/ /

К небольшому коттеджу в одном из тихих районов Минска подъезжают машины — родители учеников собираются на праздник в честь американского Дня благодарения. В QSI, единственной в Беларуси школе для иностранцев, поддерживают и культурные традиции других народов. Как работает международная школа, в которой учатся дети из 20 стран, чем она отличается от белорусских и сколько зарабатывают ее учителя, читайте в репортаже TUT.BY.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

QSI International School of Minsk — это одна из 36 школ международной организации QSI, основанной в 70-х годах. Первая школа QSI был открыта в Йемене, вторая в Албании. В Беларусь и страны Восточной Европы организация пришла в 90-х, с распадом СССР, когда возникла потребность в небольших международных школах для детей дипломатов.

Школа в Минске открылась в 1993 году. Тогда это был арендуемый у местной школы кабинет для 4−5 детей. Число учеников постепенно росло, в течение долгого времени оставаясь на уровне 50−60 человек.

Сейчас в школе учится больше 150 детей — учеников заметно прибавилось буквально за последние пять-шесть лет. Это совпало с переездом школы в отдельное здание, рассказывает ее директор Майкл Петтерш.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Майкл вместе с женой и двумя детьми переехал в Беларусь из США. В Минске семья живет два года.

«Мы хотели перемен, но имея двух детей, решили с ними повременить. Потом подали заявку, и организация предложила нам Минск», — вспоминает Майкл.

Город им понравился, и семья перебралась сюда из Колорадо. Супруга Майкла преподает в этой же школе.

«Худший вариант преподавания — это когда учитель все время стоит у доски и читает лекцию»

В QSI International School of Minsk учатся дети в возрасте от 2 до 18 лет, средняя численность класса в этой школе — 10 человек.

Учебный день здесь начинается в 8.25 и заканчивается около четырех. Он состоит из восьми уроков: семи основных и одного дополнительного, на котором прорабатываются темы, вызывающие у учеников затруднения. Каждую неделю дополнительное занятие посвящают новому предмету.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Программа, по которой занимаются ученики QSI, базируется на общих государственных стандартах (Common Core State Standards), разработанных в США в 2000-х. Ученики старших классов могут изучать предметы на углубленном уровне, чтобы подготовиться к поступлению в колледж. Все учебники школа также заказывает из США.

«Большую часть того, что вы видите в классах, мы по-прежнему привозим. Не может не радовать то, что в последние годы выбор и качество канцелярских товаров в Беларуси стали гораздо лучше. А в 90-х нам приходилось заказывать из США не только копировальные аппараты, но даже ручки с карандашами», — рассказывает директор.

Пожалуй, два главных отличия этой школы от белорусских — в том, как оценивают знания учеников, и в методике преподавания. Для родителей младших школьников учителя регулярно пишут отчеты, в которых рассказывают, чему научился ребенок и как его дела в школе.

Взрослые ученики получают оценки по шкале от 0 до 4, в том числе 2,5 и 3,5. Обучение построено таким образом, что изучение нового материала не начинается до тех пор, пока ребенок не усвоил предыдущий. Проверку устраивают после каждой пройденной темы — в форме теста, проекта, письменного эссе или презентации.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

«Если ученик не усвоил тему на требуемом уровне, то мы продолжаем работать с ним: составляем план, занимаемся дополнительно. Мы твердо убеждены в том, что „социальное продвижение“ убивает ценность образования, ведь то, что ребенку поставили оценку, не означает, что он стал умнее», — объясняет Майкл.

На уроке активности меняются каждые десять минут. По словам директора, учитель не должен все время стоять перед классом и «читать лекцию»: «Это худший из возможных вариантов, он вовлекает слишком мало детей и никогда не привьет им любви к знаниям».

Он приводит пример урока истории: в начале учитель немного рассказывает про тему, потом дети работают с картой в малых группах, дальше в парах. Заканчивается все мини-презентациями того, что ученики усвоили за урок.

Основной иностранный язык, который изучают в этой школе, русский — так попросили родители учеников, хотя школа пробовала варианты с немецким, испанским и даже китайским языками. Другие иностранные языки дети могут изучать дополнительно.

От 5 тысяч долларов в год и праздники для родителей каждый месяц

Пока мы осматриваем школу, пробегающие мимо ученики тепло здороваются с Майклом. Некоторые, помладше, останавливаются и начинают рассказывать «мистеру Петтершу» про свои проекты или про то, как прошел урок.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Атмосфера здесь кажется дружелюбной, хотя очевидно, что в школе, где учатся дети из 20 разных стран и культур, конфликты неизбежны.

Майкл соглашается и добавляет: «Как в любом другом человеческом коллективе. Чаще всего причина в банальном недопонимании». Поэтому в школе учителей и родителей просят разбираться в конфликтах при личных беседах, а не через сообщения в мессенджерах или переписку по электронной почте.

