Поддержать TUT.BY
66 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Куды ідзеш, Беларусь?» Тадеуш Кондрусевич провел «прощальную службу» в Минске. Как это было
  2. Перед жительницей Петербурга, получившей удар в живот, извинились — и руководство полиции, и сам полицейский
  3. «Ответила: «Да». Ролик, где минчанин делает предложение, набрал около семи миллионов просмотров
  4. В квартирах хотят запретить держать некоторых животных. В планах — и ограничения по контактным зоопаркам
  5. Помните, как ЦИК забросали жалобами на нерегистрацию Бабарико? Теперь хотят ввести изменения по обращениям
  6. В России ищут 80 вагонов для поставки бронетранспортеров БТР-80 в Беларусь. Разбираемся, в чем дело
  7. «Людей лишают «плюшек». Официальные профсоюзы придумали, как удержать работников и «наказать» тех, кто вышел
  8. Балаба: Минский ОМОН готов к возможным весенним акциям протеста
  9. 18-летней Софии, которая расписала щиты военных, дали два года колонии. Ее другу — полтора
  10. В Беларуси произошли массовые прорывы теплосетей. Неужели все так плохо?
  11. Чиновники придумали, как законодательно «закрепить статус» Всебелорусского народного собрания
  12. Порье нокаутировал Конора Макгрегора
  13. На продукты, лекарства и детские товары подняли НДС. Рассказываем, что может заметно подорожать
  14. Без жестких диет. Совет Елены, которая много раз пробовала похудеть и наконец сбросила 21 кг
  15. Лукашенко чиновникам про биометрические паспорта: Даже двойки нельзя вам поставить по защите персональных данных
  16. И ездить не стыдно, и налог платить не надо. Подборка крутых автомобилей старше 1991 года выпуска
  17. «В весе 115 кг я перестала выходить из дома». История девушки, похудевшей на 55 килограммов
  18. Студента БГУИР, которому суд дал 114 суток ареста за марши, отчислили из университета
  19. Холдинги создали. На очереди — госкорпорации. В чем суть смены вывесок?
  20. Погода на неделю: циклон «Ларс» принесет в Беларусь снег, мокрый снег и дождь
  21. В Беларуси готовятся нанести удар по коррупции. Что хотят изменить
  22. Британские СМИ о подробностях крупной аферы: подозреваемый бежал через Минск, за бизнес-джет платил налом
  23. Новый КоАП вводит правило «первого раза» для водителей: за какие нарушения сначала не будет штрафа
  24. Что происходит в Беларуси 25 января
  25. История о том, как простой парень спас семью из пожара, получил медаль «За отвагу» — и как сложились их судьбы
  26. «Место делали для себя и для гостей». Рядом с метро «Площадь Победы» открылся небольшой рестобар
  27. Поддержать TUT.BY может каждый. Вот простой и полезный способ
  28. За сутки умерли 10 пациентов с коронавирусом. Минздрав озвучил последние цифры о COVID-19
  29. 555 долларов за «квадрат». Под Минском построили частный дом из мапидовских панелей. Вот он какой
  30. В 2020-м году — семилетний антирекорд по покупке квартир. Эксперты рассказали, что происходит


/

Пару лет назад Беларусь охватил «синдром вышиванки». Очень быстро одежда с орнаментом, которая раньше уместно смотрелась лишь на артистах народных коллективов, стала модной и появилась в гардеробе практически у каждого. Сегодня люди ходят в ней на работу, президент катается на тракторе, певцы выходят на сцену «Славянского базара», наши спортсмены наденут вышиванки на Олимпиаде в Рио, а в следующем сезоне то же самое обещает сделать и футбольная сборная страны.

Одни таким образом выражают свою политическую позицию, другие — хотят обозначить себя белорусами, третьи — зарабатывают на этом деньги. TUT.BY решил выяснить, чего больше в этой моде с национальным колоритом?

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Вышиванки: культурный подъем или политика?

Вышиванки в Беларуси никогда не были вне закона. Правда, воспринимались большинством как исторический артефакт. И поэтому внимание ему уделяли разве что этнографы, культурологи и музейные работники.

— Калі б яшчэ некалькі гадоў таму вы выйшлі на вуліцу ў вышыванцы, то на вас бы пальцам паказвалі. А зараз народ ужо не палохаецца арнамента і нармальна ўсё ўспрымае, — обращает внимание член Студенческого этнографического общества Наста Глушко.

