Археологическая экспедиция Марата Климова нынешним летом нашла настоящее месторасположение легендарной крепости Сокол в Россонском районе Витебской области. Она была построена при Иване Грозном в 1566 году во время Ливонской войны и простояла только 13 лет. Захватили и уничтожили крепость войска короля Речи Посполитой Стефана Батория. Долгое время ошибочно считалось, что крепость расположена в другом месте. Об этом и других открытиях рассказал старший научный сотрудник Института истории Национальной академии наук Беларуси, кандидат исторических наук, археолог Марат Климов.

Фото с сайта ru.wikipedia.org
Фото с сайта ru.wikipedia.org

То, что крепость Сокол была разрушена, не вызывало сомнений. Захват и разрушение крепости в 1579 году войсками Стефана Батория подробно описаны в «Записках о Московской войне» Гейденштейна.

После разрушения Пахоловицкий, секретарь Стефана Батория, нарисовал гравюру крепости. Из изображения и описаний следовало, что крепость стояла на слиянии двух рек — Нищи и Дрисы. Как раз там находились природные возвышенности высотой около 11 метров, которые сначала принимали за вал крепости Сокол. Так представила объект в 1948 году московская экспедиция Рабиновича. В 60-е годы, руководствуясь предыдущими исследованиями, археолог Ткачев провел на этом месте раскопки и, найдя там множество человеческих останков, ошибочно посчитал, что именно здесь и находился Сокол, вторая по размерам российская крепость тех времен на территории Беларуси.

— Всем хотелось видеть могучую крепость, поэтому и возникла ошибка. На этом «погорел» и Михаил Ткачев. На самом деле кости и черепа принадлежали 500 немецким ландскнехтам, которые были убиты во время штурма крепости. Их похоронили с почестями на том возвышении. А всем казалось, что крепость найдена, — объясняет Марат Климов.

Историческую ошибку удалось исправить лишь в 2016 году, когда верхнедвинский краевед Юрий Карасев забил тревогу. Рядом с предполагаемой крепостью орудовали «черные» копатели. Исследователь нашел там много керамической посуды, следы пожара, пули и монеты. Тогда возникло подозрение, что там жили стрельцы. Он обратился в Академию наук. Для проверки версии о другом местонахождении крепости Академия наук Беларуси снарядила экспедицию под руководством Марата Климова. Было решено провести археологическую экспедицию с 28 июля по 12 августа возле деревни Кульнево. Раскопки, по словам Климова, проходили в тяжелых условиях: 12 дней из 15 лил дождь.

В результате раскопок обнаружили культурный пласт, свидетельствующий о сильном пожаре, а также фрагменты керамических горшков, костей и отдельные артефакты — монеты, наконечник стрелы в слое пожара, часть строения с куском печи, остатки деревянных полатей, на которых спали, фрагмент кадки (бочки диаметром 50 см), пули, стрелы и подковки для обуви. «Ни одной монеты ВКЛ. Все указывало на то, что здесь проживали стрельцы», — комментирует находку археолог.

Оказалось, что на самом деле крепость располагалась выше на 350 метров от предполагаемого ранее места. Гравюра Пахоловицкого не передавала реальных размеров крепости. Рисунок вводил в заблуждение, и казалось, что крепость находится непосредственно на слиянии рек, на гравюре видны массивные стены и башни. Художник, объясняет специалист, руководствовался традициями изображения крепостей в то время, когда правда чуть приукрашивалась.

— Но это миф. Гравюра показывает точно лишь количество башен, размещение стен и подтверждает существование водоемов. Все остальное — мифологизация. Крепость была деревянная. Вместо красивых стен был, скорее всего, частокол. Великая армия воевала в нашем понимании в деревне, — поясняет историк.

Площадь крепости около 7 гектаров. Русские называли ее «городом», рассказывает археолог. По историческим справкам, во время штурма в 1579 году было уничтожено от 3 до 4 тысяч стрельцов. Постоянно там жило около тысячи людей, там было три церкви, как показано на гравюре.

— На гравюре изображен природный вал, который привлекает к себе внимание, но крепость размещалась на равнине. Русские войска не насыпали валы, — поясняет специалист и уточняет, что почва была для этого непригодна. В том месте грунт песчаный, и валы не держатся без специальных укреплений из глины, которыми русские войска не занимались. Вместо этого у стен перед основными рвами была запруда. Штурмовики попадали под прицельный огонь и погибали. Чтобы избежать потерь, войска старались поджечь крепость.

Следующим летом планируется возобновить раскопки и определить конфигурацию крепости, форму башен и соотнести их с гравюрой. Есть шанс найти следы хотя бы одной церкви. Сложность исследований в том, что тогда могли не класть каменный фундамент, а возводить строения просто из дерева, объясняет археолог.

Интересно, что подковки на обувь и гвозди, найденные в Соколе и в Туровли, другой крепости того же времени, идентичные. Это свидетельствует о том, что обувью обеспечивали централизованно, говорит Марат Климов. Керамика в Соколе, скорее всего, местная, но есть возможность сравнить посуду с московской керамикой тех времен.

— Не надо верить тому, что видится, и не всегда надо соглашаться с тем, чему учили, — в заключение сказал исследователь.

-35%
-50%
-30%
-10%
-20%
-57%
-18%
-10%
-10%
0067536