Нынешний учебный год завершают 57,4 тысячи одиннадцатиклассников. Выпускные вечера в школах пройдут 10−11 июня и, вероятно, станут серьезной статьей расходов в семейном бюджете. TUT.BY попросил три поколения одной семьи — бабушку Галину Легович, ее дочь Татьяну Легович и внучку Инну Корсак — сравнить то, как у них проходили школьные выпускные.
Выпускной в 1966 году — с гирляндами из бумаги, раскрашенной цветными карандашами
Галина Легович училась в деревне Олехновичи. От дома до школы — 3,5 км, которые приходилось преодолевать пешком. Выпускной в школе отмечали после восьми классов.

— Это был 1966 год, — вспоминает Галина Владимировна. — Выпускной мы праздновали в здании, где учились. В актовом зале украшали деревянную сцену: делали гирлянды из раскрашенной цветными карандашами бумаги, надували воздушные шары, приносили пионы.
Галина рассказывает, что в тот вечер наряд у нее был простой: бостоновая юбочка и красивая белая блузка.
— Может быть, блузка даже не новая. Тогда на Комаровке была толкучка, где продавали поношенные вещи.
На выпускном сначала была торжественная часть: директор вручал выпускникам аттестаты, желал удачи — и тем, кто пойдет в девятый класс, и тем, кто решит поступать. После началась дискотека.
— В спортивном зале, со стареньким магнитофоном. Но было весело! После танцев пошли домой к однокласснице. Накрыли стол: очень простой, из тех продуктов, что каждый принес с собой. Мне папа дал кусок домашней полендвицы, кто-то принес селедку и консервы, купил конфеты и подушечки. Девочки пили шипучий безалкогольный сидр, а мальчики — что-то покрепче.
Один из одноклассников Галины играл на аккордеоне, так что выпускники танцевали и разговаривали до утра — а потом встретили рассвет.
— Стали расходиться. Кто кому нравился, тот того и провожал домой. И меня парень проводил до самой деревни!
Сегодня Галина Владимировна жалеет, что у нее не осталось школьных фотографий.
— Никто нас не фотографировал — и теперь сложно вспомнить своих одноклассников.
Выпускной в 1988 году — под The Final Countdown, «Ламбаду» и «Младшего лейтенанта»
Татьяна Легович в 1988 году окончила школу № 44 им. Я. Коласа в Минске.

— В стране был страшный дефицит, — вспоминает Татьяна. — Обувь на выпускной мама покупала «по блату». Заплатила три цены — но достала очень красивые австрийские туфельки: белые, с бантиком, на «рюмочке». Платье шили на заказ: из красивой бордовой ткани «с ресничками», которую знакомые привезли из Афганистана. Тогда в моде были платья блестящие, с бантами. Прическу и макияж делала мамина знакомая — как сказали бы теперь, визажист.

Сам выпускной праздновали в актовом зале школы.
— Я с другими моими одноклассниками вела мероприятие и участвовала во многих номерах. Вечер был замечательный! Много мальчишек играли на гитаре. Тогда все слушали The Final Countdown, «Ламбаду», «Младшего лейтенанта»… Я читала стихотворение, которое написала специально для последнего звонка. Учителя, конечно, плакали.
Десять школьных лет, десять классов пройдено
И возврата нет в детство, что ушло.
Здесь впервые мы написали «Родина»,
Здесь учили нас делать всем добро.
Потом был «сладкий стол» — с пирожными, тортами и конфетами. Рядом со школой был магазин «Ромашка», где заказывали торты: слоеный «Именинница», бисквитный «Сказка» и хит сезона, «Ленинградский».
— Спиртное в школе не разрешали, но мы втихаря купили шампанское, — улыбается Татьяна.
После танцев родители разошлись по домам, а выпускники отправились на Комсомольское озеро встречать рассвет.

— Дома я была в девять или к началу десятого утра. На следующий день снова встретились с одноклассниками, пошли в парк Горького — кататься на аттракционах.
Татьяна Легович до сих пор с благодарностью вспоминает своих школьных учителей — особенно классную руководительницу Татьяну Николаевну Баркун. Благодаря хорошей подготовке в классе было семь медалистов, а все дети, за исключением одного человека, поступили в институт.
Выпускной в 2009 году — с коктейлями и фокусниками
Инна Корсак училась в школе № 201, в музыкально-хоровом классе. Девушка рассказывает, что изначально для празднования выпускного вечера собирались снимать коттедж на два дня — но потом отказались от этой затеи. В результате праздновали в школе: официальная часть проходила в актовом зале, а потом были танцы, конкурсы, шоу с безалкогольными коктейлями и выступления фокусников.

— На все расходы сдавали по 100 долларов. С нами училась девочка, которую воспитывал один папа, и возможности отдать такие деньги у него не было. Родительский комитет решил, что ребенок все-таки должен пойти на выпускной — и помог собрать нужную сумму.

Сегодня из того «лука», который был у Инны на выпускном, она одобряет только туфли:
— Стоили 100 долларов, но прослужили потом еще очень долго. Платье делали на заказ — у той же швеи, что шила наряд на выпускной моей маме. Ради прически я записывалась в парикмахерскую «Ясь и Янина»: получилось что-то непонятное, называю «взрыв на макаронной фабрике». А макияж я делала сама.
Столы накрыли в спортивном зале — и без алкоголя тоже не обошлось.
— Спиртное мы покупали заранее, потому что знали, что в день выпускного его не будут продавать. Наливали шампанское прямо в пакеты из-под сока!
Рассвет выпускники встретили на крыльце школы, и дома Инна была уже около девяти утра.
— Пересматривала фотографии — и даже всплакнула. Словила себя на мысли: некоторых из тех, с кем я окончила школу, уже нет в живых. От этого становится не по себе.