С двадцатых чисел мая до десятых чисел июня в Беларуси пора выпускных. Отмечают не только подростки, которые прощаются со школой, но и малыши, уходящие из детского сада. Для самих выпускников это праздник, для которого нужно нарядиться и выучить стихотворение или песню. Для родителей это хлопоты и несколько раундов сбора денег. А как видят выпускные аниматоры, которые работают на них каждый год? Чего ждут от этого вечера 11-классники, как родители опекают своих детей и каков бюджет шоу, TUT.BY анонимно рассказал руководитель творческого коллектива, который организует театрализованные праздничные программы.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Дети — это и самая простая, и самая сложная публика одновременно. К их волне довольно сложно подключиться. У нас интерактивная стилизованная программа. Для 11-классников мы делаем шоу по культовым советским фильмам, для 4-классников — пиратские и рыцарские программы. Для детей помладше делаем представления по мультфильмам, шоу с волшебницами и чудовищами, иногда связанными с белорусской мифологией. Актер должен сохранять образ в течение всего мероприятия. Дети-то понимают, что это игра, но им хочется, чтобы она была настоящей.

Управления образования рекомендуют не нанимать сторонние организации на праздники в школах и детских садах. Они предлагают делать все своими силами. Родители, мол, сами могут развлечь и сфотографировать детей. Я же считаю, что каждый должен заниматься своим делом.

У меня под окнами детский сад, и я каждый год вижу выпускные. Это такое печальное зрелище. На полную мощность работает звуковая аппаратура, крутят совершенно недетскую попсу. Воспитатели командуют: «Попрыгаем на одной ножке, попрыгаем на двух ножках». А детям 5−6 лет эти игрища не интересны. У нас почему-то принято думать, что все дети — это младенцы. А они перестают быть младенцами после года жизни. С детьми нужно общаться как со взрослыми, делая поправку на их уровень знаний о мире.

Больше всего мне понравился выпускной у моего сына-четвероклассника. Он учился в школе в Уручье, многие родители там были военными. Они придумали игру с элементами «Зарницы». У детей глаза горели: они сами что-то делали! Сейчас же за каждым ребенком ходят мама и папа, которые страхуют его, когда нужно выполнить какое-нибудь задание. Папа поддерживает ручку, мама поддерживает ножку. Просят: «Никакого риска, не дай бог, чтобы он споткнулся или упал!». Но это же дети, как можно без шишек и синяков? Они мир не познают.

Лучше всего нам удавались выпускные для четвертых классов. В этом возрасте дети готовы во всем участвовать, если поверят в реальность происходящего. Чем старше, тем хуже. Годам к 14 весь энтузиазм резко пропадает, их начинают интересовать айфоны и интернет.

Мне кажется, дети стали более меркантильными. Праздник в школе или детском саду обычно заканчивается подарком. Его покупают родители, потому что они знают, что нужно дарить их детям. Но часто они этого не знают на самом деле. Например, если это пиратская программа, то подарок — это клад. И вот дети его находят, вскрывают — и довольно часто разносится унылый вздох разочарования. Они хотят что-то существенное. Если это клад, то он должен быть реальным, с золотом и оружием. Если это подарок-впечатление, например, катание на автомобиле, то обычная машина, а не лимузин, их разочарует. И это дети, которым нет 10 лет.

Когда они бегают по локациям, используя GPS, и ты понимаешь, что один айфон стоит дороже программы для целого класса, становится понятно, что у них немного другие претензии. И это далеко не всегда говорит о том, что родители богатые.

Что касается расценок, сейчас можно пригласить одного-двух клоунов, и это будет стоить около миллиона. Если хочется размаха, потолок цен стремится к бесконечности. У моих знакомых в прошлом году на выпускном для четырех групп детского сада работали 20 артистов. Это обошлось в 40 миллионов.

Стандартная 2-часовая программа стоит от 1 миллиона до 3. Я считаю, что в детском саду шоу дольше часа лучше не делать, потому что дети отвлекаются. В начальной школе бюджеты вырастают от 3 до 6 миллионов — и, опять же, программа дольше 2 часов не нужна.

Я считаю, что это глупость — отдавать огромные деньги за выпускной. На самом деле детям важнее общение друг с другом. Особенно старшеклассникам, которые уходят из школы. В последний раз мы делали программу по советским кинолентам. Кому-то это было интересно, но в основном дети ждали, когда же от них отстанут, они смогут пойти в кусты, выпить и поплясать на дискотеке. А вокруг в мыле бегают учителя и директора школ, следя, чтобы они в эти самые кусты не убежали. И говорят: «Наши дети не пьют, мы проверили автобусы, там нет спиртного». А ты видишь, что у них буквально у каждого в кармане лежит по бутылке.

На самом деле дети прекрасно понимают рамки, в которых они должны держаться. Никто из них не будет специально делать гадостей, чтобы испортить праздник. Неприятные моменты у нас бывают редко и только из-за алкоголя. Пример: один из выпускников разделся до плавок и стал прыгать по плечам танцующих на дискотеке. Это уже была не наша часть программы, но мои ребята быстренько подбежали и его сняли, потому что это могло плохо закончиться.

Когда мы отрабатываем программу, мы не позволяем зрителям проявлять агрессию. Не только на физическом уровне, но и на словесном. У нас всегда есть один-два образа, которым разрешено достаточно жестко осаживать публику. Потому что всякое бывает.

Детям надо дать возможность друг с другом пообщаться, самим что-то придумать. Пусть это будет непрофессионально, но это будет их собственное творчество. Это поколение Z, их очень сложно мотивировать, если им не интересно. А у нас организацией выпускных занимаются либо педагоги, либо родители. А это другой возраст, они не знают, что нужно детям, а самим детям почему-то не доверяют.

В этом году мы готовим программу для золотых медалистов одного из районов Минска. Там очень четкая программа, шаг влево, шаг вправо — расстрел. Сколько я ни пытаюсь объяснить, что не надо так уж детей строить, надо дать им хоть немножко свободы… Моя молодость пришлась на времена СССР, и я могу сказать, что там свободы творчества было больше.

{banner_819}{banner_825}
-30%
-20%
-30%
-20%
-50%
-50%
-30%
-25%