Все изменилось в 2014 году. Сначала в вышиванки массово переоделись украинцы. Майдан в Киеве, война на Донбассе и ситуация с Крымом заставила народ искать некий объединяющий элемент, который среди прочего выделял бы их из толпы и показывал право на самоопределение. Одежда с орнаментом подошла как нельзя лучше.

Беларусь миновали и войны, и революции последнего времени. Но проблема национальной идентичности, доставшаяся в наследство от Советского Союза, была и, наверное, остается до сих пор. Более того, народ всегда был условно разбит на два лагеря: «бел-чырвона-белы» и «красно-зеленый» — по цветам флагов и политическим убеждениям.

Некоммерческая организация «Арт-сядзіба», насмотревшись на соседей, решила привнести тренд на вышиванки и в нашу страну. Авторы идеи говорят, что хотели сделать орнамент «лайтовай заменай „Пагоні“ і бел-чырвона-беламу сцягу». С одной лишь целью — возрождение белорусской нации.

— У свой час мы ўбачылі, што гэты сімвал здольны аб'яднаць усіх беларусаў. Вышыванкі заўсёды былі народным адзеннем. І гэтым яны выгадна адрозніваюцца ад дзяржаўнай сімволікі. Яны не маюць палітычнай афарбоўкі. Больш глыбокі сэнс заключаецца ў тым, што вопратка з арнаментам дапамаге беларусу абазначыць сябе беларусам, — объясняет координатор «Арт-сядзібы» Никита Бровка.

Никита Бровка. Фото из социальных сетей
Никита Бровка. Фото из социальных сетей

Организация одной из первых начала выпускать вещи с орнаментом и переодела белорусов в так называемые вышимайки. А в октябре 2014 года провела первый в стране День вышиванки. Это одновременно была и ярмарка народных изделий, и фестиваль национальной культуры. Организаторы насчитали на мероприятии около полутора тысяч гостей.

Второй День вышиванки, который прошел всего через два месяца, оказался еще более масштабным. Его посетило около пяти тысяч человек. Разных политических взглядов. И это доказало, что орнамент может объединять народ.

— Вышиванки, в отличие от флагов, — это символ, который укоренен в белорусское национальное сознание. Это удачная символика, чтобы объединить белорусов, независимо от их политических пристрастий, — считает политолог Юрий Чаусов.

Правда, некоторые российские издания решили, что белорусы, массово переодевшиеся в вышиванки, представляют опасность для сохранения дружеских отношений наших стран. Популярное интернет-СМИ Lenta.ru выдала материал о том, как «официальный Минск использует вышиванку для национальной мобилизации».

Юрий Чаусов, если и видит в одежде с орнаментом политику, то лишь внутреннюю, но никак не внешнюю.

— Не думаю, что это послание России. Мне кажется, что те, кто начинал это движение, просто искали объединяющую символику. Месседж, который ими закладывался, отнюдь не конфронтационный. Наоборот. Он направлен, скорее, внутрь общества, а не вовне. И делалось это не для того, чтобы показать россиянам, например, что белорусы отличаются от них орнаментом, — говорит политолог. — Сам по себе поиск исторических узоров, которые были бы свойственны определенной нации, — это стандартный путь для того, чтобы заложить основу этой нации.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Мода на вышиванки вспыхивает в Беларуси не впервые. В советские годы подобный мейнстрим зарождался трижды. Но потом угасал. Сначала в 20−30-е годы прошлого века. Совпало это с политикой белорусизации. Но как только партия решила отказаться от временной либерализации, выделять себя из остального «русского мира» при помощи орнамента стало опасно.

В следующий раз мода на вышиванки вспыхнула в 50−60-е годы. Никакого национального подъема не было. Просто тогдашний политический лидер Никита Хрущев сам любил носить вышитые рубахи. Моде, заданной верховным правителем, следовали и остальные. Но она прекратилось после того, как руководитель страны лишился своего поста.

При Брежневе вышиванки и вовсе стали диссидентским элементом одежды. Носить их было позволено лишь артистам на сцене.

Но в конце 80-х, когда СССР уже дышал на ладан и все страны социалистического лагеря начали заявлять про свое право на независимость, вышиванки снова оказались в тренде. Белорусы вспоминали свои национальные особенности и одевались в них, чтобы выделиться на фоне остальных.

Почему вышимайка на девушке — это дурной тон?

Студенческое этнографическое общество заинтересовалось вышиванками еще задолго до «Арт-сядзібы» и остальных белорусов. Они занимались изучением и возрождением национальной одежды. Больше с научной точки зрения.