Также директор поощряет учителей по возможности решать спорные ситуации без его участия. Он считает, что как только учитель опускает руки и отправляет ученика в кабинет директора, то автоматически теряет часть авторитета в глазах ребенка.

Наш собеседник говорит, что их школе повезло с родителями — они принимают активное участие в школьной жизни своих детей, даже те, кто занимает высокие должности.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

«Мы многому учимся у родителей учеников. Например, один из отцов - посол. И несмотря на высокую занятость, он приезжает, когда это необходимо, постоянно интересуется делами своих детей».

Школа отвечает родителям взаимностью: дважды в год здесь проводят большую конференцию, где дети рассказывают о своих успехах, раз в месяц — встречу для родителей, на которой обсуждают текущие вопросы. Кроме этого, учителя вместе с детьми организуют развлечения — вечеринку в честь начала учебного года, зимние представления, международные праздники, на которых также рады видеть родителей.

Самостоятельность детей в школе всячески поощряют. Майкл говорит, что, например, образовательные поездки за границу ученики старших классов планируют сами: составляют программу, выбирают достопримечательности, которые хотят посмотреть, придумывают, чем будут заниматься в свободное время.

Дети ездят не только в другие страны, но и по Беларуси. Раз в год для средних классов организуют экскурсии по стране; в прошлом году дети были на Браславских озерах и совершили большую экскурсию по Минску.

Еще ученики QSI International School of Minsk принимают участие в мероприятиях, проводимых CEESA (Ассоциацией школ Центральной и Восточной Европы). Команда минской школы соревнуется в спорте, дебатах и других конкурсах с командами из Москвы и Вильнюса.

Фото предоставлено школой QSI
Фото предоставлено школой QSI

Все это стоит родителям учеников от 5−6 тысяч долларов в год — это стоимость обучения в младшей школе.

«Родители учеников средней и старшей школ платят больше, потому что дети ездят в поездки, сдают экзамены, — Майкл не называет точную цифру. — Но у нас есть и стипендиальные программы, поэтому стоимость обучения отличается».

Сумма, которую платят родители, покрывает плату за обучение, стоимость учебников и большую часть дополнительных занятий. Завтраками и обедами школа детей не кормит, но есть салат-бар и кулеры с водой.

«На ремонт» с родителей деньги не собирают, а оплатить годовое обучение можно тремя частями.

Зарплата для учителей выше, чем в белорусских школах, и английский для уборщиц

На 156 учеников приходится 30 учителей, больше половины из которых - белорусы. Майкл подчеркивает, что школа стремится сохранять такой баланс, поскольку он важен для поддержания «международной атмосферы».

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Иностранных учителей в QSI нанимают через международные ярмарки вакансий. Минимальные требования для них — это степень бакалавра, наличие педагогического образования и минимум два года опыта.

Главное требование к белорусским учителям, помимо профессиональных навыков, — это хорошее знание английского. Ему, кстати, школа бесплатно обучает своих работников: уборщиц, помощников.

В QSI белорусские учителя преподают музыку, искусство, технологию, русский. Директор говорит, что отбор довольно серьезный, но при этом отмечает высокий уровень подготовки кандидатов. В прошлом году в школе было три вакансии для белорусов.

Каждые несколько лет здесь проводят анализ зарплат, которые предлагают учителям минские школы. «Мы хотим сделать нашу школу привлекательным местом работы, поэтому предлагаем в среднем на 25% больше, не считая доплаты за стаж работы у нас», — делится Майкл.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Он также упоминает «возможности», которые открывает работа в этой школе. Местным учителям, в отличие от иностранцев, не запрещено заниматься репетиторством или брать подработки в других местах.

Нас интересует, насколько просто или тяжело белорусским учителям привыкнуть к особенностям этой школы.

«Самая большая сложность для преподавателей здесь не культурные различия, а то, что в одном классе могут быть дети разных возрастов, например шестилетки и семилетки. Так получается из-за того, что школа маленькая», — делится своими наблюдениями Александр Липский.

Он работает в QSI с момента открытия и преподает технологии и информатику.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

К плюсам американского подхода Александр относит так называемое спиральное обучение, при котором материал многократно повторяется с постепенным усложнением: «С самого начала дети изучают всё, включая теорию вероятности, в самом простом виде. Затем информация усложняется. Повторяемость материала очень большая, и это помогает детям усваивать знания».

Учитель хвалит американские учебники: они большие и тяжелые, но при этом красочные и качественные, к тому же часто обновляются.

«Допустим, если есть вопросы по статистическому анализу выборов, то там будет свежая информация, а не данные о выборах, которые прошли двадцать лет назад».

