1. Колючая проволока и бронетранспортер. Каким получился «Забег отважных» в парке Победы
  2. «Ці баяўся? Канешне, баяўся». Дзесяць цытат Васіля Быкава пра Вялікую Айчынную вайну
  3. 76 лет назад закончилась Великая Отечественная война. В Беларуси празднуют День Победы
  4. Лукашенко: «Мы несколько перенапрягли наше общество»
  5. Инфекционист — о поставках в Беларусь вакцины от Pfizer и BioNTech и реакциях на прививку от COVID-19
  6. «1700 рублей, СМС о зачислении пришло ночью». Какие выплаты в этом году к 9 Мая получают ветераны
  7. Пяць палацаў, якія можна купіць у Беларусі (ёсць і за нуль рублёў)
  8. «Всех разобрали, а я стою. Ну, думаю, теперь точно расстреляют». История остарбайтера Анны, которая потеряла в войну всех
  9. Позывной «Птица». Удивительная история разведчицы Базановой, которая создала в оккупированном Бресте свою резидентуру
  10. В Минске все-таки запустили в небо тысячи красных и зеленых шариков, против которых подписывали петицию
  11. Бабарико, Тихановская и Цепкало о том, как для них началась избирательная кампания в прошлом году
  12. Какую из вакцин от ковида, которыми прививают в Беларуси, одобрил ВОЗ? Главное о здоровье за неделю
  13. Участвовавший в испытании «Спутника V» минчанин спустя полгода проверил, что ему вкололи
  14. «Пленные взбунтовались — врача похоронили с оркестром». История и артефакты из лагеря в Масюковщине
  15. Эксперт рассказал, что можно посадить в длинные выходные, а что еще рано сажать
  16. «Баявая сяброўка». Як украінка набыла танк, вызваляла на ім Беларусь ад фашыстаў і помсціла за мужа
  17. Автозадачка на выходные. Загадка про легендарный автомобиль эпохи 70-х
  18. Белгидромет предупредил о заморозках в ночь на 10 мая
  19. Арина Соболенко выиграла турнир в Мадриде, одолев первую ракетку мира
  20. «Когда войну ведут те, кто уже проиграл». Чалый объясняет «красные линии» и угрозы Лукашенко
  21. Ведущий химиотерапевт — о причинах рака у белорусов, влиянии ковида и о том, сколько фруктов есть в день
  22. Властям в апреле удалось пополнить резервы валютой. Белорусы отвернулись от доллара?
  23. «Хочу проехать по тем местам». Актер Алексей Кравченко — об «Иди и смотри» и съемках в Беларуси
  24. Сколько людей пришло в ТЦ «Экспобел», где бесплатно вакцинируют от коронавируса
  25. Как белорусские сигареты оказываются в опломбированных вагонах с удобрениями? Попытались найти ответ
  26. Лукашенко подписал декрет о переходе власти в случае его гибели
  27. «Мама горевала, что не дождалась Ивана». Спустя 80 лет семья узнала о судьбе брата, пропавшего в 1941-м
  28. Нарколог рассказала, почему стоит обращать внимание на состав алкоголя
  29. За сутки в стране 1214 новых случая COVID-19, десять скончавшихся
  30. «Поняли, у собаки непростая судьба». Минчане искали брошенному псу дом и узнали, что он знаменит


/ фото автора,

В Несвиже презентовали электробус — автобус на аккумуляторах. TUT.BY прокатился на новинке и выяснил перспективы электрической кареты.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

О том, что в Несвиже собираются катать туристов на «не имеющем аналогов в Беларуси» экологическом транспорте, объявили еще прошлым летом. Внедрять новинку собрались в рамках проекта «Содействие переходу Республики Беларусь к „зелёной“ экономике», который финансирует Евросоюз и реализует Программа развития ООН.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Электробус прибыл в Несвиж в начале апреля. Кстати, растаможить его было непросто: для такого типа общественного транспорта не было таможенного кода.

