Майя Кохно / /

С декабря 2016 года Мингорисполком начал составлять рейтинг столичных парикмахерских и салонов красоты. После двух рейдов оценки от 2 до 5 выставлены 43 заведениям, среди которых есть как люксовые парикмахерские, так и самые обычные эконом-класса. Мы узнали у специалистов, могут ли за низкую оценку закрыть заведение, а также спросили у владельцев модного барбершопа-«троечника» и учредителя обычной парикмахерской-«отличницы», как они относятся к выставлению оценок от Мингорисполкома.
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Владельцы CUT: «Имеет ли комиссия отношение к парикмахерскому искусству?»

Барбершопу CUT на Комсомольской, 23, который работает чуть больше двух лет, комиссия Мингорисполкома поставила рейтинг 3 балла. Чтобы понять, за какие недочеты и промахи CUT стал «троечником», мы пообщались с владельцами заведения. С Вадимом Даниловичем и Алексеем Садовым мы встречаемся прямо в барбершопе.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Внутри, неподалеку от входа, стоит «харлей», в зале играет блюз, а гостей с бородами стригут парни с татуировками. Антураж мужского заведения воссоздан, поэтому первым делом интересуемся, как к этому отнеслась комиссия из Мингорисполкома.

— Женщина в возрасте испугалась мальчиков, которые работали в татуировках. Она спросила: «А гости не боятся у ваших мастеров стричься?» — говорит Данилович.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Данилович — слева, Садовой — справа

Замечание по поводу татуировок было личным и к критериям при выставлении балла не относилось. Но, как говорит Данилович, оценку занизили по трем другим пунктам: за отсутствие форменной одежды, неучастие в конкурсах и отсутствие сертификатов о повышении квалификации.

— У наших мастеров нет сертификатов о том, что они здесь, в Минске, прошли курсы повышения квалификации Мингорисполкома.

— Нам это неинтересно. Мы считаем, что эти курсы не повышают квалификацию. Они оказываются абсолютно несостоятельны по содержанию, — добавляет Садовой.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Уточняем, что собой представляет мониторинг комиссии. По словам Даниловича, приходит женщина из Мингорисполкома и специалист из санэпидемстанции и просто «требуют предоставить информацию». Полный список, по которым оценивают заведение, состоит примерно из 50 пунктов.

— Было бы очень интересно узнать, что за люди приходят в качестве комиссии — их возрастной ценз, какая у них самих квалификация, имеют ли они отношение к парикмахерскому искусству, есть ли у них понимание, что такое сервис, или они вчерашние студенты или работники канцелярии. Женщина пришла в молодежную мужскую парикмахерскую и пытается с высоты своего «полета» ее оценить. Я бы не стал доверять такой оценке, — говорит Садовой.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

По словам Даниловича и Садового, комиссия позволила «придержать» оценку. Например, владельцам CUT дали пару дней собрать все недостающие документы.

— Но когда дают два дня, чтобы получить сертификат о повышении квалификации… Эти курсы невозможно пройти за такой срок.

— Они просили график работы мастеров, выписки из трудовых книжек, санкнижки, — Данилович держит полностью исписанный тетрадный листок со списком недостающих документов для комиссии. Их надо было принести, чтобы повысить рейтинг.

— Технологические карты, уровень квалификации персонала, конкурсное участие, штатное расписание — что в принципе является закрытой информацией, поскольку там и оклады и все остальное, — продолжает он.

— Я не против каких-либо рейтингов, они, наверное, призваны действительно повышать уровень нашей работы и давать объективную оценку для наших гостей, — говорит Садовой. — Но у меня всегда есть вопрос об авторитетности источника. Если идти в ногу со временем и с тенденциями, то нужно понимать, что такое, простите за выражение, барбершоп. Должно быть представление об истории и традициях подобного формата. Был бы этот рейтинг за пределами новостного ресурса, я бы даже не узнал, что он есть.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

По мнению владельцев CUT, первым делом для составления рейтингов нужно определиться с категориями парикмахерских и предоставить не только государственной комиссии давать оценку.

— Может, еще стоит устроить общественное голосование или публичный конкурс, где в жюри бы сидели абсолютно признанные авторитеты. И тогда позиция была бы как минимум взвешенной.

Рассуждая о популярности своего заведения, Данилович и Садовой говорят, что показателем для них является посещаемость: запись к мастерам в CUT идет на 2−3 дня вперед. А стоимость мужской стрижки — 30 рублей.

Учредитель «Персона-сити»: «Мингорисполком ввел рейтинг, чтобы держать в тонусе бизнес»

Одна из парикмахерских, которая при первом составлении рейтинга получила 5 баллов наравне с люксовыми заведениями — «Персона-сити» на Свердлова, 34. Располагается тоже в центре города — в здании общежития истфака БГУ.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Учредитель заведения Александр немного обижается, что салон «Персона-сити» считают самым обычным и объясняет: «Как обычная парикмахерская мы берем ценами, но по комфортности оказания услуг мы стараемся быть в топе».

