Ирина Юдина, фото из фонда Национального исторического архива Беларуси / /

TUT.BY расспросил ведущего научного сотрудника музея истории города Минска Лидию Маркович о громких ДТП «доавтомобильной» эпохи, транспортных проблемах рубежа XIX — XX веков и о том, почему конка достойна персонального музея.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Экспозиция об истории первого общественного транспорта Минска разместилась по соседству с гостиницей «Монастырская». Исторически это территория бернардинского монастыря (основан в XVII веке, просуществовал до середины XIX). На почтовой открытке конца XIX века видно, что линия конки проходила по современной улице Кирилла и Мефодия. Мимо здания, где сегодня музей. Первых посетителей он примет в 2017 году.

А пока…

— Осторожно, Аннушка уже разлила масло! — шутят декораторы вместо приветствия, нарочно переиначивают булгаковский сюжет, путая трамвай с конкой. — И не заходите в вагончик — пол покрашен.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

В выставочном зале воссоздан фрагмент конно-железной дороги. На рельсах — клейма заводов изготовителей.

— Один рельс был найден в нулевых, когда строился паркинг на Немиге. Другой подарил Владимир Ковалев, его уже нет… Когда в 2013 году работали над созданием проекта музея минской конки, консультировались с ним. Он изучал историю транспорта, собирал экспонаты, — рассказывает Лидия Маркович.

Когда минская конка перестала существовать, рельсы использовались в строительстве — как сваи. Это типичная история. Есть и анекдотичная:

— Года три назад друзья нашего сотрудника нашли фрагмент рельса во дворе на улице Запорожской. Случайно заметили клеймо немецкого завода Bochum и год — 1902-й — на металлической штанге. На ней кто-то бельевые веревки закрепил.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Когда в Минске появился водопровод, подорожала недвижимость. Возрос статус города. Как открытие конно-железной дороги сказалось на жизни минчан? Помимо того, что периодически народ попадал под колеса и поэтому новое транспортное средство прозвали «костеломкой»?

— Конно-железная дорога открылась в мае 1892 года. Вспомните, что это был за период во всемирной истории. Развивается промышленность. В Минске открываются новые предприятия. На работу надо как-то добираться. Для сравнения: проехать от гостиницы «Европа» до Виленского вокзала (сегодня Привокзальная площадь. — TUT.BY) в экипаже стоило 20 копеек. На конке — 4−5 копеек.

— То есть губернатор с супругой и другие знатные особы продолжали пользоваться экипажами, а конка перевозила рабочих и служащих?

— Рубеж веков — время, когда в обществе появился культ науки и техники. Каждый прогрессивно мыслящий человек предпочитал проехать в поезде или конке, а не в экипаже. В то же время конка уже не воспринималась, как чудо техники. При Чапском (городской голова Минска с 1890 по 1901 год. — TUT.BY) обсуждается возможность появления в Минске трамвайного движения. Но произошло это только в 1929 году.

— Конка повлияла на статистику дорожных аварий?

— Трудно сказать, таких документов у нас нет. Наиболее резонансные происшествия попадали в газеты. На сложных участках пути, когда лошадям приходилось тянуть вагончик в горку, форейтор впрягал в упряжку третью лошадь. И случалось, что строптивое животное показывало характер. Это могло стать причиной происшествия. В январском номере газеты «Минский листок» за 1902 год сообщалось: «Курьезный случай имел место в день Нового года в самом центре города в пять часов вечера». Одна из лошадей вырвалась из упряжки и разбила витрину ресторана «Фриц», который находился там, где сегодня ГУМ. Осколки ранили лошадей.

— Музейная конка статична, на ней не проедешь. Да и площадь выставочного зала довольно скромная. Чем вы планируете увлечь посетителей?

— На территории бывшего бернардинского монастыря создан музейный комплекс из трех экспозиций. Две посвящены истории транспорта, которого давно нет. Это «Каретная», она была открыта весной 2014 года, и музей минской конки. Третья — археологический музей «Верхний город». Помещения там небольшие. Обидно, когда посетители заходят и говорят: «И это все?..» Придумываем новые способы, как удержать внимание, вызвать эмоциональный отклик. В «Каретной» попробовали работать с инфокиосками, детям нравится виртуальная игра «Собери карету». Что-то подобное будет и в музее минской конки. Начало экспозиции — интерьеры конторы, где работала администрация конки. Дальше — выставочные витрины, они стилизованы под витрины популярных минских магазинов того времени. В глубине зала — вагон конки. Посетители смогут войти, сфотографироваться, послушать новости. Подбираем неслучайные музейные предметы. Покажем, например, коллекцию открыток, которые проходили через минскую почтовую службу: (цитирует текст открытого письма) «До поезда осталось два часа. Пью кофе».

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Похоже на подпись к фотографии в Instagram.

— Мы называем такие текстовки «эсэмэски из прошлого века». Средства связи и передачи информации меняются, а мы — не очень.

Справка

Музей «Минская конка» входит в структуру музея истории города Минска. Расположен на улице Кирилла и Мефодия. Открытие — в начале 2017 года.

Минская конка. История

1892 — в Минске открыта конно-железная дорога. Рельсовая сеть связывала железнодорожные вокзалы и окраинные кварталы с центром.

1897 — парк конки насчитывал 22 вагона, в том числе 8 летних (открытых), и 91 лошадь. Вместимость вагона — до 30 пассажиров.

Правила пользования конно-железными дорогами предписывали вести лошадь не рысью, а шагом. Было и такое требование: «В предупреждении несчастных случаев господа пассажиры приглашаются входить и выходить из вагона только на местах остановки или тихого хода вагонов, причем соскакивать нужно обязательно по направлению движения вагонов… Кондукторам вменено в обязанность помогать входить и сходить из вагона лицам женского пола, детям, больным и престарелым, уменьшая при этом в случае надобности ход вагона…»

1914 — за год конка перевезла 1 863 100 пассажиров.

1918 — штат служащих минской конки насчитывал 110 человек. Это управляющий делами, ветеринары, кондукторы, кучера, форейторы, конюхи, кузнецы, рабочие по ремонту, дворники и сторожа.

1928 — принято решение прекратить работу минской конно-железной дороги.

1929 — в Минске пущен первый трамвай. Для сравнения — в Витебске трамвайное движение существует с 1898 года.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Справочная информация — по книгам «Минск от конки до метро» Е. Етчика и «Мінск. Старонкі жыцця дарэвалюцыйнага горада» З. Шибеко и С.Шибеко.

{banner_819}{banner_825}
-50%
-30%
-50%
-30%
-65%
-20%
-22%
-20%
0063042