— Вельмі добра, што Беларусь павярнулася тварам да сваёй культуры і гісторыі. Гэта цікава, прыгожа і самабытна. Вельмі файна, што беларусы хочуць выглядаць па-беларуску, — говорит член этнографического общества Наста Глушко.

Еще до всеобщего тренда Наста и сама выходила замуж в самостоятельно пошитом национальном костюме. Она не против мейнстрима на вышиванки. Беспокоится только о том, что белорусы не всегда правильно их носят.

— Спачатку важна разабрацца: як гэта — выглядаць менавіта па-беларуску. Многім здаецца, што досыць проста надзець вышываную кашулю, і гэтага дастаткова. Але не. Спачатку колеры. Нашы арнаменты традыцыйна былі белымі, чырвонымі і чорнымі. Магчымы яшчэ сіні. Гэта тое, што нас адрознівае ад іншых славянскіх народаў. Усё астатняе прыйшло ўжо ў савецкі час, калі ў розных часопісах друкавалі схемы вышыўкі. І там аўтары не дужа сачылі за так званай чысцінёй моманту, — рассказывает Наста Глушко.

Так происходит и сейчас. Многие дизайнеры стали шить одежду с национальным колоритом, в котором не всегда можно найти белорусское начало.

— Часам даўгая жаночая сарочка называецца сукенкай і носіцца без аніякага яшчэ адзення. Нашы бабулі вырашылі б, што вы ў бялізне пайшлі гуляць па вуліцы. Гэта проста непрыстойна, — объясняет Наста. — А мужчынскія вышыванкі трэба насіць з поясам. Так будзе па-сапраўднаму. Адсюль і прымаўкі пайшлі старыя пра «распаясаўся».

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

В то время как одни следуют моде на вышиванки, другие — зарабатывают на этом деньги. Когда есть спрос, не все хотят думать, чтобы предложение полностью отвечало культурным составляющим национального костюма.

По словам Насты, популярные нынче вышимайки с прямоугольным принтом с орнаментом — одежда исключительно мужская. Девушкам лучше поискать для себя что-то другое.

— Мяне проста клініць, калі я бачу жанчыну ў вышымайцы. Гэта нонсэнс для культуры. Вышымайкі зроблены паводле мужчынскай сарочкі, у якой традыцыйна былі дзве планкі на грудзях. І раней таму, што жанчына не можа хадзіць у мужчынскім адзенні, надавалася ледзь не магічнае значэнне, — говорит девушка. — З народным адзеннем суцэльны сучасны ўнісэкс не зусім суадносіцца. Але сучаснае стылізванае адзенне: майкі, пола з арнаментам — можна спакойна насіць.

Наста уверена, что после того как массовое помешательство на вышиванках закончится, белорусы задумаются и над культурной составляющей орнамента. Просто нужно время.

 

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Тренд на вышиванки быстро подхватил и бизнес. Многие производители провели ребрендинг и стали рисовать орнамент на своей продукции. Агентство МАСМИ даже провело исследование, чтобы посмотреть, помогает ли это увеличивать продажи. Оказалось, экономический эффект есть.

— Тое, што мы назіраем, — гэта агульная станоўчая цікаўнасць да нейкіх нацыянальных элементаў. Яна расце, і гэта дае пэўнае бачанне таго, што гэта не часовы ўсплеск. Не хацелася б, каб вышыванкі сталі так званымі бусламі і зубрамі, якія існуюць як сімвалы, але ўжо выхалашчаныя. І яны перастаюць несці пад сабой нейкі грунтоўны падмурак. Трэба браць аўтэнтычнае і ўжыўляць гэта ў сучаснае. Тады гэта будзе карыстацца ўсталёвым поспехам, — считает координатор гражданской кампании «Будзьма беларусамі!» Нина Шидловская.

Как государство влилось в мейнстрим с вышиванками

Тренд на вышиванки в Беларуси задали организации так называемого «бел-чырвона-белага» лагеря. Их мнение всегда шло вразрез с официальным. И взгляды на культурное возрождение страны часто расходились в разные стороны.

Но официальные власти не стали приравнивать вышиванку к политической символике, а, наоборот, влились в общий мейнстрим.

— Сцягі — гэта палітыка. А арнамент — гэта культура. Гэта тое, што досыць спакойна яднае людзей. І няма раздражнення аднаго іншым, — объясняет феномен Наста.