Марку электробуса на презентации не назвали, на табличке производителя был указан только индекс модели — EG6230T (а вот VIN-номер не указан вовсе). На руле автобуса размещен логотип корпорации Dongfeng. Но нам удалось распознать, что электробус, скорее всего, выпущен китайским предприятием Suzhou Eagle Electric Vehicle Manufacturing.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

И хоть точно такой модели на сайте производителя нет, похожий индекс — только с буквой «К» в конце — несет открытая модификация электробуса. Модели этого же семейства — только под именами Nautico / Sunbus — выпускает корейский концерн Volteco.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

В Несвиже презентовали закрытую модификацию, двери в которой размещены по обоим бортам и в задней стенке — всего 7 дверей. В салоне установлены простые мягкие лавки из искусственной кожи с двухточечными ремнями безопасности. Пассажирских мест — 23, при этом 12 пассажиров сидят лицом против хода движения. Ни с инвалидным креслом, ни с коляской сюда не заберешься.

В автобусе установлены литиевые аккумуляторы, запас хода — до 70 км (при скорости около 20 км/ч и движении по ровной дороге без сильного встречного ветра). Мотор мощностью 10 КВт (примерно 13,6 л.с.), агрегатированный с 5-ступенчатой коробкой передач, может разогнать машину до 45 км/ч. Но при этом, конечно, значительно сократится дальность пути.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Автобусы этого типа выпускаются и с кислотными аккумуляторами, но в рамках Проекта развития ООН специально заказали модификацию с литиевыми батареями, что позволяет существенно снизить время зарядки. Полная зарядка занимает около четырех часов, зарядное устройство позволяет подключаться к обычной электросети и выдает на выходе 72 В, а по окончании процесса автоматически отключается. В салоне находятся сразу две розетки — для автоматической подзарядки (поставил на ночь и ушел) и для зарядки на маршруте под контролем водителя.

Автобус пока приписан к КУП «Несвижский зеленстрой» — там он обслуживается и заряжается. К моменту разрезания ленточки и торжественной передачи новинки электробус накатал чуть больше 90 км.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Во время движения по парковым дорожкам мы не разгонялись выше 12 км/ч. Во-первых, радиус изгиба дорожек не всегда позволяет вписаться в поворот без включения задней передачи. Во-вторых, экскурсоводу в салоне нужно время, чтобы успеть рассказать о достопримечательностях.

При езде по грунтовым дорожкам мы заметили такую особенность: на мягких почвах разбитого на болоте парка быстро появляется «колейка», — уже после всего двух рейсов с журналистами борозды начинают походить на тракторные. Что же будет, когда рейсов будет по десятку-два в день?

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Зампредседателя Несвижского районного исполкома Михаил Афанасик рассказал TUT.BY, что программа коммерческих перевозок пока только разрабатывается, потому что еще не известны эксплуатационные затраты. Примерно в течение месяца в тестовом режиме бесплатно будут катать детей, после чего рассчитают цену билетов.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
В Несвиже и до электробуса был экологически чистый транспорт — две коляски с лошадьми.

Уже разработано четыре маршрута, по которым будет возить туристов новый транспорт: три из них по паркам, еще один — с выездом в город. В будущем электробус хотят пустить по пятому маршруту — к бывшей летней резиденции Радзивиллов в парке Альба.

Электробус имеет право выезда на дороги общего пользования (при скоростях движения до 20 км/ч его регистрируют лишь в Гостехнадзоре), а городские маршруты проложены так, чтобы туристы ехали по улицам с небольшим трафиком.

Туристический сезон длится в Несвиже с конца апреля по конец ноября — вероятно, к концу осени и электробус отправится на зимовку, хотя комплект зимней резины для него получили.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Второй такой же электробус получил республиканский ландшафтный заказник «Свитязанский» под Новогрудком. Информагентства сообщали, что подобные машины могут появиться в Лиде и Сморгони, к концу года два электробуса собираются пустить и в Минске.

На семинаре по вопросам экоинноваций в Несвиже озвучены любопытные цифры: цена электробуса для Минска в 4-5 раз превышает стоимость автобуса с дизельным мотором, расчетный срок его окупаемости – около 20 лет при сроке службы в 10 лет.

-23%
-5%
-15%
-15%
-20%
-11%
-15%
-22%
-50%
0072916