Сергей Голесник,

Сегодня, чтобы путешествовать, пожалуй, нет никаких преград. Вот и житель Постав Валерий Болт доказывает: вырваться из плена серых будней проще простого. Главное — поставить цель, собрать рюкзак и не забыть смазать цепь велосипеда. В прошлом году вместе с другом Сергеем Соколовским он съездил к Атлантическому побережью. А нынешней весной уже с другим товарищем, — Валерием Бутом, отправился на 118-дневные «велопокатушки» по маршруту Поставы — Ростов — Владикавказ — Тбилиси — Ереван — турецкая Хопа — Поставы. За спиной остались 7690 километров, горы, Черное море и, естественно, море ярких впечатлений. О них один из путешественников рассказал корреспонденту «СБ Беларусь Сегодня».

Велосипед для Валерия Болта — не более чем хобби. Его напарник Валера Бут последний раз педали крутил, наверное, лет 10 назад. Так что с его стороны поездка оказалась и вовсе большой авантюрой.

Мне казалось, что нужно быть состоятельным человеком, чтобы на 4 месяца уехать из дому на велике. Но Валерий Болт другого мнения:

— После школы я поступил в БНТУ. Из-за моей безалаберности меня оттуда выгнали. После армии учился в БГТУ, однако понял — не мое. У меня есть небольшой постоянный источник дохода. Деньги не ахти какие, но на жизнь хватает. Этим обусловлен выбор формата велопутешествия — в шутку мы его называем «бомж трип». С собой брали минимум вещей: портативный аккумулятор для смартфона, куда загружена офлайн-карта, палатка, спальники, пару музыкальных гаджетов, запчасти и инструмент для ремонта велосипедов, газовая горелка для приготовления пищи. Обычный рацион — сосиски, макароны, каши, овощи, майонез, печенье, халва, конфеты, напиток. В Северной Осетии нас часто угощали бараниной. Но больше всего понравились хинкали и хачапури с фасолью, мясом, картошкой, грибами. Грузинская кухня — супер!

К слову, в дорогу поставчане изначально и отправились, чтобы проверить рассказы о хваленом грузинском гостеприимстве. Если же говорить о деньгах, то в путешествии они потратили всего 1200 долларов.

Сначала ехали проселками. Там движение спокойнее и люди — душевнее. Лишь через 1,5 тысячи километров выбрались на федеральную трассу Москва — Ростов-на-Дону и по ней катились до Владикавказа. Как раз, шутит Болт, проверили миф о жутких российских дорогах:

— Там все зависит от региона. Например, в Брянской области между городами Погар и Трубчевск встретился ну просто непроходимый 20-километровый участок. На крупных шоссе претензий к покрытию не было. За Ставрополем, к примеру, нам попалась пологая затяжная горка, где мы разогнались до 75 километров в час. Это — рекорд скорости!

В Гомеле путешественники переночевали у родственников Валеры Болта. В других же городах искали вписку. Вписку, или место для ночлега, можно найти через специализированные сайты для туристов. По словам Болта, люди регистрируются там и заявляют о готовности принять путешественников:

— Кто-то приглашал к себе. Кто-то подсказывал, где можно найти ночлег. В Тбилиси мы 5 дней прожили у создателя тамошнего велоклуба Томаза. Когда из Фиагдона в Верхний Унал ехали через пустынный перевал, под дождем вымокли и замерзли сильно. К счастью, служители маленькой горной церквушки пустили переночевать. Во Владикавказе нас приютил арт-объект Portal. Это — сообщество творческих людей различных направлений, которые собираются вместе, организуют выставки, ярмарки.

