/

В Галерее TUT.BY прошла лекция объединения «Историка» о вере при советской власти. Мы вспомнили о храмах Минска, которые пережили две мировые войны, но были уничтожены в мирное время коммунистами, а также о простых прихожанах и священниках, которых, по данным историков, мучили и убивали тысячами.

«Наследие Минска богаче». Восемь уничтоженных храмов

Вторую мировую войну пережили полностью все храмы Минска. Те, что были повреждены, подлежали реставрации. С помощью экскурсовода Алексея Завадского мы вспомнили о восьми, которые были уничтожены в послевоенные годы.

— Наследие Минска значительно богаче, чем мы можем увидеть сейчас, — сказал он. — Много зданий мы утратили: они или уничтожены, или перестроены. В 19-м веке это были последствия национально-освободительных восстаний против Российской империи, в 20-м веке — борьбы с религией.

Доминиканский костел Томаша Аквинского

Реконструкция В. Стащенюка

Завадский считает, что это самый красивый и интересный утраченный храм Минска. Построен он был вместе с монастырем в середине 17-го века в честь очередной победы наших предков над Московским княжеством.

После Второй мировой войны планировалось восстановление поврежденного костела, на это даже была получена контрибуция от Германии, но его снесли — негожий был фон для памятника Сталину.

В августе 2016 года Совмин постановил придать территории, где находился храм, статус историко-культурной ценности — фундамент сохранился. О восстановлении здания на государственном уровне речь пока не ведется, но энтузиасты показали, как бы оно выглядело в окружении существующей застройки на пересечении улиц Энгельса и Интернациональной.

Бенедиктинский костел святого Войцеха

Реконструкция В. Стащанюка

Костел и монастырь бенедиктинок вместе с кладбищем находились на месте современных кинотеатра «Победа» и Генпрокуратуры.

Изначально здесь находился первый протестантский храм Минска — деревянный кальвинистский сбор 16-го века. В его честь назвали и улицу — Сборовая (сейчас — Интернациональная).

С захватом Речи Посполитой Россией костел перестроили в православную церковь. Здание пострадало в войну, но советские власти реставрации предпочли снос.

Казанская церковь

Церковь построили на территории современной площади Мясникова в 1903 году — незадолго до краха Российской империи. В межвоенный период здание сначала использовали как клуб, а в 1936 году взорвали. За этим действием наблюдали члены правительства БССР: Гикало, Голодед, Червяков. Они стояли на балконе Дома правительства.

Завадский напомнил, что подрывник Петр Григоренко позже стал диссидентом, отказался взрывать храмы. Его лишили генеральского звания, упрятали в психбольницу и в 1977 году уехал в США.

На месте церкви находится пустырь, фундамент сохранился.

Архиерейское подворье

При Российской империи возникла необходимость создания в захваченном Минске епархии — так и было построено Архиерейское подворье с церковью: сначала деревянной, а позже каменной. От подворья сохранился так называемый Юбилейный дом (пр. Независимости, 24).

В межвоенные годы вместо церкви был построен Дом офицеров. Архитектор Иосиф Лангбард даже сохранил несколько церковных стен. В подвалах Дома офицеров видна старая кладка.

Лютеранская кирха

Лютеранская кирха была построена в 1846 году вместо сгоревшей десятилетием ранее, напротив современного универсама «Центральный». В Минске тогда жило всего несколько десятков тысяч человек и район нынешней Октябрьской площади был городской окраиной.

Кирха была повреждена во время Второй мировой войны и стала жертвой послевоенной застройки главного проспекта.

Лютеранское кладбище находилось при сгоревшей кирхе — в Немецкой слободе (нынешний Лютеранский сквер). Многие современные минчане узнали о его существовании только в этом году — когда при расширении улицы Карла Либкнехта найденные человеческие останки, кресты и надмогильные плиты рабочие вывозили на горсвалку.

Хоральная синагога

Одно из немногих в Беларуси зданий в мавританском стиле — хоральная синагога на современной улице Володарского. Оно сохранилось до сих пор, но в послевоенные годы было перестроено под драматический театр имени Горького.

Также здание синагоги успело побыть кинотеатром «Культура». В нем в 1926 году состоялась премьера первого белорусского художественного фильма «Лесная быль» о противостоянии СССР и Польши.

Холодная синагога

Фото: И. Бовт, первая половина 1960-х

По мнению ряда историков, именно это здание было самым старым в Минске. После его сноса первенство перешло к Петропавловскому собору, который находится по другую сторону улицы Немиги.

