Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Появление систем радиопоиска на Западе относят к 1921 году: говорят, именно тогда принцип оповещения по радио был впервые использован полицией Детройта. Но действительно персональным средством радиосвязи пейджинг стал только в середине 50-х годов, после чего и получил широкое распространение в городах Европы и США.

Самая первая сеть персонального радиовызова общего пользования на территории СССР была создана в Москве к Олимпиаде-80. Она перестала быть единственной сетью лишь в начале 1993 года, когда начали работать первые крупные пейджинговые компании. В период с 1994 по 1996 годы произошло 20-кратное увеличение численности абонентов. К началу 1997-го в России было примерно около 300 тысяч абонентов, к 2000-му их число составило порядка миллиона, а к 2005 году, как предполагается, их будет не менее пяти миллионов.

В Европе развитие пейджинга сейчас сдерживается ростом мобильной связи стандарта GSM. Так, в третьем квартале 1999 года T-Mobil -- отделение мобильной связи фирмы Deutsche Telekom -- объявило об отказе от активного маркетинга услуг пейджинга в пользу мобильной телефонной связи. В начале 2000 года в Европе объединились несколько предприятий, работающих на этом рынке. По данным Европейской ассоциации пейджинговой связи ЕРРА, в 1999 году проникновение пейджинга в Европу составило всего 3-4%, в 2000 году -- около 3%.

А вот в США пейджинг распространяется ошеломляющими темпами. Потому что относятся к нему более лояльно, рассматривая как экономичный и надежный вариант связи.

Китай в настоящий момент переживает "пейджерный бум": там сейчас зарегистрировано 389 пейджинговых частот, 51.827 передатчиков и 1479 операторов. Специалисты отмечают, что по числу пользователей пейджинговой связи страна занимает первое место в мире (их количество превысило 40 миллионов -- один пейджер приходится на 28 человек!). Но развитие этого вида связи в Китае в то же время вызвало и много проблем; одна из них -- нарушение нормальной работы систем авиаконтроля и навигации.

А что у нас?

В Беларуси пейджер -- один из доступных атрибутов делового человека. К сожалению (или к счастью?), сотовая связь по карману отнюдь не каждому, зато пейджер можно назвать поистине народным средством коммуникаций. На сегодняшний день в Беларуси услугами персонального радиовызова пользуются свыше 35 тысяч абонентов. Такие услуги предоставляют 28 организаций различных форм собственности. Созданные сети охватывают примерно 80% территории страны, на которых проживает свыше 90% населения.

В республике вот уже шестой год работает пять крупных операторов пейджинговой связи. Это "Радиопейдж", "Солид-пейджинг", "Вессо-Бел", "МДФ Коммуникейшен" и "Мобилком". Практически все они предлагают одни и те же модели пейджеров по приблизительно одинаковым ценам. Самые низкие мы обнаружили в компании "Солид-пейджинг", а вот самыми высокими цены оказались в "Мобилкоме".

Один из самых дешевых вариантов -- приобрести небольшую модель пейджера "Филипс" или "Пират". Они отличаются не самым большим объемом памяти (до 20 сообщений), дисплеем в одну-две строки, имеют часы, будильник, выбор мелодии, режим вибрации. Такое удовольствие обойдется в сумму от 99.600 до 112.400 руб. (с подключением и годовым обслуживанием).

Впрочем, более "продвинутые" модели ненамного дороже. Например, четырехстрочный "Миллениум" (объем памяти 1000 сообщений, выбор мелодии из 50-ти предложенных, возможность введения пароля, игры) стоит от 118.000 до 127.000 руб.

Если вы ограничены в средствах, то пейджер можно взять напрокат. Эта услуга популярна и у тех, кто планирует покупку сотового телефона, но пока на него не заработал: зачем тратить деньги на пейджер, который через несколько месяцев станет ненужным? Пейджеры напрокат предлагает "Радиопейдж" -- расставаться придется с 1000 рублей каждый месяц дополнительно к абонентской плате. Компания "Мобилком" тоже сдает в аренду "пищащие машинки" -- заключает договор только с теми, кто имеет минскую прописку, и на срок не менее года. Обойдется это удовольствие в сумму от 35 до 99 тыс. руб.

К тому же почти все компании работают с абонентами, имеющими собственные пейджеры (иногда подключение бесплатно!), а некоторые могут продать "бэушное" средство связи. Все это пусть и незначительно, но удешевляет наше приобщение к мобильным коммуникациям.

Но самый дешевый для абонента, однако разорительный для звонящих вариант -- подключение к сети СРР (предлагает компания "Мобилком"). Модель "Пират" или "Бумеранг" с подключением к системе обойдется в 72-75 тыс. руб. И все, платить больше не придется, только меняй батарейку. Никакой абонентской платы, зато каждый звонок для передачи сообщения обойдется в 200 руб./минута. То есть платит звонящий. Такой вариант подойдет тем, кому сообщения передают довольно редко -- за два-три сообщения в месяц не приходится платить 8-10 тысяч. Кроме того, такой вариант приемлем для тех, кто просто необходим звонящим: "не он для пейджера, а пейджер для него".

Цены, размеры... главное -- роуминг!

Однако при покупке этого средства связи надо учитывать не только цену, но и перечень предоставляемых услуг, а также возможности роуминга -- передачи сообщений в различные точки страны и мира.

Обратите внимание, что не все компании полностью "покрывают" территорию Беларуси. Одни распространили свое влияние на северную часть, другие -- на западную, третьи ограничились Минском и Минской областью. Но есть и компании, охватывающие не только всю Беларусь, но и имеющие возможность роуминга по странам СНГ; правда, эта услуга стоит дополнительных денег. Лидеры здесь -- "Радиопейдж" и "Мобилком".

Кроме роуминга крупные пейджинговые компании (те же "Радиопейдж" и "Мобилком") предоставляют абсолютно бесплатно множество дополнительных услуг. Это и отправка сообщений через Интернет, по электронной почте, и отправка цифровых сообщений тональным доступом. Это и переадресация телефонных номеров с вашего домашнего телефона с АОНом к вам на пейджер -- вас нет дома, но вы точно знаете, кто и когда пытался до вас дозвониться.

Есть и масса платных услуг. Заменить или выбрать номер обойдется в сумму от 5 тыс. руб., а вот получить именной номер дороже -- 20 тыс. руб. Зато прикольно, когда вас называют не безликими четырьмя-шестью цифрами, а звучным "Георгий" или "Василий Петрович". И душевнее как-то разговор с оператором получится: "Девушка, здравствуйте. Сообщение для абонента "Василий Петрович"... Но такой вариант сегодня не очень популярен у абонентов-"частников", его чаще выбирают крупные компании (например, "Альфа-радио").
,