В салоне работает общий зал для мужчин и женщин на 2 места. Средняя стоимость стрижек — 12−15 рублей мужские и 20 рублей женские. Также здесь предоставляют услуги по маникюру, есть зал для педикюра.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

По словам Александра, в небольшое заведение комиссия для выставления оценки пришла в составе четырех специалистов: из Мингорисполкома, из центра гигиены и эпидемиологии и из администрации района.

— Каждый специалист в своей области — они проводили проверку именно в том блоке, который ведут. У них есть определенный чек-лист, как я видел, на 3−4 страницы. Проверяют наличие соответствующих документов. Если они есть — балл ставится, если нет — балл не ставится. Затем все суммируется и выставляется средний балл. Мы смогли предъявить сразу все, что необходимо.

Что же касается комиссии, то у Александра к ним нет вопросов. Учредитель говорит, что специалисты дают адекватную оценку качеству услуг и гигиеническим требованиям. А мастера из парикмахерского дела, скорее, будут давать субъективную оценку.

— Конечно, не всегда в салоне или парикмахерской есть весь перечень документов, поэтому они дают время что-то довезти, тем более от момента проверки до выставления оценок по рейтингу прошло порядка двух недель.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Квалификация у парикмахеров тоже имеется.

— У нас было повышение квалификации раз в полгода, с 4-го до 5-го разряда и с 5-го до 6-го. 6-й разряд — это уже предел.

Повышают квалификацию мастера в учебном заведении, которое, по словам Александра, к Мингорисполкому отношения не имеет. Занятия проходят в салоне «Времена года» на Свердлова, 26. К слову, последнее заведение в рейтинге получило 3 балла. Учредитель анализирует ситуацию с появлением такого рейтинга с высоты своего опыта в сфере услуг.

— Я думаю, что Мингорисполком ввел рейтинг, чтобы немножко держать в тонусе бизнес, чтобы посмотреть, что происходит на самом деле.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Александр связывает составление рейтинга с отменой обязательного сертификата соответствия услуг, который необходимо было подтверждать каждый год. Полтора года назад малому бизнесу дали поблажку и отменили обязательную сертификацию. После чего, как считает учредитель, власти решили выяснить с помощью рейтинга, как это послабление повлияло на качество услуг.

— А человек выбирает заведение по критериям, которые ему более удобны. Одно из основных — это территориальное расположение объекта. Важную роль играет ценообразование и привязанность к одному мастеру. Я не думаю, что оценки, которые выставляет Мингорисполком, сильно повлияют на посещение того или иного заведения постоянными клиентами.

Управление торговли и услуг: «Применение штрафных санкций не предусмотрено»

В Минске работает более тысячи парикмахерских и салонов красоты. Больше половины из проверенных 43 заведений получили 4 балла, еще одна популярная оценка — 3. Как пояснила заместитель начальника управления торговли и услуг Ольга Гаврильчик, есть 4 основных пункта, которыми руководствуются при оценивании парикмахерских: соблюдение норм законодательства, уровень квалификации персонала, эстетическое состояние интерьера и экстерьера объекта, санитарное состояние.

— На объектах, которые получают оценку «4», выявляются недостатки по одному из вышеназванных направлений. У «троечников», как правило, затрагивается 2 и более направлений и так далее, — поясняет Гаврильчик.

Чаще всего в парикмахерских недоработки встречаются при оформлении уголка потребителя, ведении книги замечаний и предложений, отсутствуют беджи у работников.

— Возникают вопросы и по внешнему виду некоторых объектов, состоянию оборудования. К санитарно-гигиеническим моментам следует отнести обработку и дезинфекцию инструмента, качество и срок годности парфюмерно-косметических средств, выполнение программы производственного контроля, — объясняет замначальника управления.

Наше внимание обращают на то, что составление рейтинга не является проверкой. Если замечены какие-то недостатки, то руководителю выдают рекомендации по их устранению.

— Применение штрафных санкций (в том числе и приостановление деятельности объектов) в рамках проекта не предусмотрено, — рассказала Гаврильчик.

У заведений есть возможность исправить рейтинговый балл после устранения всех замечаний. Для этого руководителю необходимо написать заявление на повторную оценку уровня объектов. В управлении торговли и услуг считают, что рейтинг будет влиять на повышение уровня обслуживания и конкурентоспособности услуг парикмахерских.

{banner_819}{banner_825}
-16%
-10%
-50%
-10%
-15%
-80%
-10%
-15%
-20%
-10%