В дореволюционном Минске насчитывалось около полусотни синагог. Завадский уточнил, что большая их часть посещалась представителями конкретной профессии, но Холодная использовалась всеми.

При расширении Немиги и строительстве здания «Белпромпроекта» синагогу уничтожили. Фундамент сохранился, так как это место не застроено.

Мечеть

Татары живут на территории Беларуси со времен Витовта. В Минске они кучно осели в районе современной гостиницы «Юбилейная» и Дворца спорта. Там в начале 20-го века они и построили каменную мечеть.

Здание хорошо сохранилось во Вторую мировую войну, но было взорвано при застройке нынешнего проспекта Победителей, а тогда Парковой магистрали, в 1962 году. На месте мечети сейчас находится одноэтажная пристройка к отелю с рестораном.

В 2016 году в Минске снова появилась мечеть — на улице Грибоедова. Она похожа на старую.

«Не отреклись от веры». Пять убитых священников

Автор экскурсии «Минск новомучеников» Татьяна Хоменкова рассказала о нескольких репрессированных представителях православной церкви, чья деятельность на разных жизненных этапах была связана с Минском. Они не отрекались от веры, даже когда за это им было обещано сохранить жизни.

Серафим Жировичский

Источник: Сhurch.by.

Архимандрит Жировичского монастыря впервые посетил Минск в 1916 году как послушник мужского монастыря Святого Духа. Во время второй мировой войны он открыл 74 православных церкви на территории восточной Беларуси.

С наступлением советской армии Жировичский отправился в Гродно, но дальше не поехал. Сотрудничество с немцами ему припомнили в 1944 году. Хоменкова уточнила, что воспоминания очевидцев его смерти расходятся с официальной версией (разрыв сердца): его привязали к двум машинам, которые разъехались в разные стороны.

Валериан Новицкий

Источник: Рravenc.ru.

Новицкий — сын деревенского священника. Он оставил учебу в БГУ после его смерти и поехал проповедовать в отцовский храм.

«Становится все хуже. Почти в каждой деревне моего прихода организуются коллективы. В них антирелигиозная пропаганда занимает одно из главных мест. Власти намеревались забрать церковь под ссыпку зерна, но люди отстояли!» — написал священник сыну незадолго до смерти.

Валериан Новицкий был обвинен в антиколхозной пропаганде и отправлен в слуцкую тюрьму.

«Мне для сохранения жизни предложили отречься от Бога и священного сана. Я отказался. Как ты справишься с детишками?» — написал он жене. Та поддержала его. В 1930 году Новицкого приговорили к расстрелу и заставили вырыть собственную могилу.

Владимир Хираско

Источник: Smolyane.narod.ru

Хираско — минский священник, известный служением слепым детям в церкви, которая раньше находилась на месте нынешнего Дома правительства, при училище для слепых. Одновременно он преподавал в мужской и женской гимназиях.

Священник был трижды арестован советскими властями, провел около семи лет в заключении, ослеп. Один из арестов прошел по доносу, напечатанному в газете «Рабочий», где его обвинили в контрреволюционной деятельности. Скончался он в 1932 году в Смоленской области.

Его дочь Юлия также осталась в минской истории. Благодаря балерине городской театр оперы и балета получил приставку «Великий».

Митрофан Краснопольский

Источник: Оrthphoto.net.

Хоменкова обратила внимание на активную борьбу архиепископа с пьянством. Он был причастен к организации крестных ходов трезвости и запуску вагона трезвости, который ездил по Беларуси.

Во время Первой мировой войны Краснопольский регулярно ездил на фронт и общался как с военными, так и мирными жителями.

В 1919 году он был арестован по обвинению в «белогвардейском заговоре» и расстрелян.

Мелхиседек Паевский

Мелхиседек Паевский. Фото: wikipedia.org
Фото: wikipedia.org

Паевский работал на минской кафедре во время активных репрессий коммунистов. Когда он первый раз приехал служить в Кафедральный собор, там было всего шесть верующих.

В Минске он служил пять лет и занимался благотворительностью, расходовал в том числе собственные деньги. Затем уехал жить в РСФСР. Умер после серии арестов и пыток, во время литургии.

{banner_819}{banner_825}
-10%
-15%
-40%
-25%
-27%
-15%
-30%
-30%
-40%