллюстрации: Forbes, 2017
Год создания: 1929
Владелец: 99,82% принадлежит государству (Польше)
Руководитель: Рафал Мильчарский
Количество пассажиров: 5 млн (январь-ноябрь 2016)
Базовый аэропорт: аэропорт им. Ф. Шопена (Варшава)
Польская LOT обладает одним из самых молодых авиапарков в Европе. Несмотря на скромный для европейской компании размер флота, выполняет большое количество прямых рейсов на дальние расстояния — в Нью-Йорк, Чикаго, Торонто, Пекин, Сеул и Токио. В 2017 году LOT планирует возобновить регулярные полеты из Варшавы в Калининград, которые выполнялись в 2002—2008 годах, но были отменены из-за высокой конкуренции со стороны других перевозчиков.
 
Иллюстрации: Forbes, 2017
Год создания: 1933
Владелец: холдинг Air France — KLM
Руководитель: Жан-Марк Жанаяк
Количество пассажиров: 45,7 млн (январь-ноябрь 2016)
Базовый аэропорт: аэропорт им. Шарля де Голля (Париж)
В октябре 2015 года руководство Air France представило антикризисный план: сокращение около 3000 рабочих мест и снижение программы дальнемагистральных рейсов. Заседание сорвали члены профсоюзов, они ворвались в зал и устроили потасовку. Пострадали семь человек. А в декабре 2016-го Le Monde со ссылкой на Эдварда Сноудена сообщила, что спецслужбы США более 10 лет прослушивали телефоны пассажиров Air France. Это вызвало серьезную обеспокоенность клиентов авиакомпании.

Иллюстрации: Forbes, 2017
Год создания: 1926
Владелец: Lufthansa Group
Руководитель: Карстен Шпор
Количество пассажиров: 84 млн (январь-сентябрь 2016)
Базовые аэропорты: Франкфурт-на-Майне, Мюнхен
Входит в крупнейший авиаконцерн в Европе — Deutsche Lufthansa AG, который также включает в себя Swiss Airlines и Austrian Airlines. Уже три года пилоты Lufthansa спорят с руководством об оплате труда и пенсионном обеспечении. В ноябре 2016 года за шесть дней забастовки авиаперевозчику пришлось отменить 4500 рейсов, это привело к потерям в € 100 млн. В 2014—2015 годах Lufthansa отменила 16 000 рейсов из-за забастовок, потеряв на этом € 463 млн.

Иллюстрации: Forbes, 2017
Год создания: 1919
Владелец: холдинг Air France — KLM
Руководитель: Петер Элберс
Количество пассажиров: 28 млн (январь-ноябрь 2016)
Базовый аэропорт: Схипхол (Амстердам)
Является старейшей авиакомпанией, работающей с момента основания без смены названия. После слияния с Air France в 2004 году постепенно расширяет маршрутную сеть. Совместными усилиями в 2015 году компании поставили рекорд: перевезли 89,8 млн пассажиров по 320 направлениям в 114 странах мира. KLM развивает программу по использованию биотоплива в авиации, чтобы снизить воздействие воздушного транспорта на окружающую среду.
Иллюстрации: Forbes, 2017
Год создания: 1933
Владелец: 49,12% у государства (Турции), 50,88% у частных лиц
Руководитель: Билал Экши
Количество пассажиров: 58,3 млн (январь-ноябрь 2016)
Базовый аэропорт: аэропорт им. Ататюрка (Стамбул)
В октябре 2016 года возглавлявший Turkish Airlines более 10 лет Темел Котил ушел в отставку после катастрофического снижения финансовых показателей и падения котировок акций компании на 24%. Террористическая угроза негативно сказалась на потоках туристов, пришлось отложить поставку новых самолетов. Гендиректором стал Билал Экши, который в 2009—2010 годах успешно провел реорганизацию Cyprus Turkish Airlines.
Иллюстрации: Forbes, 2017
Год создания: 1992
Владелец: «Азербайджан Хава Йоллары»
Руководитель: Джахангир Аскеров
Количество пассажиров: 1,8 млн (январь-ноябрь 2016)
Базовый аэропорт: аэропорт им. Гейдара Алиева (Баку)
AZAL увеличивает число регулярных рейсов из Баку в Москву. С марта 2017 года из международного аэропорта им. Гейдара Алиева во Внуково ежедневно будут выполняться два рейса. Правление компании также решило создать собственный лоукостер — Buta Airways. Его флот сформируют на базе региональных самолетов Embraer, полеты планируется начать осенью 2017 года. Buta Airways планирует набрать свой штат сотрудников и самостоятельно регулировать тарифы.

Среди российских авиакомпаний первое место заняла компания S7 — бренд авиакомпании «Сибирь». На втором — «Аэрофлот», следом — «Победа» (входит в группу компаний «Аэрофлот»). На четвертом месте «Россия» (объединяет три дочерние компании «Аэрофлота» — «Россию», «Донавиа» и «Оренбургские авиалинии»). Пятерку замыкает «Ютэйр». На последнем 12 месте — Red Wings.

Как оценивали

Для оценки качества за основу взяты результаты исследования «Сервис в российском небе» агентства «Авиапорт». Под видом «тайных пассажиров» эксперты агентства проверили уровень обслуживания авиакомпаний от покупки билета до выхода из самолета после перелета. За время исследования выполнено свыше 80 полетов суммарной продолжительностью более 15 суток.

К результатам их наблюдений добавили еще одну важную сервисную составляющую — пунктуальность (источник статистики по российским авиакомпаниям — Росавиация, по иностранным — flightstats.com).

Авиакомпаниям присвоены баллы за качество услуг, максимум — 50. Для оценки ценовой политики специально для Forbes российский метапоисковик авиабилетов Aviasales проанализировал продажи отобранных авиакомпаний за 11 месяцев 2016 года примерно на 500 рейсов и по каждому рейсу вывел средний чек одного взрослого пассажира. Рейсы разбиты на группы в зависимости от продолжительности полета (12 групп на внутренних линиях и 12 групп на международных линиях). Затем была сопоставлена ценовая политика авиакомпаний в каждой группе: чем дешевле билеты, тем выше балл (максимум — 50). Затем выведен средний балл за ценовую политику для каждой авиакомпании. На последнем этапе компании ранжировали по сумме двух баллов.

{banner_819}{banner_825}
-35%
-20%
-25%
-30%
-40%
-40%
-10%
-10%