/

«Пояс разрешалось снимать только во время сенокоса — потому что при складывании сена в тюки могла выпасть гадюка и попасть под рубаху. Без пояса она пролетала под одеждой и падала на землю. А так пояс должен быть завязан всегда. Даже гроб в могилу спускали не на веревках, а на поясах», — объясняет директор центра народных ремесел агрогородка Антополь Галина Степанюк, которая возродила традицию плетения народных белорусских поясов.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY
Галина Степанюк плетет пояс во время фестиваля охотничьей музыки в Беловежской пуще.

Мастерица уверена, пояс для белоруса был едва ли не главным элементом гардероба, который сопровождал его с первых дней жизни до самой смерти. По нему можно было узнать достаток человека, статус и семейное положение. Мужчина не мог без пояса показаться на улице, а женщина — даже выглянуть в окно.

«Ты где?»

Районный центр ремесел в агрогородке Антополь располагается в кирпичном здании польской постройки. Левое крыло первого этажа отдано народным умельцам, в правом находится общественный пункт охраны правопорядка.

Антополь не может похвастаться крупными промышленными предприятиями или месторождениями полезных ископаемых. Зато здесь живет Галина Михайловна Степанюк, чей вклад в развитие местечка так же важен, как гранит для Микашевичей. Она не производит калийные удобрения, не перерабатывает нефть, а делает из местной ребятни людей — таких, которые уважительно относятся к своим предкам, чтут белорусскую культуру и традиции. Объемы производства в масштабах республики не велики, но для Антополя центр народных ремесел, можно сказать, «градообразующая мануфактура».

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY
В кабинете Галины Михайловны — иконостас из грамот и дипломов. Это далеко не все, лишь те, на которые хватило рамочек.

Благодаря Галине Михайловне родители знают, где их дети, а дети знают, как делать искусственные цветы из бумаги, которыми их бабушки украшали на свадьбу караваи, владеют навыками декоративной росписи по дереву, могут делать национальные сувениры и плести пояса. Вместе они ездят в этнографические экспедиции, участвуют в выставках и фестивалях. Ходят сюда и отличники, и сорванцы.

«Был у меня, помню, мальчик. Он пришел ко мне после школы и сел пояс плести. Мама ему звонит, спрашивает: „Ты где?“. Он ей и говорит, что у меня, поясом занимается. Она через два часа опять ему звонит: „Ты где?“. Он говорит, что все еще работает. Она ему не верит, просит, чтобы дал мне трубку», — смеется Галина Михайловна.

Если изначально поясами занимались преимущественно девочки, то позже подавляющее большинство воспитанников были мужского пола. Галина Михайловна их ласково называет «мои мальчики».

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

Со «своими мальчиками» женщина ездила на этнографические выставки и фестивали. Там они выставляли продукцию антопольского центра ремесел, «привязывались» нитками к дереву и работали.

«Это ведь всё в диковинку — и вокруг них всегда собирались девочки. Им это очень нравилось», — улыбается мастерица.

Видео: Галина Степанюк на фестивале охотничьей музыки в Беловежской пуще

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

«Я практически ничего не видела»

Хотелось бы сказать, что народным творчеством Галина Михайловна мечтала заниматься с самого детства и на уроках ИЗО вместо образа стюардессы в школьном альбоме рисовала себя в национальном костюме за ткацким станком, но это не так. Мастерица действительно планировала связать свою жизнь с творчеством. Но не с плетением и вязанием, а с танцами.

«Помню, мама усаживала меня и сестер на диван и учила вязать. А я плакала. Не хотела вязать. Хотела танцевать. И танцевала, выступала», — вспоминает собеседница.

Свою детскую мечту Галина Михайловна воплотила — выучилась на хореографа в Гродненском культпросветучилище. А затем вернулась на малую родину, в Антополь, где работала по специальности — учила детей танцам в местном Доме пионеров. Вышла замуж, родила сына. С одеждой в то время было сложно, поэтому женщина взяла в руки спицы и стала вязать. Позже Галина Михайловна предложила открыть в Доме пионеров кружок народного творчества и учить детишек делать цветы из бумаги: «Я помню, когда у нас на свадьбу караваи пекли, то их украшали искусственными цветами. Решили попробовать возродить эту традицию».