От учителей ожидают еженедельных учебных планов, но они достаточно гибкие, из-за того принципа, о котором уже упоминал директор: изучение нового материала начинается только тогда, когда предыдущий освоен на требуемом уровне.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

«Ещё у нас есть такой девиз: успех приносит успех. Когда отстающий ученик добивается результата, мы даем ему понять, что он сам этого достиг, и поощряем его. Тогда к следующей сложной задаче он отнесется с большим энтузиазмом, и у него будет получаться всё лучше и лучше», — рассказывает Александр.

Он упоминает о еще одной интересной особенности этой школы: дети могут пройти тест несколько раз, чтобы улучшить свою оценку.

«Если ученик провалил тест, то ему даётся два дня. Мы смотрим, почему и где он ошибся. Бывает, что просто переволновался. В нашей школе нет таких оценок, как тройки в пятибалльной системе. Если ученик не знает на четверку, то мы будем учить его до тех пор, пока он не будет готов ответить на четыре балла».

Иностранные учителя работают в Минске в среднем три года. Их нанимают за 9−10 месяцев до начала работы, чтобы было время на визовые формальности и переезд.

Работа в Беларуси стала для Элен Реджистер, учителя начальных классов из штата Джорджия, первым международным опытом.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Вакансию девушка нашла на сайте школы. Кроме Минска предлагались еще два других города, но столица Беларуси показалась ей «самым безопасным и дружелюбным» местом.

В свободное время она полюбила прогулки в парках и на Немиге, а из минских заведений ей больше всего нравится «Гамбринус» — за хорошее обслуживание и за то, что там с пониманием относятся к ее попыткам говорить по-русски. Кроме Минска американка была только в Несвиже, но этим летом, которое будет ее последним летом в стране, собирается съездить в Беловежскую пущу и в Гомель.

Белорусов Элен считает приветливыми: «Сначала они немного колеблются, не раскрываются, но когда это происходит, они становятся такими милыми и всегда готовыми помочь!».

«Пришлось привыкнуть к тому, что когда в автобусе говоришь по-английски, даже тихо, кто-нибудь обязательно заметит и начнет смотреть в упор. Бывало даже так, что люди выходили, шли следом и продолжали подозрительно смотреть», — смеется девушка.

«Сделать процесс получения визы более понятным стало бы огромным шагом вперед для Беларуси»

В настоящее время в QSI учатся только иностранцы. У школы нет лицензии на обучение белорусских детей, хотя в соседних странах школы QSI имеют такое право.

Тем не менее QSI старается налаживать контакты с местными школами. Например, ученики участвуют в Модели ООН вместе с белорусскими школьниками.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

«Мы заметили такую интересную вещь, — рассказывает Майкл, — что в Беларуси, если ребенок увлекается хоккеем, шахматами или чем-то еще, то все это делается на серьезном уровне: тренировки несколько раз в неделю по нескольку часов. Это отличается от того, к чему привыкли наши дети. Поэтому, хотя наши ученики и хорошо говорят по-английски, на модели ООН белорусские дети постоянно задают нам жару».

Сейчас QSI работает над тем, чтобы наладить более тесные связи с местными школами и обмениваться с ними опытом, — словом, старается влиться в сообщество.

Напоследок Майкл делится своим опытом жизни в Беларуси. Образ страны, какой ее видят зарубежные медиа, кардинально отличается от действительности, считает он.

«Я сказал своему отцу: „Если ты приедешь в Беларусь, то не захочешь уезжать!“. Потому что это прекрасная страна, и она очень похожа на то место, где я вырос, на Мичиган», — делится американец, добавляя, что особенной Беларусь делают люди.

Однако, по мнению Майкла, визовая схема в стране достаточно сложная. Он сравнивает ее с получением российской визы: там процесс тоже небыстрый, но он простой и понятный. «Мы живем во время, когда безопасность очень важна. Я не говорю, что Беларусь должна отменить визы, но сделать процесс их получения более понятным, как в России, было бы огромным шагом вперед», — считает наш собеседник.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

На месте чиновников, он бы открыл для туристов национальные парки и заманивал европейцев в Беларусь природой: «Моя жена отъехала от Минска на два часа и увидела настоящего волка! Невероятно!».

Что касается отношений Беларуси и США, Майкл считает, что они будут улучшаться в любом случае и с любым президентом. Хотя, возможно, с Трампом это произойдет быстрее, добавляет он.

«На месте белорусов я бы связывал будущее страны с технологиями. Посмотрите на ваших прекрасных инженеров, которые дают миру прекрасные продукты. Я всегда восхищаюсь, когда слышу об успехах белорусского IT».

{banner_819}{banner_825}
-10%
-20%
-30%
-20%
-20%
-10%
-10%
-30%
-20%