Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Хорошо живет не тот, кто много получает, а тот, кто много тратит, — гласит народная мудрость. И в самом деле, картина потребления хоть отдельного индивида, хоть общества в целом говорит о многом. В свете вышеизложенного в нашей статистике можно обнаружить немало очень любопытного.

В минувшем году, как известно, все росло рекордными темпами. Росло по-хорошему — ВВП, заработная плата. Да, прирост последней может быть маловесомым аргументом по причине роста цен и тарифов на "чувствительные" статьи расходов — квартплату, транспорт, товары первой необходимости. Но в 2004 г. эти компоненты национального экономического самочувствия "кусались" не очень больно. Тем интереснее посмотреть, как выглядит белорусское потребительское поле, динамика и характер повседневного товарного спроса в тени вэвэпэшных небоскребов.

Деталь первая, за которую цепляется глаз. В какие, скажите, времена продажи кофе в торговых организациях прирастали за год на 70%? Только минчане в течение года употребили 258 тонн "бытового наркотика" — вдвое больше по сравнению с 2003 г. Интеллигентнее, что ли, стали и иначе относимся к другим маленьким радостям жизни?

Резонно спросить: а чай и водка? В том-то и дело, что водки — этого проверенного временем средства поднятия настроения — приобрели меньше почти на 2%. Продажи чая приросли всего на 8,1%, хотя в тоннах мы его потребляем больше, чем кофе. Пока, наверное.

Нетрудно предположить, что меняется образ жизни. Маркетологи могут спорить о своих заслугах в сбыте, о том, помогла ли им (и насколько) реклама. Для сравнения отметим, что столь необходимого продукта, как йодированная соль, настойчиво предлагавшегося потребителям, куплено всего на 8% больше, чем в 2003 г.

Так и хочется покопаться в отечественной потребительской корзине и найти там какие-то характеризующие ее системные детали. Например, синтезировать кофе и: телевизор. Да, по покупкам последних в прошлом году мы тоже в лидерах. Страна стала менять "ящики", хотя причины не в необычайно интересных программах собственных медиа-компаний. Цены и технические возможности предлагаемых аппаратов стимулировали 3-кратный взрыв покупок цветных телевизоров в Брестской и Гродненской областях. Можно предположить — здесь явно склоняются к просмотру иностранных программ, но ведь и на остальном пространстве белорусы "не лыком шиты". 475 тысяч телевизоров было куплено только за один год — рост в 2,2 раза, "ТВ-волна" стала "фишкой" года.

Образ потребителя вырисовывается рельефно: вот он с чашечкой кофе в кресле у нового телевизора. Эта идиллическая картина как нельзя лучше "вписывается" в пейзаж года: люди стали жить лучше, стали ближе к Европе в прямом и переносном смыслах.

Для знатока новейшей отечественной истории может быть любопытным тот факт, что наибольший (5%) рост продаж водки отмечен в Брестской, а наименьший (-8,4%) в Гродненской области. Странно, оба региона соседствуют с Польшей, а такая разница в цифрах. Можно предположить, что гродненцы живут лучше и не нуждаются в массовых поездках в соседнюю страну со своими напитками.

Своеобразным барометром настроения хозяйственных лидеров и прочих разноранговых руководителей можно считать потребление на душу коньяка. Статистика его продаж свидетельствует о существенных региональных различиях. В Минске, например, динамика потребления этого горячительного напитка почти соответствует темпу роста ВВП: соответственно 12,3 и 11%. Брестский регион вкупе с Могилевским, похоже, борются за статус "особых коньячных зон страны": в первом потребление приросло на 31,5%, во втором на 30,2%. В Гомельской области покупки коньяка увеличились на 9,5%, в Витебской — на 3,8, а в Гродненской снизились на 1%.

Остается только призвать местных начальников к чувству патриотизма, поскольку национальный жидкий продукт в этом сегменте рынка занимает всего 41,9%. Поддержка иностранного производителя — не лучший пример для подчиненных.

Интересно и то, что потребительская кооперация реализовала коньяка больше прошлогоднего на 31%. Неужели и благосостояние белорусского крестьянства возросло настолько, что оно может позволить себе перейти на подобный деликатес с водки и напитков рангом пониже?

…Никто не скажет, что мы имеем в стране нейтральное потребление. Оно было и остается социально ориентированным, как и вся наша экономика. Если еще внимательнее присмотреться к итогам года, можно обнаружить много новых нюансов. Они — "сигналы" особенностей национальной экономической политики и происходящих в обществе социальных процессов. Как не вспомнить известную фразу о том, что мы, скорее всего, не знаем страны, в которой живем.

Леонид ЗАИКО,
экономический обозреватель "НЭГ"
,