/

18 апреля начальник управления по охране историко-культурного наследия и реставрации Минкульта Игорь Чернявский заявил, что восстановить здание первой минской электростанции, которая находилась у цирка, уже невозможно. Однако, архитектор-реставратор Вадим Глинник рассказал TUT.BY, что не все так однозначно, ведь главный фасад электростанции был помещен на хранение в ожидании решения по его восстановлению.

Вадим Глинник исполняет обязанности научного руководителя объекта «Комплекс зданий бывшей электростанции» до сих пор, поскольку формально объект еще находится в списке архитектурно-культурных ценностей.

Несколько лет назад при проектировании многофункционального комплекса с гостиницей было принято решение о демонтаже основных зданий бывшей электростанции.

— Предполагалось, что фрагменты двух исторических зданий, входящих в комплекс электростанции и сохранивших первоначальный неоготический характер фасадов, будут перенесены на новое место в пределах квартала проспект Независимости — улица Янки Купалы — Свислочь. Разборку кирпичной кладки выполняли методом алмазной резки с использованием канатных стенорезных систем. Однако в ходе производства работ техническое состояние стен позволило сохранить только главный фасад бывшей электроподстанции. Демонтированные фрагменты были переданы на хранение на склад заказчика.

Был разработан проект воссоздания фрагментов на новом месте. Предлагалось развернуть здания главными фасадами на вход в парк Горького. Проектом предусматривалось приспособление восстановленной части историко-культурной ценности под общественно-культурную функцию в виде кафе и торгового помещения. Образное решение фасада было увязано с дизайном подпорной стены, лестницы и благоустройством территории строящейся гостиницы.

— На размещение объекта над туннелями метро было получено предварительное согласие. Был разработан и согласован строительный проект, однако во время производства пробных буронабивных свай в туннеле произошла авария. Работы по реализации были остановлены. И хотя обследование не выявило прямой связи между аварией и производством строительных работ, заказчику было рекомендовано отказаться от строительства над туннелями метрополитена.

В сложившейся ситуации Министерство культуры поручило заказчику совместно с научным руководителем объекта проанализировать возможные варианты воссоздания фрагмента демонтированной историко-культурной ценности.

— В ситуации строящегося многофункционального комплекса с гостиницей существует всего две площадки, на которых возможно воссоздание фрагментов электростанции. При этом ни одна из площадок не позволяет воссоздать фрагменты в ранее планируемом виде — в форме архитектурных объемов, которые можно использовать. Говорить можно не о воссоздании, а только о музеефикации сохраненного подлинного фрагмента — главного фасада здания подстанции, входящего в утраченный комплекс зданий бывшей электростанции.

По словам Глинника, перед смонтированным фасадом можно установить отлитый в бронзе макет исторической застройки квартала электростанции по состоянию на начало 20 века в крупном масштабе. Рядом с макетом или в комплексе с ним возможна установка памятника инициатору создания электростанции — Каролю Чапскому. Здесь же предлагается разместить туристическую информацию о строительной истории утраченного комплекса зданий бывшей электростанции.

— К сожалению, в конце прошлого года работы на объекте были приостановлены. Судьба демонтированных фрагментов подлинного фасада мне неизвестна.

-20%
-25%
-10%
-5%
-10%
-35%
-40%
-20%
-39%
0070127