Был момент в прошлом Галины Михайловны, когда творчество помогло преодолеть сложный период в жизни.

«У меня были проблемы со зрением. Я практически ничего не видела. После операции я совсем по-другому начала смотреть на мир. Боже, люди, вокруг столько прекрасного! У вас есть руки, ноги, здоровье, почему бы этому не радоваться?» — удивляется женщина.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY
Кабинет для плетения поясов в понедельник пуст — выходной день.

«Если девушка долго не может забеременеть, нужно переступить через пояс»

Старания увлеченного специалиста не остались незамеченными. И несколько лет спустя, когда решили создать районный центр ремесел, его предложили возглавить Галине Михайловне. К слову, тогда же чиновники от культуры и предложили женщине возродить народную традицию плетения поясов. Тема была новая, и начинать пришлось с нуля.

«Я брала детишек, и мы с ними ездили в экспедиции по деревням. Встречались с бабушками, общались, узнавали у них технологию. У некоторых сохранились еще какие-то фрагменты старых поясов. Бабушки передавали их нам, а мы потом их воссоздавали», — пояснила Галина Михайловна.

К возрождению народных поясов также подключились сотрудники пункта охраны порядка, который располагается в одном с центром ремесел здании. Милиционеры во время посещений домов бабушек и дедушек обращали внимание на интересные с этнографической точки зрения объекты и делились этой информацией с Галиной Михайловной.

Еще одним неиссякаемым источником знаний стали выставки и фестивали, на которые часто приглашали антопольский центр ремесел. Галина Михайловна может часами рассказывать одну за другой истории, которые начинаются со слов: «Приехала я на выставку, „привязалась“ к дереву…». В одном из таких путешествий женщина узнала, как изготавливается пояс, которым наши предки обвязывали тело умершего перед погребением.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

«Ко мне подошел мужчина с интересным поясом. Я его увидела и попросила сфотографировать. Он не дал и ушел. Через некоторое время подошел и сказал, что даст сфотографировать, но при одном условии — я сделаю для него такой пояс. Я согласилась, и он рассказал, как плести погребальный пояс», — рассказала собеседница.

Чем больше различных мероприятий посещала Галина Михайловна, тем больше она узнавала о поясах. Знаниями делились случайные прохожие. Каждый при виде мастерицы вспоминал какой-то фрагмент своего прошлого. Словно пояса — это часть белорусского коллективного бессознательного.

«У меня в кружке мальчик сплел пояс с необычным узором. Я его сохранила. Несколько лет спустя его бабушка принесла мне фрагмент пояса, который плела еще ее мама. Узор показался мне знакомым: достала работу мальчика, сравнила, а он практически один в один, только цвета другие», — удивляется женщина.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY
На фото снизу поясок, который сплел ученик Галины Михайловны. Сверху — восстановленный пояс по фрагменту, который плела его прабабушка.

По словам мастерицы, несмотря на то, что пояса покинули гардеробы белорусов, память о них все еще жива в народных суевериях:

«Привязалась» я к дереву, и тут подошла женщина. Смотрела долго, как я работаю, потом спрашивает: «А можно я через ваш пояс переступлю?». Я удивилась, говорю: «Можно, а зачем?». Она мне и объяснила, что есть такое поверье: если девушка долго не может забеременеть, нужно переступить через пояс, который кто-то плетет».

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

Пенсия подождет

Галина Степанюк по возможности старается выезжать на различные этнографические фестивали, где знакомит людей с народным творчеством и выставляет сувенирную продукцию антопольского центра ремесел: национальные куклы, поделки, пояса. Все изделия изготовлены руками мастерицы, а деньги от их продажи поступают в бюджет учреждения культуры. Казалось бы, оставь она должность, уйди на пенсию и работай сама на себя, ведь спрос на товар ручной работы отличный. Однако для Галины Михайловны не это главное: «Я с детьми люблю работать».

-20%
-10%
-30%
-10%
-15%
-50%