/

Наталья Рогович математику любит с детства. Задачки из сборника ЦТ прорешивает с 2006 года, иногда даже на время: засекает 3 часа и приступает к заданиям. По этому предмету выпускница мехмата БГУ «подтягивает» школьников на курсах. В этом году решила испытать ЦТ на себе официально — и пришла в пункт тестирования. «Неплохо, когда есть домашний репетитор в лице мамы и бабушки, не правда ли?» — поясняет свой мотив она.

Фото: TUT.BY

«Раньше школьные уроки учили думать — сейчас такого нет»

Наталье Ивановне 56 лет. Вся ее жизнь была связана с цифрами: школьная математика на «отлично», олимпиады, параллельно математической школе заочная учеба в школе при Ленинградском университете. Потом — мехмат БГУ, и распределение инженером-программистом на «Интеграл».

— В математику я влюбилась со школьной скамьи благодаря Леониде Петровне Гайшун — учителю от Бога. Она никогда не требовала заучивания формулировок из учебника, но с помощью наводящих вопросов мы сами формулировали определения, теоремы, свойства и сами же их доказывали. Она учила думать и определила мой путь в жизни — сейчас детей так не учат.

Задачки со звездочкой, по словам Натальи Ивановны, были именно для тех, кто хотел думать. Над ее решением дети думали по нескольку дней. По ее словам, современных детей этой возможности лишают решебники. После выпуска из школы на поступление в одну из сильнейших математических школ Союза — в Ленинград — не решилась: далеко от дома. Выбор пал на БГУ.

— Экзамены сдавала на «отлично». Обожала лекции по матанализу, топологии, теории вероятностей, функциональному анализу, математической логике.

После университета Наталья Ивановна работала на заводе «Интеграл» в конструкторском бюро инженером-программистом. Потом была череда НИИ, работа в отделах автоматизации, при бухгалтериях.

Задачи по-прежнему решала. По словам собеседницы, решения не всегда приходят сразу. Главное — задать задачу мозгу, который сам включается в работу и неожиданно выдает решение, словно компьютер.

— Иногда это происходит во сне или после сна, в транспорте. Но когда тебя ставят в определенные временные рамки и условия (как на ЦТ), «компьютер» может не сработать. Думаю, поэтому я не всегда показывала высокие результаты на олимпиадах, хотя в домашней обстановке эти задачи могла решить.

«На ЦТ пошла, чтобы побывать в „шкуре“ своих учеников»

Фото: TUT.BY

С чистой математикой Наталья Ивановна столкнулась, когда на время декретного отпуска в 2006 году искала подработку. Друзья-однокурсники предложили дважды в неделю в образовательном центре преподавать математику школьникам, готовить их к ЦТ.

—  Я с радостью согласилась, потому что давно хотела реализовать свой потенциал как математика. Восстанавливать школьные знания не пришлось — они всегда были на поверхности, для меня школьные задачки решать — как семечки щелкать. Тогда за эти занятия я получала больше, чем было пособие по уходу за ребенком.

Когда Наталья Рогович вышла из декрета, репетиторство забросила. Но решила вернуться к нему, когда вышла на пенсию — снова преподавать на курсах по подготовке к ЦТ (без профильного, педагогического образования двери в школу математику закрыты). Параллельно подтягивая по математике детей из своего района индивидуально.

— Ищу ребят поблизости, потому что мне жалко времени детей на дорогу. Нигде себя не афиширую, хотя налоги плачу. Своими знаниями с детьми делюсь с удовольствием. Учеников люблю и уважаю, стараюсь встать на их ступеньку и говорить на одном языке. Видимо, еще и поэтому решила сама лично поучаствовать в испытании ЦТ, чтобы «побывать в их шкуре».

Кроме того, у преподавателя подрастает сын — школьник, который перешел в 6 класс. Испытания в виде ЦТ у него только впереди. Да и внуку (сыну дочери) сейчас два с половиной года — на пенсии, говорит Наталья Ивановна, точно будет с кем работать.

— Неплохо, когда есть домашний репетитор в лице мамы и бабушки, не правда ли?

«ЦТ — это жуткая гонка и стресс от количества заданий»

скриншот результата ЦТ

Педагог говорит, что на ЦТ чувствовала себя довольно уверенно. Но огромное количество заданий создавали нервозную обстановку: в спешке появлялись описки и ошибки, которые в спокойной обстановке не сделаешь никогда.

— Накануне ЦТ я интересовалась, какую бумагу, белую или в клетку (что было бы правильно для экзамена по математике, поскольку надо изображать чертежи и графики), выдают для черновиков и можно ли брать карандаш и линейку. Уже потом, во время выполнения работы, я поняла, насколько эти вопросы были наивными и смешными: на тестировании ни до чего - ни до клеток, ни до линеек.

Наталья Ивановна отмечает: тестирование — это жуткая гонка и стресс от количества заданий.

—  Кто придумал, что должно быть именно 30 заданий? На мой взгляд, хватило бы качественно подготовленных 15−18 заданий разной сложности. Часть «А» можно вообще исключить — чтобы не было игры в «угадайку». Я считаю, что неправильно проверять знания по математике на скорость. Скорость психофизических процессов у всех людей разная — медлительные люди могут обладать более глубокими знаниями и решать сложнейшие задачи.

И хоть к подобным проверкам знаний математик считает себя человеком подготовленным (еще в школе за два урока нужно было решить 20−25 задач), времени, чтобы прорешать все задачи на ЦТ, ей не хватило.

— К двум последним задачам части «B» я даже не приступила. А элементарную задачу В1 не решила: из-за спешки неверно прочла условие и, вместо того чтобы умножить, разделила. Получила какую-то неправдоподобную чушь и задачу бросила — вернуться к ней времени не было. Еще оказалась ошибка в задаче A18 — это было сюрпризом, хоть задачу не помню, затруднений она у меня не вызвала.

Своим результатом — 84 баллами на ЦТ по математике — педагог не очень довольна. Говорит, что все-таки не смогла справиться с волнением.

— Думаю, было бы неплохо увидеть свои реальные ошибки и сделать выводы до того, пока в конце лета появятся сборники заданий с ЦТ. Вопросы к централизованному тестированию есть, но на сегодня это, пожалуй, самая объективная форма контроля знаний, за исключением количества заданий (гонка) и «угадайки» (часть А). Перед 100-балльниками преклоняюсь.

-50%
-20%
-10%
-51%
-20%
-10%
-20%
-40%
0066814