Поддержать TUT.BY
68 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. В Беларуси готовятся нанести удар по коррупции. Что хотят изменить
  2. Тайна, которую хранили 30 лет. Белоруска узнала, что мать всю жизнь скрывала: она ей не родная
  3. Узнали, какая ситуация с краудфандинговыми площадками, основатель которых — Эдуард Бабарико
  4. За сутки в стране всего 847 случаев COVID-19 — в два раза меньше, чем в воскресенье
  5. «Люди спрашивали, как мы живем». История семьи с незрячими родителями и здоровым малышом
  6. Видеофакт. В Минске замечена бронемашина — ранее ее не удавалось опознать
  7. «Как будто хотят сделать процедуру сложнее». Ковалкин — о грядущих изменениях по обращениям
  8. Топ-баскетболистка Беларуси не верит, что в стране все останется как есть. И вот почему
  9. Песков — о дворце в Геленджике: Кремль не имеет права разглашать
  10. И ездить не стыдно, и налог платить не надо. Подборка крутых автомобилей старше 1991 года выпуска
  11. Задержанные на акциях в поддержку Навального — о нарушении прав, отношении полиции и своей мотивации
  12. «Скучно, девочки». Путин прокомментировал расследование ФБК о дворце в Геленджике
  13. У кого было больше шансов найти работу в кризисный 2020 год? Вы удивитесь, но это не «айтишники»
  14. Экс-студента БГУИР судят за частичный срыв занятий. Кажется, преподаватели не согласны с тем, что «срыв» был
  15. «Людей лишают «плюшек». Официальные профсоюзы придумали, как удержать работников и «наказать» тех, кто вышел
  16. Врач Никита Соловей больше не главный инфекционист Минска
  17. Четыре спальни, гостиная и терраса. Проект каркасного дома на 108 «квадратов» со сметой
  18. «Выживали — по-другому и не скажешь». Каково сейчас на Окрестина, где не принимают передачи
  19. Экс-студента БГУИР, которому суд дал 114 суток ареста за марши, внезапно отпустили с Окрестина
  20. Сугробы, метель и монохром. Смотрите, как Брест и Гродно накрыло сильным снегопадом
  21. Предложения по Конституции: Утверждать результаты президентских выборов будет Всебелорусское собрание
  22. Собрали протестные флаги районов Минска в одну карту. Полюбуйтесь на этот креатив
  23. У Комитета госконтроля новый «старый» руководитель
  24. Долги давят на баланс. БМЗ ждет новую порцию поддержки от государства
  25. Кадровый вторник, представители МВД в суде, Ян Солонович на свободе. Что происходит 26 января
  26. «Службой был доволен, не жаловался». Что известно о погибшем в части в Островце 18-летнем срочнике
  27. Активно протестовавший «Гродно Азот» доверили бывшему вице-премьеру Ляшенко
  28. Прокурор запросил пять лет за тяжкие телесные повреждения милиционера. Обвиняемый 12 дней был в реанимации
  29. «Шатать и раскачивать нас будут». Лукашенко назначил нового госсекретаря Совбеза
  30. «С мешком на голове привезли на границу, а милиционеры: «Добро пожаловать домой». Юрист ФБК о протестах


/ фото: Игорь Матвеев,

Памятник установили на улице 5-я Фрунзе, возле трамвайного депо и рядом с памятником трамваю. А открытие скульптуры приурочили к «Славянскому базару».

Фото: Игорь Матвеев

Кондуктор получился не абстрактный, а именно витебский: это мужчина в кафтане и фуражке. И его образ скульптор Иван Казак взял не из головы, а создал на основе исторических документов, которые хранятся в Музее истории Витебского трамвайно-троллейбусного управления.

До 1914 года в Витебске кондуктором мог стать только мужчина, причем бывший извозчик — эти люди хорошо знали правила уличного движения. На форменной одежде и головном уборе у кондуктора была бляха с номером.

Первый в Беларуси трамвай зазвенел именно на витебской мостовой. Произошло это 118 лет назад. Тогда это был самый мобильный вид транспорта. И, кстати, губернский Витебск обзавелся им раньше столичных Санкт-Петербурга и Москвы! В Минске же трамвай пошел лишь в 1929 году.

Фото: Игорь Матвеев

Фото: Игорь Матвеев
Директор ВТТУ Василий Павлючков на открытии скульптуры

Интересно, что в дореволюционный трамвай пассажиры могли садиться не только на остановках, но и по пути. Нужно было просто подать знак вагоновожатому. Нельзя было только делать этого на перекрестках, стрелках и поворотах.

В салон не допускали пьяных и неопрятно одетых граждан, запрещено было курить и провозить собак. Если в трамвае не было мест, об этом извещала специальная табличка. За выполнением всех правил и оплатой следил кондуктор.

Условия труда витебских трамвайщиков были тяжелыми. К 1914 году их средний заработок составлял 20−25 рублей в месяц, кондуктор получал 18−20 рублей. Рабочий день длился до 18 часов в сутки. Работа была довольно опасной: кондуктора прицепных вагонов в любую погоду ходили по узкой подножке снаружи вагона и, держась одной рукой, обилечивали людей.

Пассажиры писали жалобы. Порой они были забавными. Например: «2 января 1905 года, севши в вагон, спросил господина кондуктора, когда придет вагон. Он слишком неделикатно ответил: „Когда придет, тогда и уйдет“. Артист К. П. Орлов». Или: «19 января 1905 года. Более недели, как я заявил, что дверь в вагоне № 105 не притворяется. Дверь не поставили и поныне. Это вызывает боль зубов. Надворный советник Глутневич».

Фото: Игорь Матвеев

Ранее в Витебске поставили скульптуры в честь ветврача, клоуна и сапожника.

-10%
-25%
-50%
-45%
-10%
-10%
-23%
-30%
-10%