Во Владикавказе путешественники застряли на несколько дней из-за того, что селевой поток смыл полкилометра горной дороги. Там им подсказали, что в Северной Осетии есть классные ущелья, водопады, где можно покататься. Посоветовали, где остановиться. Через 3 дня они добрались до тупикового поселка Джамара. Нашли местного жителя Ахшара, которого им порекомендовали. Он там обработкой камня занимается. У него на участке, вспоминает Валерий Болт, стоит вагончик для туристов:

— Внутри — кровати, умывальник. Живите, говорит, сколько хотите. Бесплатно. В Северной Осетии люди вообще очень отзывчивые. Если где-то в селе спрашивали разрешения палатку поставить, нас, как правило, в дом приглашали ночевать.

В Приэльбрусье ребята встретили Васю и Диму из Курска — таких же, как и они, велопутешественников. Благодаря им поехали на поляну Азау, что на высоте 2300 метров над уровнем моря. В столице Грузии познакомились с украинцем, который увлекательно рассказывал о велопутешествиях по Скандинавии. А с автостопщицей Сашей из Перми, ехавшей в Тбилиси, вместе застряли на закрытой российско-грузинской границе. Пересечение границ, по словам Болта, отдельная история:

— В России вблизи границы с Украиной стоят блокпосты, документы постоянно проверяют. На границе между Северной Осетией и Кабардино-Балкарией наши рюкзаки рентгеном просвечивали. На российско-грузинской границе, напротив, пропустили без очереди. Когда из Грузии в Армению ехали, едва ли не сами уговаривали пограничников посмотреть наши документы. А на погранпереходе в Турцию мы, наверное, были первыми белорусами — так там удивились, увидев наши паспорта.

В маленьком городке на западе Армении с путешественниками произошла любопытная история. Они зашли в продовольственный магазин. Разговаривали по-русски. Из национальной символики — лишь еле заметные ленточки с орнаментом на руле. А продавец вдруг спрашивает: «Ребята, вы из Беларуси?» Оба Валеры чуть на пол не сели от удивления… Кстати, Валерий Болт говорит, что везде, где они ехали, белорусов любят и уважают страну:

— Когда хозяева, к которым на ночлег просились, узнавали, откуда мы, старались на стол лучшее угощение поставить, домашнее вино принести.

Больше всего путешественникам понравилась природа Грузии. Особенно яркие впечатления остались от Крестового перевала — величественного и пустынного места, где горные вершины прячутся под снежными шапками. Вообще же, уверяет Валерий Болт, все было ярко и интересно с того момента, как с товарищем они уехали из Постав:

— Велопутешествие — это словно другое измерение, которое не сравнится ни с повседневной жизнью дома, ни с отдыхом all inclusive в 5-звездочном отеле где-нибудь на Канарах. Этот формат мне больше всего по душе. Им, похоже, я заболел окончательно и бесповоротно. В апреле 2017-го хочу уехать на 2 года в велокругосветку. Сейчас оборудование приобретаю, спонсоров ищу.

В социальных сетях странички у Валерия нет. Зато в Facebook есть организованная им группа YA Zhivoj. В Instagram, например, у нее более 800 подписчиков по всему миру. Там вся информация об уже состоявшихся поездках, а также — задумки и планы. Под этим брендом он намерен и в кругосветку отправиться.

Из дневника Валерия Болта

«Горы и ущелья вблизи Южной Осетии — красотища! Мама!.. А вот дорога из города Кобань к озеру Гизельдон — адский серпантин! Половину его мы проехали, ну, а вторую половину тащили велики в руках. Очень крутой подъем и камни повсюду, которые не давали тронуться с места после остановки».

«Мы четвертый день в Батуми. Живем на пляже. Нашли металлоконструкцию, брезент огромный принесли и натянули его над нашим новым домом. Прячемся от палящего полуденного солнца. Овощное рагу готовим на костре. Море выбрасывает на пляж много хвороста и он абсолютно сухой! Рыбаки поделились уловом. В основном была барабулька, но попался один скат, которого мы зажарили на углях».

Цифра

Максимальное расстояние, пройденное путешественниками за день, — 190 км.

-15%
-30%
-25%
-47%
-21%
-30%
-50%
-20%
0067536