Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новость дня


В конце минувшей недели Мининформации совместно с Минкультом обнародовали список белорусских исполнителей, произведения которых рекомендованы к трансляции в эфире FM-радиостанций.

Дмитрий БЕЗКОРОВАЙНЫЙ

Среди положительных тенденций нового списка в отличие от созданного в июле минувшего года его условный цвет («белый», а не  «черный») и официальность. Носит он сугубо рекомендательный характер, но, как водится, никогда не поздно сделать его обязательным. «Судя по всему, это список для тупых или для галочки в графе «наличие нормативных документов», - высказал «Белорусской газете» свое мнение руководитель одной из минских FM-станций. - Все уже давно знают перечисленных в нем исполнителей».

Разумеется, в списке нет музыкантов из пресловутого «черного списка» прошлого лета, равно как и имеющих к ним косвенное отношение «незапрещенных» коллективов (например, «Крамбамбули», лидера «запрещенных» N. R. M. и Zet Лявона Вольского). Впрочем, отсутствие последних можно объяснить и элементарным головотяпством авторов документа, ведь нет в нем и ряда популярных исполнителей, которых вряд ли кто заподозрит в неблагонадежности. Например, Ольги Барабанщиковой, дуэта «Чук и Гек» и Андрея Хлестова (старшего брата упомянутого в списке Алексея).

Слабое знание предмета составителями списка проявляется еще в ряде моментов. В числе разрешенных к ротации в качестве белорусских исполнителей «…выходцев из Беларуси (этнических белорусов), ныне временно или постоянно проживающих за ее пределами», почему-то значатся не только «Би-2», Алена Свиридова и  «Белорусские Песняры». К ним странным образом отнесены и постоянно проживающие в Минске «Ляпис Трубецкой», «Леприконсы», Александра Гайдук (параллельно они значатся в списке «своих» музыкантов), а также Алексей Шедько, который значится исключительно как группа «Сестра» и только в списке «выходцев».

Радийщики получили наконец долгожданную инструкцию: записи произведений зарубежных авторов белорусскими музыкантами, равно как и исполненные зарубежными музыкантами произведения белорусских авторов считаются белорусской музыкой, как и произведения, записанные зарубежными коллективами с участием белорусских музыкантов и выходцев из Беларуси, или зарубежные произведения в аранжировке белорусских музыкантов.

Последнее предположительно официально открывает дорогу «доморощенных» переработок и ремиксов зарубежных записей - относительно нетрудоемкого процесса, который позволит хотя бы частично выполнять 75-процентную норму, избегая сугубо белорусской музыки. Хотя обильно пользоваться данным приемом никто не даст, и по сути он представляется достаточно рискованным. Как, впрочем, и сама работа FM-станций на белорусском рынке в нынешних условиях. В качестве подтверждения этого тезиса, по нашей информации, второе по счету предупреждение получило в минувшую пятницу «Новое радио», специализирующееся на ремиксах. Вдобавок к трем вынесенным 3 марта предупреждениям «Альфа Радио», «Радио Рокс», «Пилот-FM» за невыполнение требования о 75-процентном звучании белорусских исполнителей в эфире.

ЧТО БЫ ВЫ ПРЕДЛОЖИЛИ СЧИТАТЬ БЕЛОРУССКОЙ МУЗЫКОЙ?

Мининформации предлагает «считать белорусской музыкой исполнение зарубежных песен и композиций белорусскими музыкантами, cover-версии зарубежных композиций, музыкальные программы, подготовленные отечественными ди-джеями, а также произведения с аранжировками белорусских музыкантов и произведения групп, в составе которых работают белорусские музыканты».

Дмитрий БУРБУТЬ, музыкальный критик. Наконец, те, кто заказывал 75-процентную квоту белорусской музыки в эфире, поняли, во что вляпались. Пока мы имеем то, что заслуживаем. Я предложил бы считать белорусской музыкой все самое чахлое, вялое и попсовое. Когда поп-музыка сделана качественно и с душой, ее никогда не обзовешь «попсой». Но когда обличье звуков, заполняющих т.н. «композицию», напоминает бомжа в переходе, как еще можно назвать подобное? Наши доморощенные музыканты, несмотря на всю свою незаурядность и творческое прилежание, на 100% продуктивно по назначению использоваться не могут. Идеологи надумали изыскивать белорусские корни в России. Нашли - при такой богатой корневой системе генеалогического древа - этнических белорусов с российскими паспортами. Но необходимо понимать, что на cover-версиях из болота не выползешь. Это облизывание блюда, еду с которого съели другие. Тем же облизыванием будут являться попытки поиска сотрудничества с зарубежной сценой. Так проблема не решится. Надо развивать свою культуру, чтобы достойно заполнить нишу на музыкальном рынке. И прежде всего научиться сначала думать, а потом говорить.

Михаил БРИЛЬ, художник. Для меня белорусская музыка - это те немногочисленные коллективы, которые я слушаю. К ним относятся в основном этно - и рок-группы. Особо выделил бы группу «Стары Ольса» и этно-трио «Троiца». Все остальное - жалкая пародия на шоу-бизнес СНГ. То, что я мог бы послушать, сделав над собой определенное усилие, для меня не является приоритетным, а потому, как правило, не слушается вовсе. Остальной продукт на корню отвергается, не вызывая никаких эмоций. К сожалению, подавляющее большинство белорусской музыки я причисляю ко второму, а чаще к третьему разряду.

Дмитрий МАМЧИЦ, администратор концертно-информационной деятельности ДК Молодечно. При желании отыскать белорусское можно на ровном месте. Любой, кто участвовал в написании песен: звукорежиссер, поэт, продюсер, - хоть кто-то, внеся свой непосредственный вклад в запись музыкального продукта, подписывается под его созданием. Если у данной персоны имеются прямые родственники в РБ и он гипотетически хотя бы на 30% белорус, диск будет считаться достоянием синеокой! Никто не будет спорить, что у нас самые красивые девушки. Значит, любая иностранная песня тоже может смело считаться белорусской, если в ней поется о красивых девушках. Как известно, папа Алсу слегка заплатил Иглесиасу-младшему, чтобы молодые спели вместе. Вот пусть и наше правительство позаботится о своих подрастающих талантах. А вообще уже давно задаюсь одним вопросом: почему именно 75% эфира? Неужели кто-то решил таким образом отметить свой день рождения?

Алексей ГЛАДЫШ, музыкант. Эти 75% рано или поздно закончатся. Белорусская музыка, конечно, должна включать в себя государственную музыку. Неважно, какого характера, лишь бы этот характер присутствовал. С позиций музыканта любую музыку можно считать выражением национальности, главное, чтобы потом не приходилось за нее краснеть. О нашем отечественном шоу-бизнесе один умный человек заметил: «Есть шоу, а бизнеса нет». В нашей стране по-прежнему процветает музыкальная халтура: куча «фанерщиков», музыка-однодневка, не несущая никакого творческого момента. Отсюда много попсы. Альтернативная же музыка живет на свои средства. Кроме попсы и джаза все ограничено на лицензионном уровне. К сожалению, говорить о реальной поддержке со стороны государства не приходится. Поэтому самостоятельных коллективов вопреки официальной сводке становится меньше, а не больше. Надо поддерживать музыку, расширяя диапазон форматов. Больше живых конкурсов, живых концертов.