Сначала президент с сыном Николаем прокатился в вышимайках на тракторе, потом девушки в современных костюмах с орнаментом сопровождали в Минске российскую делегацию во главе с Владимиром Путиным, а дизайнер Юлия Латушкина переодела в вышиванки наших олимпийцев.

Вышиванка стала главным символом и Дня незавизимости, и купальской ночи в Александрии, и «Славянского базара».

Незадолго до этого на площадке у Дворца спорта Минкульт, БРСМ и Мингорисполком организовали официальный День вышиванки.

— Трэба ганарыцца вышыванкай. Мяне радуе, што ідзе зварот да традыцыйнага арнамента, да той традыцыі, якая адлічвае тысячагоддзі. Гэтую традыцыю немагчыма прыватызаваць якой-небудзь з палітычных сіл, бо гэта адзін з элементаў нашай спадчыны, — говорит энтограф, член Совета республики Игорь Марзалюк.

Более того, сенатор обращает внимание на орнамент на государственном флаге. Поэтому искать в вышиванках оппозиционное начало, по его мнению, не стоит.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

От политического подтекста открещивались и чиновники, которые пришли на День вышиванки.

— Вышыванка — гэта вопратка, безумоўна, святочная вопратка. Але сёння гэта для нас ужо сімвал, у які мы ўкладаем шмат нашых пачуццяў. Таму тое, што сёння моладзь, у прыватнасці БРСМ, адраджае гэтую вышыванку ў якасці свята, на мой погляд, мае вялікую будучыню, — сказал на мероприятии министр культуры Борис Светлов. — Дзякуючы вышыванцы нашы прыгожыя дзяўчаты становяцца яшчэ больш прыгожымі, мужныя мужчыны — яшчэ больш мужнымі.

Первый секретарь ЦК БРСМ Андрей Беляков добавил, что, переодеваясь в одежду с орнаментом, молодежь сохраняет историю, дорожит культурой и делает все возможное для процветания родной Беларуси.

— Для значнай часткі людзей, у тым ліку дзяржаўных службоўцаў, чынавенства, важна атрымліваць гэтыя сігналы ад высокай улады. Яны пачалі разумець, што без беларускага падмурку канчаткова сфармаваць незалежнасць краіны немагчыма, — комментирует эти заявления координатор гражданской кампании «Будзьма беларусамі!» Нина Шидловская.

Правда, участников негосударственных общественных инициатив, которые и зародили моду на вышиванки, на официальное мероприятие не пригласили и от предложенной помощи в организации отказались. В «Арт-сядзібе» говорят, что БРСМ фактически скопировал их формат мероприятия. Правда, получилось, по их мнению, не очень.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Официальный День вышиванки. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

— Калі ўлада робіць акцэнт на незалежнасці краіны, хоць мінімальную беларусізацыю, то за гэта можна толькі радавацца. Але калі аналізаваць апошні афіцыйны Дзень вышыванкі, то праз свой дылетанцкі падыход, ён псуе рэпутацыю усяго гэтага. Адсоткаў 80 людзей проста прыйшлі пад прымусам — іх проста накіроўвалі туды з універсітэтаў. І расійская папса з гандлёвых палатак таксама псуе уражанне, — уверен координатор «Арт-сядзібы» Никита Бровка. — Такі прымусовы няякасны піяр можа проста адвярнуць людзей ад вышыванак і замацаваць стэрыатып, што беларускае — гэта сялянскае і безгустоўнае.

Государственные структуры и общественные организации, которые поддерживают официальную политику, от разговоров про вышиванки отказались.

Политолог Юрий Чаусов считает, что навязать моду на вышиванки невозможно. По его мнению, ни власти, ни оппозиция своими словами и действиями не заставили бы народ переодеться в национальный костюм без желания самих людей. Здесь просто все совпало.

— Вышиванка строит нацию. И нация, которая построена, стремится найти ту символику, которая выделяла бы ее на фоне остальных. Я не склонен считать, что само по себе распространение символов в состоянии перевернуть национальное сознание. Люди, которые ищут возможность подчеркнуть свою принадлежность к определенной нации, сознательно надевают вышиванки, — говорит политолог.

По его мнению, «символика просто ждала своего времени, и сейчас оно наступило». И сколько продлится этот мейнстрим и к чему в итоге приведет, решат сами белорусы. Политические силы здесь бессильны.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
-10%
-20%
-20%
-25%
-20%
-10%
-26%