1. Фанаты белорусских футбольных клубов массово объявляют о бойкоте матчей
  2. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  3. Автозадачка с подвохом. Нарушает ли водитель, выезжая из ворот своего дома на дорогу?
  4. «Пышка не дороже жетона». Минчане делают бизнес на продукте, за которым в Питере стоят очереди
  5. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  6. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  7. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  8. Под Молодечно задержали компанию из 25 человек. МВД: «Они собирались сжечь чучело в цветах национального флага»
  9. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  10. Коронавирус в Беларуси: данные Минздрава за последние сутки
  11. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  12. Пенсионерка из электрички рассказала подробности о задержании и Окрестина
  13. Чиновники придумали, что сделать, чтобы белорусы покупали больше отечественных продуктов
  14. Минздрав рассказал, сколько пациентов инфицировано COVID-19 за последние сутки и сколько умерло
  15. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  16. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  17. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  18. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  19. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах
  20. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  21. Защитник Бабарико и Колесниковой подал жалобу в суд на лишение его лицензии, но ему отказали
  22. Год назад в Беларусь пришел коронавирус. Рассказываем про эти 12 месяцев в цифрах и фактах
  23. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  24. «Ашчушчэнія не те». Все участники РСП вышли на свободу после 15 суток ареста
  25. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  26. Акции солидарности и бойкот футбольных фанатов. Что происходит в Беларуси 28 февраля
  27. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  28. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  29. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  30. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го


/

История необычной находки началась больше года назад, когда ОСВОД Борисова обратился к местному МЧС с просьбой очистить русло Березины от деревянной конструкции. Водолазы зацепили ее тросом, но на берег вытянули лишь кусок. Оказалось, что это часть старинного судна, а недалеко находятся еще два корабля.

Фото из архива Андрея Лихачева
Фото из архива Андрея Лихачева

Три судна, которые нашли и исследовали дайверы из группы подводных археологов института Истории НАН, внешне очень похожи. Когда-то в Борисове находился порт, и эти корабли наряду с другими, курсировали в данном регионе. Возраст находок пока не называют, но, по предварительным данным, такой тип транспорта мог использоваться в 17−18-м веках. Корабли сделаны из одного дерева. Их длина около 30 метров, а ширина — примерно восемь.

Местные краеведы предположили, что это байдаки — судна, которые в указанный период использовали для перевозки грузов по восточноевропейским рекам. Говорят, они похожи на хортицкий байдак, который нашли на Дисне и демонстрируют в Хортицком музее. Андрей Лихачев, руководитель минского дайвинг-центра «Морской пегас», обнаруживший третье судно, пока воздерживается от определения типа корабля и его датировки.

Фото из архива Андрея Лихачева
Фото из архива Андрея Лихачева

— Мы сделали пробы с разных элементов кораблей и отдали на экспертизу по дендрохронологии. Сейчас ждем результатов, делать какие-то выводы преждевременно — уточняет он. — Потому что при описании разных типов судов того времени часто встречается противоречивая информация, а находки пока недостаточно изучены.

По данным сайта «Морской пегас», например, суда такого типа, плавающие по Днепру, называли байдаки и барки, а по Дону — будары и струги.

— Достоверно можно лишь сказать, что все эти корабли сделаны без металлических элементов, узлы скреплены деревянными нагелями (крупными деревянными гвоздями), — продолжает Андрей Лихачев. — Корпус шпангоута сделан из кокоры — нижней части дерева вместе с крупным корнем.

Фото из архива Андрея Лихачева
Фото из архива Андрея Лихачева

Корабли все еще находятся под водой. Поднять их и законсервировать — процесс затратный. В пример Лихачев приводит случай, когда в Украине доставали десятиметровое судно. На работы тогда был получен грант в 70 тысяч долларов.

— А у нас три корабля, длина которых в три раза больше, — собеседник переходит к цифрам. — Сейчас важно понять, насколько ценны данные суда. Мы продолжим исследовать эту территорию. Возможно, найдем специфические элементы, которые помогут идентифицировать корабли. А если повезет, увидим и часть моста 1812 года, который подожгли как раз напротив борисовского порта.

-10%
-30%
-20%
-20%
-10%
-10%
-30%
-20%
0072356